Способы предупреждения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:11, контрольная работа

Описание

Необходимые знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конфликт и понятие управления конфликтами……………………….5
1.1. Природа конфликта…………………………………….………………...…..5 1.2. Сущность «управления конфликтом»……………………………………....8
Глава 2. Предупреждение конфликтов………………………………………....13
2.1. Методы разрешения конфликтов…………………………………………..13
2.2. Предупреждение конфликтов: менеджерский подход…………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

конфликтология.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

      Второй, более широкий подход можно назвать, социально-управленческим, ме­неджерским. Он связан, прежде всего, с социальной ответственностью власти и бизнеса за создание бла­гоприятных условий для жизнедеятельности людей и в целом во всем социуме, в государстве, и в каждой от­дельно взятой организации. Применительно к органи­зации речь идет о качестве общего и стратегического менеджмента, об организационных изменениях, о корпоративной культуре, добровольном использо­вании правил деловой этики и бизнес-этикета. И, ко­нечно же, о состоянии, тенденциях развития внешней среды — правовых, политических, организационно-административных условиях функционирования биз­неса. Если вести речь о социуме, то профилактика и устранение причин возникновения социальных конф­ликтов предполагает не только анализ конфликтных факторов, но и целенаправленную практическую дея­тельность по повышению уровня и качества жизни населения, сбалансированную социальную политику как на федеральном, так и на региональном и муници­пальном уровнях.

     Технологии предупреждения конфликтов в орга­низации при социально-управленческом подходе не ограничиваются только принятием оптимальных уп­равленческих решений, а предполагают использование всего набора инструментов менеджмента в реализации его основных функций — планирования, организации, мотивации и контроля; проведение организацион­ных изменений, управление качеством, стандарты, антикризисное управление. Структурирование конфлик­та в организации предполагает разъяснение требова­ний в работе, координацию, интеграцию, общие цели, систему вознаграждений. Немаловажное значение приобретает использование современных технологий социальной ответственности бизнеса—социальное инвестирование, социальное партнерство, корпора­тивное гражданство бизнеса. Действующая в органи­зации корпоративная культура, соблюдение норм дело­вой этики ведения бизнеса, кодекса чести постепенно становятся не исключением, а парадигмой поведения в российском бизнес - сообществе. Хотя, безусловно, все эти процессы идут еще очень трудно, с большими конф­ликтными издержками.

     Предупреждение конфликтов включает в себя не просто анализ сложившейся ситуации, фиксацию со­циальных фактов, но и превентивные профилактичес­кие меры, направленные на устранение или миними­зацию причин возникновения конфликтов, для чего требуются дополнительные ресурсы, время. Это весь­ма дорогой и длительный процесс, имеющий свои осо­бенности. Во-первых, предупреждение конфликтов — это составная часть практического процесса плани­рования и организации общего менеджмента. В ряде организаций деятельность по предупреждению конф­ликтов становится составной частью общей стратегии развития и не требует дополнительных затрат и уси­лий. Во-вторых, предупреждение конфликтов пред­полагает устранение или минимизацию причин для возникновения конфликтного противодействия как внутри самой организации, так и во внешней среде, в регионе, социуме, государстве, — везде, где действу­ют эти организации. Не имея возможности изменить внешнюю среду, менеджеры в пределах своих пол­номочий должны создавать условия, исключающие появление острых конфликтных ситуаций, выявлять причины возникновения конфликтов, прежде всего внутри самой организации. Профилактика конфликт­ности внутри любой организации предполагает и вы­явление конфликтных факторов, и поиск, выделение необходимых ресурсов, конкретную управленческую деятельность по решению возникающих проблем, по созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей и налаживанию социального взаимодействия. Предупредить конфликты легче, дешевле, чем потом их разрешать. В-третьих, в имеющейся литературе иногда различают понятия «профилактики» конф­ликтности и собственно деятельность по управлению конкретными конфликтными ситуациями. Однако надо ли разделять эти взаимосвязанные процессы? Профилактика есть всего лишь отдельный этап в об­щем процессе управления конфликтами, растянутом во времени и пространстве.

Указанные и другие направления социально-управ­ленческой деятельности, конечно же, сочетаются с тем, что делается и в рамках психолого-коммуникативного подхода. Эти два подхода применяются на практике в
предупреждении конфликтов не отдельно друг от дру­га, а в тесном единстве. Их не надо противопоставлять, преувеличивать значение менеджмента или позитив­ного поведения, деловой этики. На практике одни меры работают лучше, другие — похуже, но это уже зависит во многом от субъективных факторов, мастерства и компетенции управленцев, конкретной социально-
экономической и политической ситуации в социуме, состояния дел в конкретной организации[1].

Не следует забывать и еще об одном – о свойственном людям чувстве юмора. Наличие этого чувства – одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на мир и людей. Юмор иногда определяют как «примиряющую улыбку», способность человека соединять, примерять, казалось бы несоединимое и непримиримое: добро и зло, возвышенное и мелкое, серьезное и смешное. Будучи действенным инструментом благоприятной совместной жизни людей, юмор способствует разрядке возникшего напряжения в человеческих взаимоотношениях, является хорошим средством «выпустить пар», вызвать позитивные чувства.

Конечно, нельзя надеяться полностью разрешить конфликт только «примиряющей улыбкой», но ослабить его остроту с помощью удачной шутки вполне возможно. Юмор сплачивает людей даже там, где, кажется, не осталось уже больше никаких надежд на примирение.

Способность понимать юмор, являясь важным позитивным качеством личности, служит одним из слагаемых ее престижа.

Конечно, этим средством следует пользоваться, соблюдая чувство меры, имея в виду, что с помощью юмора можно добиться лишь кратковременного повышения позитивной активности людей. Пользуясь шуткой, нельзя допускать превращения всего дела в шутку. Однако и пренебрегать этим средством не следует, поскольку в таком сложном и ответственном деле, как предотвращение и разрешение конфликта, не может быть мелочей[2].  

 

Заключение

 

Предупреждение конфликтов представляет собой сознательную деятельность по отношению  к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.

Изменить отношение к конфликтам практически означает изменить взгляд на жизнь. Попробуйте по-новому взглянуть на конфликты, и вы сможете уверенно и даже творчески находить из них выход.

Столкнувшись со сложной ситуацией, мы иногда проявляем себя не с лучшей стороны - начинаем лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. "Одна из причин, почему мы такие, - говорит доктор Майкл Мэхони, - в том, что в трудные времена мы становимся чрезвычайно самокритичны". Он считает, что все отрицательные оценки и критика, начиная с самого детства, во время кризиса берут вверх. "К тому времени, когда мы становимся взрослыми, мы достигаем мастерства в искусстве самокритики и почти полностью убеждены, что наша негативная самооценка - единственно верная", отмечает Мэхони.

В трудных ситуациях не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нам нужно искать работающее решение, которое "изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление".

Взгляд на проблемы, в том числе и на конфликт, как на нечто позитивное может оказаться полезным: он способен преобразить ваше мышление и помочь найти решение.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: 2-е изд., перераб. и доп. 2005 – С. 496.

2. Зигерт В., Ланге Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика. 1993 – С.231.

3. Кабушкин Н.И. Учебник. – Мн.: МПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс» - 1997. – С. 284.

4. Козлов В.В. Козлова А.А. Управление конфликтом. М.: Экзамен, 2004 – С.198.

5. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология . Социальные конфликты: учебник для студентов вузов – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – С. 287.

6. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2005. – С. 302.

7. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для вузов – М.: Академический Проект; Трикста, 2007 – С. 799.

8. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. –2–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвящение, 1990. – С. 256.

9. Конфликтология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – С. 487.

10. Уткин. Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: ЭКСМО, 1998 – С. 342.

11. Чумиков А.Н. Конфликтология социальных отношений как комплексная науч­ная дисциплина и практическая специализация // СОЦИС. 1997. С. 123—124.

 

 

 

2

 



[1] Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. –2–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвящение, 1990. – С. 113.

[1] Уткин. Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: ЭКСМО, 1998 – С. 246.

[1] Кабушкин Н.И. Учебник. – Мн.: МПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс» - 1997. – С.241.

[1] Чумиков А.Н. Конфликтология социальных отношений как комплексная науч­ная дисциплина и практическая специализация // СОЦИС. 1997. С. 123—124.

 

[1] Козлов В.В. Козлова А.А. Управление конфликтом. М.: Экзамен, 2004 – С.56.

[1] Зигерт В., Ланге Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика. 1993 – С.180.

[1] Кильмашкина Т.Н. Конфликтология . Социальные конфликты: учебник для студентов вузов – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – С. 72.

[1] Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2005. – С. 239.

[1] Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: 2-е изд., перераб. и доп. 2005 – С. 427.

[1] Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для вузов – М.: Академический Проект; Трикста, 2007 – С. 367.

[2] Конфликтология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – С. 349.


Информация о работе Способы предупреждения конфликтов