Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:02, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и сравнение государственных регулирований систем социальной защиты населения в России и разных странах мира.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- понятие системы социальной защиты населения.
- изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации;
- рассмотрение принципов государственной социальной политики в мире;
Внебюджетные социальные фонды – одна из форм социальной защиты населения.
Все
внебюджетные фонды социального
назначения имеют статус государственных
некоммерческих финансово – кредитных
учреждений. Управляя ими (за исключением
фондов обязательного медицинского
страхования) осуществляется на федеральном
уровне, а региональные и местные
отделения подчиняются
Имущество
и средства каждого из них являются
государственной
Пенсионный фонд
Пенсионное обеспечение – это базовая и наиважнейшая социальная гарантия развития общества, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (а это свыше 25-30 % населения), а косвенно практически все трудоспособное население.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2009 году составил более 1,9 триллиона рублей.
За
счёт средств Фонда получают пенсии
38,5 млн. российских пенсионеров, включая
трудовые пенсии (по старости, по инвалидности,
по случаю потери кормильца), пенсии по
государственному пенсионному обеспечению,
пенсии военнослужащих и их семей, социальные
пенсии, пенсии госслужащих. В соответствии
с действующим
Принятый 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения.
Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – переходя от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы.
Пенсионный
фонд РФ является самостоятельным финансово-
В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения.
При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика, являются его личной собственностью, которая обеспечивает выплату пенсии. Смотри приложение № 3
Фонд социального страхования (ФСС)
Фонд
социального страхования
ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.
Основными задачами ФСС являются:
1.
обеспечение гарантированных
2.
участие в разработке и
3.
осуществление мер для
4.
частичное содержание
5.
разработка совместно с
За счет средств Фонда социального производится:
1.
выплата пособий по
2.обеспечение
льготных категорий граждан
3.обеспечение
инвалидов техническими
4.
оплата пособий по
5.оплата родовых сертификатов;
6. доплата (25%) за первичную медико – санитарную помощь работающим гражданам;
7.
доплата за диспансеризацию
8.
оплата дополнительных
9.
оплата (полная или частичная)
для детей застрахованных
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральним законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
Обязательное
медицинское страхование (ОМС) является
составной частью государственного
социального страхования и
ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Обязательное
медицинское страхование –
Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:
1. обеспечение реализации Закона «об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;
2.
обеспечение предусмотренных
3.
участие в разработке и
4.
обеспечение её финансовой
2. Системы
социальной защиты населения в мире.
2.1. Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы
Системы
социального страхования и
1)
страны, где доминируют страховые
принципы, где размеры выплат
и пособий связаны с
2)
страны, где страховые принципы
социальной защиты населения
менее выражены, где размеры пособий
и выплат более соответствуют
индивидуальным потребностям, а
финансирование осуществляется
в основном из налоговых
3) страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;
4)
страны, где системы социальной
защиты населения, как таковой,
К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон.
Однако во всех странах этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета. Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.
Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.
К третьей группе стран относятся Нидерланды и Италия, представляющие смешанную систему социального обеспечения. Однако их системы более близки к системам первой группы стран. Но есть и определенные отличия. В Италии, например, государство не берет на себя обязательства по выплате гарантированного социального минимума доходов. Такие гарантии дают лишь некоторые местные власти в отдельных областях. В Нидерландах, наоборот, социальное обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя страны.
К четвертой группе стран относятся Испания, Португалия, Греция. Системы социальной защиты населения этих стран находятся пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гарантированного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам.
Во
всех европейских странах социальная
защита многофункциональна. Как правило,
она выполняет 11 функций, соответствующих
основным социальным рискам, которым
подвергается человек в течение
жизни: (риск заболевания, риск инвалидности,
риск производственного травматизма
и профессионального
Информация о работе Сравнение систем социальной защиты населения в России и в мире