Сравнение систем социальной защиты населения в России и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ и сравнение государственных регулирований систем социальной защиты населения в России и разных странах мира.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- понятие системы социальной защиты населения.
- изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации;
- рассмотрение принципов государственной социальной политики в мире;

Работа состоит из  1 файл

курсовая онот чистовик.docx

— 71.98 Кб (Скачать документ)

     Внебюджетные  социальные фонды – одна из форм социальной защиты населения.

     Все внебюджетные фонды социального  назначения имеют статус государственных  некоммерческих финансово – кредитных  учреждений. Управляя ими (за исключением  фондов обязательного медицинского страхования) осуществляется на федеральном  уровне, а региональные и местные  отделения подчиняются центральному аппарату фондов. Структура органов  управления фондов обычно состоит из высшего коллективного и единоличного исполнительного. Руководители фондов назначаются Правительством РФ, в состав коллегиальных органов как правило входят представители законодательной власти и общественных организаций.

     Имущество и средства каждого из них являются государственной собственностью, не подлежат изъятию в бюджет и находятся  в оперативном управлении органов  управления фондов. Основным доходным источником для всех фондов являются обязательные страховые взносы работодателей, исчисляемые в процентах от начисленной  оплаты труда, а в Пенсионный фонд страховые взносы уплачивают и граждане. Бюджеты фондов и отчеты об их исполнении ежегодно утверждаются в форме федерального закона. Самостоятельно (на основании  утвержденных бюджетов) фонды производят и расходование средств. Временно свободные  средства фондам разрешено помещать на депозит в учреждениях Центрального банка и инвестировать в государственные  ценные бумаги. Контроль за исполнением бюджетов Фондов осуществляют их ревизионные комиссии, формируемые либо исполнительными органами государственной власти (Государственный фонд занятости), либо высшими коллегиальными органами самих фондов (Пенсионный фонд). Кроме того, для всех фондов предусмотрены обязательные ежегодные аудиторские проверки.

     Пенсионный  фонд

     Пенсионное  обеспечение – это базовая  и наиважнейшая социальная гарантия развития общества, так как непосредственно  затрагивает интересы нетрудоспособного  населения (а это свыше 25-30 % населения), а косвенно практически все трудоспособное население.

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Объем  получаемых ПФР доходов и выполняемых  им пенсионных платежей в 2009 году составил более 1,9 триллиона рублей.

     За  счёт средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров, включая  трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. В соответствии с действующим законодательством  Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам  граждан пенсии переводятся по месту  по месту их постоянного проживания в 63 государствах. В системе индивидуального (персонифицированного) учёта ПРФ  по итогам 2009 года зарегистрировано более 129,6 млн. застрахованных работников, в  том числе свыше 38 миллионов пенсионеров. С фондом сотрудничает 6,2 млн. работодателей  – страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и  обязательствах государства перед  ними.

     Принятый 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения.

     Создание  ПФР стало вехой в решении  одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации  – переходя от государственного пенсионного  обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию. ПФР был  создан для государственного управления средствами пенсионной системы.

     Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, однако это самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Пенсионный фонд мобилизует и использует средства фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также  определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

     В настоящее время в России используется так называемая накопительная система  пенсионного обеспечения.

     При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все  сбережения плательщика, являются его  личной собственностью, которая обеспечивает выплату пенсии. Смотри приложение № 3

     Фонд  социального страхования (ФСС)

     Фонд  социального страхования является вторым по объему аккумулируемых средств  государственным внебюджетным фондом.

     ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

     Основными задачами ФСС являются:

     1. обеспечение гарантированных государством  пособий;

     2. участие в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников, мер по совершенствованию  социального страхования;

     3. осуществление мер для обеспечения  финансовой устойчивости Фонда,  в том числе создание резерва;

     4. частичное содержание санаториев  – профилакториев, и различных  санаторных и оздоровительных  лагерей для детей;

     5. разработка совместно с Министерством  труда и социального развития  РФ предложений о размерах  тарифа страховых взносов на  социальное страхование.

     За  счет средств Фонда социального  производится:

     1. выплата пособий по обязательному  социальному страхованию, в том  числе оплата пособий по временной  нетрудоспособности («больничных»)4

     2.обеспечение  льготных категорий граждан путевки  на санитарно – курортное лечение;

     3.обеспечение  инвалидов техническими средствами  и протезами;

     4. оплата пособий по беременности  и родам, пособий при рождении  ребенка, пособий по уходу за  ребенком, до достижении возраста полутора лет;

     5.оплата  родовых сертификатов;

     6. доплата (25%) за первичную медико – санитарную помощь работающим гражданам;

     7. доплата за диспансеризацию работающих  граждан;

     8. оплата дополнительных медицинских  осмотров работающих граждан,  занятых на работах с вредными  и опасными факторами;

     9. оплата (полная или частичная)  для детей застрахованных граждан  стоимости путевой в расположенные  на территории Российской Федерации,  санитарно – курортные и оздоровительные  организации и др.

     Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральним законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

     Фонд  обязательного медицинского страхования (ФОМС)

     Обязательное  медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объеме и на условиях, соответствующих  программе обязательного медицинского страхования. (ст.1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации)

     ФОМС  предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

     Обязательное  медицинское страхование – составная  часть государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам равные возможности в  получении медицинской и лекарственной  помощи за счет средств обязательного  медицинского страхования.

     Основными задачами Федерального и территориальных  фондов в системе обязательного  медицинского страхования являются:

     1. обеспечение реализации Закона  «об обязательном медицинском  страховании граждан РФ»;

     2. обеспечение предусмотренных законодательством  РФ прав граждан;

     3. участие в разработке и осуществлении  государственной финансовой политики;

     4. обеспечение её финансовой устойчивости. 

 

2. Системы социальной защиты населения в мире. 

     2.1. Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы

     Системы социального страхования и социальной помощи в странах Западной Европы реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

     1) страны, где доминируют страховые  принципы, где размеры выплат  и пособий связаны с индивидуальными  страховыми взносами;

     2) страны, где страховые принципы  социальной защиты населения  менее выражены, где размеры пособий  и выплат более соответствуют  индивидуальным потребностям, а  финансирование осуществляется  в основном из налоговых фондов;

     3) страны, занимающие промежуточную  позицию между первыми двумя;

     4) страны, где системы социальной  защиты населения, как таковой,  пока нет, она только формируется.

     К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В  этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон.

     Однако  во всех странах этой группы государство  берет на себя обязательство перед  гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой  доход он получал ранее и сколько  внес в страховой фонд. Этот вид  выплат осуществляется из общенационального  бюджета. Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых  взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим  возмещением расходов граждан за счет государства.

     Вторая  группа стран, к которой относятся  Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана  со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный  бюджет. Социальные выплаты и пособия  распределяются более равномерно. В  основе такого распределения лежит  идея о том, что люди в нужде  равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних  доходов. Разница между выплатами  и пособиями заключается в  основном в том, что социальные выплаты  обязательны, на них имеет право  претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

     К третьей группе стран относятся  Нидерланды и Италия, представляющие смешанную систему социального  обеспечения. Однако их системы более  близки к системам первой группы стран. Но есть и определенные отличия. В  Италии, например, государство не берет  на себя обязательства по выплате  гарантированного социального минимума доходов. Такие гарантии дают лишь некоторые  местные власти в отдельных областях. В Нидерландах, наоборот, социальное обеспечение находится на очень  высокой ступени развития, и система  охватывает каждого жителя страны.

     К четвертой группе стран относятся  Испания, Португалия, Греция. Системы  социальной защиты населения этих стран  находятся пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гарантированного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам.

     Во  всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет 11 функций, соответствующих  основным социальным рискам, которым  подвергается человек в течение  жизни: (риск заболевания, риск инвалидности, риск производственного травматизма  и профессионального заболевания, риск потери кормильца, риск безработицы, риск миграции, риск потери жилья, риск материнства и т.д.).

Информация о работе Сравнение систем социальной защиты населения в России и в мире