Сравнение систем социальной защиты населения в России и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ и сравнение государственных регулирований систем социальной защиты населения в России и разных странах мира.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- понятие системы социальной защиты населения.
- изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации;
- рассмотрение принципов государственной социальной политики в мире;

Работа состоит из  1 файл

курсовая онот чистовик.docx

— 71.98 Кб (Скачать документ)

     Другие  виды социальной помощи: дополнительное обслуживание бедняков, расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних, пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий и пр.

     Различия  среди европейских стран по статье расходов довольно значительны. Одна группа стран, среди которых Греция, Италия, Португалия и Испания, тратят менее 1% своего ВНП на эти цели. Другая группа стран – Германия и Нидерланды – от 12,5 до 2%, в то время как  оставшиеся страны – более 2%.

     Большинство стран озабочены сокращением  рождаемости. В этой связи многие страны внесли существенные изменения  в политику оказания помощи семье. Так, во Франции в начале 80-х гг. были приняты законы в пользу многодетных семей. Например, семья с тремя и более детьми стала получать пособие в размере трети средней заработной платы.

     Во  всех странах размеры пособий  на детей возрастают с каждым новым  ребенком. Исключение составляют Ирландия, Нидерланды, Португалия и Великобритания.

     Во  многих странах были увеличены пособия  по беременности и родам. Такая политика была направлена на то, чтобы создать  наилучшие условия для сочетания  работы, карьеры и заботы о доме и семье. В этой связи в течение  последних пяти лет во многих странах  была увеличена продолжительность  отпуска по беременности и родам. Самый большой отпуск по беременности и родам в настоящее время в Дании (28 недель) и во Франции (26 недель). В остальных странах он варьируется от 13 до 20 недель. Во многих странах для родителей, которые бы хотели находиться с ребенком более продолжительное время, существуют социальные пособия, но они небольшие.

     2.2. Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы

     Программы преждевременного выхода на пенсию стали  разрабатываться в середине 80-х  гг. и были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты  два четко выраженных решения:

     1) ранняя пенсия с правом работать;

     2) ранняя пенсия без права работать. В наибольшей степени программы  были реализованы в Бельгии,  Франции, Германии, в меньшей –  в Великобритании и Дании.

     Так в Бельгии на пенсию можно уходить  уже в 50 лет. Если увольнение связано  с потребностями фирмы, пожилые  люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты  поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может  обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в  ограниченных размерах.

     Обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных оговаривается  в Бельгии четко и жестко с  тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых  к другой.

     Во  Франции пожилые работники в  случае увольнения могут получать пособие  по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных  моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования  по безработице и правительственного фонда.

     В Германии было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный  возраст был снижен до 57 лет, если желающие накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации. Все это  оговаривалось в Законе о раннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984, который  через пять лет был заменен  другим.

     Подобные  данные можно привести и по другим странам. Но, необходимо заметить, что  результаты раннего ухода пожилых  людей на пенсию весьма противоречивы. С точки зрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышение  производительности труда в результате избирательного сокращения, быстрое  устранение избыточной численности, омоложение рабочей силы. Однако есть и негативные результаты: потеря опытных работников, мастерства. Восприятие этой ситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно: оптимизм в начале в результате хорошей компенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения, утратой контактов, ощущением ненадобности.

     Тем не менее, пенсионные реформы более  поздних лет в некоторых странах, предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста. В Италии подобное увеличение пенсионного возраста произойдет в ближайшие годы в соответствии с реформой 1992 года. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формы  преждевременного ухода на пенсию.

     В ряде стран Европы правительства  вынуждены были предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и  женщин. Речь шла, прежде всего, о возможности  получать пенсию за умершего супруга. В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право  на 60% от пенсии умершего супруга. В  Дании в 1985 году было отменено пособие  по случаю потери кормильца вместе со всеми правами на социальное страхование  умершего супруга.

     2.3. Социальное обеспечение в Швеции

     В скандинавских странах преобладает  государственная модель организации  социальной защиты населения. Как правило, понятие «социальная защита»  в этих странах трансформировано в понятие «социального благосостояния». Эта модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот  и пособий. Несмотря на схожие черты, скандинавские страны несколько  отличаются по характеру и организационным  формам реализации социальной политики. Рассмотрим модель социального обеспечения  Швеции.

     Социальное  страхование составляет основной элемент  шведской системы социальной защиты. Государственное страховое управление находится под юрисдикцией Министерства здравоохранения и социальных дел  и отвечает за систему всеобщего  страхования. В настоящее время  вся система социальной защиты населения  в Швеции регулируется Законом о  всеобщем страховании (1962 г), который  предусматривает три типа страхования:

     1) систему страхования по болезни  и страхования родителей;

     2) систему народных пенсий;

     3) систему дополнительных пенсий.

     Все постоянно проживающие в Швеции (шведской и иной национальности) в  возрасте от 16 лет и старше зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального  страхования.

     2.4. Системы страхования по болезни и страхование родителей.

     Они включают в себя следующие виды страхования: обязательное медицинское, стоматологическое, пособия родителям, пособие по болезни.

     Обязательное  медицинское страхование охватывает различные выплаты в связи  с посещениями врача, стоматолога, лечением в больнице и т. д. Как  правило, эти расходы непосредственно  оплачиваются конторой социального  страхования медицинскому учреждению или лицу, ответственному за лечение. Обычно пациент платит только небольшую  сумму за консультацию. Общий тариф  применяется к государственным  амбулаторным услугам. В конце 80-х  гг. пациент платил 60 крон (90 крон за вызов врача на дом) поликлинике, а врач получал от нее полную зарплату. Посещение частных врачей возмещается  несколько по - иному. Пациент платит свои 60 крон, за каждое посещение, а  остальную часть гонорара врач получает их национальной системы здравоохранения  здоровья.

     В настоящее время структура компенсаций  изменилась. Государство теперь субсидирует  расходы поликлиник, исходя не из числа  посещений, а в пропорции к  числу жителей региона. Гонорары, которые платят пациенты, включают не только посещение врача, но и выписку  рецептов, больничного, лабораторные исследования.

     Расходы на лечение в больнице по болезни  или в связи с рождением  ребенка оплачиваются непосредственно  местной конторой социального страхования. Пациент не платит ничего за лечение  в больнице города, где он проживает. Максимальный оплачиваемый срок лечения  в больнице – 2 года. Застрахованное лицо, посетившее медицинское учреждение имеет право на компенсацию дорожных расходов, компенсируется также покупка  лекарств для хронических больных полностью, для остальных – частично.

     Стоматологическое страхование является частью обязательной системы страхования здоровья. Оно  охватывает всех застрахованных свыше 20 лет. По закону стоматологическая  помощь детям и молодежи до 20 лет  оказывается бесплатно, причем как  государственными, так и частными дантистами. Стоматологическая помощь взрослому пациенту обходится дорого. Обычно он платит 60% за услуги, если они  не превышают 3 тысяч крон за курс. Зубной врач непосредственно получает возмещение за остальную часть из местной  конторы социального страхования.

     Пособие по болезни – компенсация, выплачиваемая  за потерю дохода из - за болезни или травмы. Оно составляет до 90% получаемого дохода и облагается налогом. Для получения пособия необходимо сообщить о болезни местной конторе социального страхования. Пребывание в больнице сокращает пособие до одной трети его размера.

     При рождении ребенка система страхования  родителей обеспечивает пособия  им в течение 12 месяцев. Женщина во время беременности может получать 50 дней до рождения ребенка пособие  по материнству. После рождения ребенка  родители сами определяют, как поделить оплачиваемый отпуск между собой. Сейчас этим пользуется каждый пятый отец в Швеции. Кроме того, отцы имеют  право отсутствовать 10 дней на работе после рождения ребенка. Родители, вынужденные оставаться дома для ухода за детьми до 12 лет, имеют право на получение пособия, если ребенок болеет; если мать находится в больнице в ожидании еще одного, а отец остается дома с детьми, если ребенок посещает врача, то сопровождающий родитель получает пособие. В среднем, как отцы, так и матери остаются по этим причинам дома по 6-7 дней в году. Каждый родитель имеет право на пособие по болезни ребенка сроком до 60 дней в год на каждого ребенка. Родители, имеющие детей до 8 лет, могут сократить продолжительность рабочего дня с 8 до 6 часов со снижением зарплаты.

     2.5. Система национальных пенсий.

     Эта система включает народную (основную), дополнительную (трудовую), частичную (неполную) пенсии. Во всех случаях выплаты  основываются на ежегодно устанавливаемой  правительством так называемой базовой сумме, которая автоматически возрастает с инфляцией. В 1990 году базовая сумма равнялась 29,7 тысяч крон.

     В Швеции пенсионный возраст – одинаковый для мужчин и женщин – 65 лет. Можно  уйти на пенсию раньше с соответствующим  изменением размера пенсии. Закон 1976 года о частичных пенсиях дает возможность сократить рабочее  время и получать компенсацию  за потерянный доход. Но, при условии: получатель должен работать не менее 17 часов в неделю.

     Народная  и дополнительная пенсии включают три  формы: по старости, по инвалидности, семейные, выплачиваемые в связи со смертью  кормильца. Один человек может получать сразу несколько пенсий.

     Каждый  гражданин, постоянно проживающий  в Швеции, имеет право на получение  народной пенсии по завершению срока  работы. Люди, имеющие право на дополнительную пенсию, с 1979 года получают и народную. Размер народных пенсий по старости весьма низкий (20% заработка), поэтому имеющий  только народную или низкую дополнительную получает также коммунальную жилищную субсидию и надбавку к пенсии, которые  не облагаются налогом.

     Пенсия  по инвалидности в системе народных пенсий равна пенсии по старости. Ее получают лица от 16 лет и старше, потерявшие трудоспособность из -за болезни, инвалидности до пенсионного возраста. Если человек заботится о неполноценном ребенке до 16 лет, то в системе народных пенсий выплачиваются и пособия на детей.

     Семейная  пенсия в системе народных пенсий включает вдовью пенсию (не выплачиваемую  вдовцам) и сиротам. Пенсия выплачивается  в случаях, когда вдова, достигшая  возраста 36 лет, была замужем не менее 5 лет. Полная пенсия выплачивается  вдове по достижении 50 лет или, когда  она имеет ребенка до 16 лет. Полная пенсия идентична пенсии по старости. Выплата прекращается при выходе вдовы замуж. Пенсия детям в возрасте до 18 лет выплачивается по случаю смерти одного или обоих родителей.

     2.5. Система всеобщих дополнительных пенсий.

     Для получения полной дополнительной пенсии необходимо проработать 30 лет. Для неполной пенсии – минимум 3 года. При меньшем  стаже размер пенсии сокращается  на одну треть за каждый неотработанный год. Средний размер рассчитывается по 15 годам с наивысшей оплатой. Дополнительная пенсия вместе с народной пенсией составляет свыше 70% дохода за прошлые годы.

Информация о работе Сравнение систем социальной защиты населения в России и в мире