Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:02, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и сравнение государственных регулирований систем социальной защиты населения в России и разных странах мира.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- понятие системы социальной защиты населения.
- изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации;
- рассмотрение принципов государственной социальной политики в мире;
В
отличие от социальной защиты трудоспособных
людей социальная защита социально
уязвимых слоев населения представляет
систему гарантированных
Таким
образом, под социальной защитой
населения понимается система законодательных,
экономических, социальных и иных гарантий
и льгот для обеспечения всем
трудоспособным гражданам равных прав
и возможностей труда, лечения, отдыха,
а нетрудоспособным (социально уязвимым)
слоям - преимуществ в пользовании
для этих целей общественными
фондами потребления. Политика социальной
защиты реализуется, как правило, на
основе пассивно-распределительных
методов. Специфической разновидностью
понятия «социальная защита населения»,
часто используемой в науке и
практике управления, является категория
«социальная поддержка
С начала проведения реформ 90-х годов государственная политика в области социальной защиты населения в России была сведена к защите социально уязвимых слоев общества, неспособных поддерживать свое материальное положение собственными силами (пожилые, инвалиды, дети, безработные, вынужденные мигранты и пр.). Это было связано с переходом к рыночной экономике и недостаточностью бюджетных средств для полноценной реализации всех функций социальной защиты (в широком смысле) исключительно одних только нетрудоспособных и малообеспеченных. Построение системы социальной защиты (в узком смысле), охватывающую лишь малообеспеченные группы населения, и на очень низком уровне, отражает явную недостаточность развития общества, прежде всего экономического.
К
числу главных элементов
Важным
элементом системы социальной защиты
является, социальное страхование. Оно
означает страхование людей от возможного
изменения их материального и
социального положения. Социальное
страхование осуществляется в форме
обязательного и добровольного
страхования. Система обязательного
социального страхования
Следующим элементом системы социальной защиты населения является социальное обеспечение. Социальное обеспечение - это форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных слоев и категорий населения, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства, из средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов.
К
системе социального
С целью возмещения временно утраченного заработка или оказания материальной помощи выплачиваются другие виды социальных пособий.
Компенсационные
выплаты предназначены
Отсутствие
анализа адресного
Неэффективность системы социальных льгот подтверждается динамикой показателей уровня жизни населения, которые изменяются не в сторону сглаживания различий в доходах, а в сторону усиления социально - экономической дифференциации. Одной из ключевых причин этого в современных условиях является политика завышенных обещаний при недостаточных экономических возможностях. В таких условиях система социальных льгот не оказывает существенного влияния на уровень жизни действительно нуждающихся слоев населения.
Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования. К денежным выплатам относятся социальное пособие (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы), субсидия - (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг) и компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Уже в начале переходного периода отмечаются некоторые шаги по улучшению прямой социальной защиты населения. Они затрагивают, прежде всего, порядок выплаты социальных пособий их величину.
Наиболее
очевидная попытка
В
подавляющем большинстве
Величина социальных пособий устанавливается отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования применяется показатель прожиточного минимума и его динамика.
Фактически прожиточный минимум является набором благ и услуг в стоимостном выражении. Их потребление служит непременным условием нормальной жизнедеятельности человека.
В российской практике социальной защиты населения выделяются два типа прожиточного минимума: так называемый жизненный, рассчитанный на главные, преимущественно физиологические потребности, без удовлетворения которых вообще невозможно сносно существовать, и социальный, рассчитанный на удовлетворение несколько более широкого по сравнению с предусмотренным жизненным минимумом набора потребностей в области продовольствия, промышленных товаров и услуг.
Высокому
региональному уровню прожиточного
минимума должен соответствовать высокий
региональный уровень социальных выплат
(и оплаты труда). И наоборот. Разнообразие
вариантов прожиточного минимума позволяет
более дифференцировано подходить
к определению потребления
В России для определения абсолютной величины прожиточного минимума обычно используется метод потребительской корзины. Она формируется посредством установления государственными ведомствами на основе научных разработок минимальных норм потребления. Без их соблюдения осуществление нормальной жизнедеятельности человека крайне затруднено, если вообще возможно.
При
определении минимальной
В 1995 году Государственная Дума приняла Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В нем это понятие определялось как показатель минимального состава и структуры потребления, материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Величина прожиточного минимума устанавливалась в размере 40 % от среднедушевого денежного дохода, складывающегося в целом по стране и в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Будучи важнейшим нормативом, для определения величины социальных выплат и минимальной оплаты труда, прожиточный минимум призван стать основным инструментом прямой социальной защиты населения. Но при этом нужно иметь в виду, что нет и не может быть полного совпадения между прожиточным минимумом и минимальными выплатами, тем более абсолютно у всех их получателей.
Более узким по размерам группам из числа малообеспеченных предоставляются целевые выплаты. Типичными примерами могут служить ежеквартальные компенсации семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента, ежегодные выплаты на приобретение комплекта детской одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.
Общие
компенсационные выплаты
Денежная
компенсация стала применяться
с апреля 1991 года после административного
повышения цен. Тем не менее, многие
ее виды, используемые в настоящее
время, придание ей системного и постоянного
характера непосредственно
Некоторая часть малообеспеченных попадает в разряд бедняков. Величина их доходов, то есть, прежде всего, социальных пособий, будучи не в состоянии поддержать «достойный» уровень жизни, не достигает не только верхнего предела бедности, выражаемого в социальном варианте прожиточного минимума, но и нижнего предела, выражаемого в его жизненном варианте. Это особенно характерно для тех, у кого главным материальным источником существования служат не трудовые пенсии, а выплаты по общественному вспомоществованию. Напротив, у получателей пособия по социальному страхованию степень распространения бедности несколько ниже.
Таким
образом, в первую половину 90-х годов
преобладает тенденция к
В 90-х гг. наметился «новый курс» политики в области прямой социальной защиты. Были предусмотрены следующие изменения: разграничение видов социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным слоям; выделение «интересов» детей, пенсионеров и инвалидов в качестве приоритетных при компенсации роста цен нуждающимся группам населения; осуществление постепенного перехода на заявительную форму предоставления помощи; сокращение числа социальных выплат с заменой их преимущественно пособиями по малообеспеченности, предоставляемыми семье, вне зависимости от причин ее бедности.
Информация о работе Сравнение систем социальной защиты населения в России и в мире