Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (Швеция и Норвегия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 01:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа страхования занятости в странах Северо-Западной Европы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику социальной работы в Норвегии;
провести анализ моделей социальной работы Швеции;
провести сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы на примере Швеции и Норвегии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Социальной работы в Норвегии 6
1.1. Общество в Норвегии. Социальное обеспечение 6
1.2. Характеристика социальной работы Норвегии 9
Глава 2. Анализ моделей социальной работы Швеции 12
2.1. Система социального обеспечения 12
1.2. Шведская социальная модель 16
Глава 3. Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы на примере Швеции и Норвегии 19
3.1. Страхование занятости в Норвегии 19
3.2. Страхование занятости в Швеции 24
3.1. Общее в социальном страховании занятости в Швеции и Норвегии 33
Заключение 36
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (Швеция и Норвегия).docx

— 78.51 Кб (Скачать документ)

На муниципальном уровне есть также  службы, которые еще не закреплены специальным законодательством. Многие из них достаточно новые. Они относятся  к развивающимся методам социальной работы, хотя могут выглядеть и  как экспериментальные.3

Среди них:

Центры добровольцев, в задачу которых  входит налаживание связи между  людьми, которые хотят помочь, и  теми, кто нуждается в помощи. 
Службы, работающие с конфликтующими сторонами, как альтернатива полиции: это обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим. Например, преступник выполняет определенную работу для пострадавшего.

Молодежные клубы организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить  преступность и потребление наркотиков.

Приют для женщин: убежище  и лечение для женщин, которые  подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.

Центры для беженцев: временное  убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.

Институты, приюты, частные дома, в  которых осуществляется забота и  уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдается маломестным частным и  общественным институтам.

Кроме того, в молодежной среде  ведется непосредственная работа по месту жительства, на улице (так наз. «полевая работа») с целью реабилитации лиц с девиантным поведением. 

Глава 2. Анализ моделей социальной работы Швеции

2.1. Система социального обеспечения

 

Главными принципами системы социального  обеспечения работников в Швеции являются всеобщность (равное право  для всех работников – постоянных жителей страны при наступлении конкретных обстоятельств получить определенный вид обеспечения), универсальность (Равным образом все граждане вне зависимости от их социального статуса принимают участие в ее финансировании, внося соразмерный своим доходам вклад (принцип солидарности). Государство же берет на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения) и многообразие видов (пенсии, пособия, содержание в домах престарелых и т.п.), высокие размеры пособий, соответствующие сложившемуся в обществе уровню потребностей.4

Система социальной защиты населения  является стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния». Ее роль и значение красноречиво иллюстрируется статистическими данными ОЭСР: если принимать в расчет только доход в форме зарплаты (в среднем около 2,5 тыс. долл. в месяц), то 36% населения страны можно было бы отнести к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран мира). Однако после перераспределения совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и страховых фондов) в категорию бедных попадает лишь 5,6%. Сравнимые аналогичные показатели для США составляют 27% и 17%.

Дороговизна подобной системы (уровень  налогообложения в Швеции – до 67%, один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и нищетой и соответственно прочной политической стабильностью.

Создававшаяся десятилетиями социал-демократами  «уравнительная» система имеет сильную поддержку не только среди левых, но и либерально-консервативных избирателей. Даже умеренное сокращение госрасходов на социальную сферу вызывает болезненную реакцию населения и профсоюзов. С такими настроениями обязано считаться и нынешнее социал-демократическое правительство.

Если принять всю сумму расходов на социальное обеспечение за 100 %, то, доля в ней центрального правительства  составляет 27 %, местных органов власти – 31, бюджетов предприятий – 41, а доля застрахованных – всего 1 %.

В настоящее время Швеция – единственная страна в мире, где доля государственных расходов на социальное обеспечение в ВНП превышает 42 %.  

Наиболее важными видами социального  обеспечения являются пенсии (по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и пособия (по временной нетрудоспособности, на детей, малообеспеченным семьям, многодетным  семьям, различные семейные пособия, на жилье, на получение образования, по безработице).

Уровень пенсионного обеспечения  рядового шведа позволяет не менять кардинально образ жизни при  уходе на пенсию. Пенсия по старости считается всеобщей, т. е. ее получают все граждане при достижении 65 лет  и инвалиды от рождения.

В основу исчисления любого вида пенсии в Швеции положен принцип нормирования. Пенсия определяется в процентах  от базовой суммы, которая приближается к прожиточному минимуму.

Пенсия за выслугу лет введена  с 1959 г. Страхования по этому виду пенсионного обеспечения обязательно распространяются на всех экономически активных лиц, включая мелких предпринимателей. Главное условие ее получения – работа не менее 3 лет по найму. Кроме того, для выплаты этой пенсии необходим стаж в 30 лет.

Право на получение пенсии за выслугу  лет имеют лица, достигшие 65 лет. Размер пенсии зависит от дохода ее получателя, но в принципе она составляет около 60 % (2/3 усредненной зарплаты работающего  за 15 лет его самой высокооплачиваемой работы) из трудового стажа в 30 лет, когда зарплата была наибольшей. Их минимальный размер составляет 4 тыс. крон (октябрь 1996 г.). Государственные пенсионные фонды формируются за счет отчисления определенного процента с фонда заработной платы предприятий. С физических лиц пенсионные отчисления не взимаются. Наряду с низкооплачиваемыми категориями населения все пенсионеры пользуются дотацией на жилище.5

Страхование на случай травмы на производстве, по дороге на работу или с работы, а также на случай профессионального  заболевания – один из самых старых видов обязательного социального страхования в стране. Он введен в 1916 г., а страхование по болезни и инвалидности – в 1891 г. Действующим законодательством предусмотрено, что получившим травму или профессиональное заболевание выплачиваются пенсия и пособие на возмещение расходов на медикаменты в течение не более чем 90 дней. По истечении этого срока инвалид получает страховое возмещение по страхованию жизни, которое выплачивается в сумме, соответствующей полному (100 %) заработку.

В дополнение к перечисленным видам  государственных пенсий работники  могут компенсировать потерю доходов  следующим образом. Служащие государственных  предприятий и большинство служащих частных компаний имеют право  на пенсию, которая выплачивается  им по условиям коллективных договоров  тех компаний и предприятий, на которых  они работали. Ряд банков, кооперативов, компаний заключают с работниками  договоры личного страхования на случай утраты трудоспособности в пожилом  возрасте. Кроме того, чтобы иметь  дополнительные гарантированные средства в старости, около 2 % работников заключают договоры со страховыми компаниями на выплату им регулярных страховых возмещений по достижении 65 лет.

Уровень безработицы в Швеции составляет 1,8-2,2 %; для многих стран этот показатель считается полной занятостью. Государство  не только занимается трудоустройством безработных, но и поддерживает их материально. Выплата пособий по безработице  проводится по прошествии пяти дней после  потери рабочего места. Максимальный срок предоставления материальной помощи составляет 300 дней для лиц моложе 55 лет и 450 дней для лиц более старшего возраста.6

Страхование от безработицы. Охватывает 90% работающего по найму населения  и предусматривает в случае потери работы компенсацию до 80% от заработанной платы.

В среднем пособие фонда профсоюзных  страховых касс по безработице составляет 9 тыс. крон (при максимуме в 12 тыс.) в месяц. Фонды страховых касс по безработице, которыми пользуются 68% потерявших работу, формируются из отчислений работодателей (72%), перечислений из госбюджета (25%) и взносов лиц  наемного труда – членов кассы (3%).

При этом безработный должен быть членом общества добровольного страхования  на случай безработицы. Если же он не является таковым, то он может получать пособие  максимум 150 дней.

Согласно договору страхования  пособие должно возмещать до 90 % прежнего заработка, но в реальной действительности его размер колеблется в пределах 45-90 %. В минимальном размере пособие  получает небольшое число лиц.

Социальные льготы семье и престарелым. При рождении ребенка родители получают 12-месячный оплачиваемый отпуск, а также  не облагаемое налогами ежемесячное  пособие до достижения ребенком 16 лет, разовое пособие ребенку до 8 лет, пособие родителям и детям до 12 лет по болезни, алименты на содержание детей до 18 лет (половина оплачивается государством), пособия детям до 18 лет в связи с потерей одного из родителей, выплаты на содержание детей-инвалидов до 16 лет. В целом, средняя шведская семья с учетом всех пособий, но без вычета налогов имеет доход в 25-28 тыс. крон (свыше 3 тыс. долл.) + 640 крон на каждого ребенка в месяц. Семьи, имеющие доход ниже 25 тыс., получают жилищную дотацию, а малообеспеченные - еще и социальную помощь. Коммунальные органы власти субсидируют детские сады, полностью оплачивают начальное и среднее школьное образование (для получения высшего образования государство предоставляет льготные займы). В ведение муниципалитетов входит также содержание домов для престарелых.

1.2. Шведская социальная модель

 

Шведская  модель работает на базе рыночной экономики: 95% наших предприятий – частные, и именно они обеспечивают хороший  рост производства. Хотя, разумеется, у нас есть и свои монополисты – единые государственные системы электрической сети, железных дорог, ядерной энергетики, телекоммуникаций и т.д. Тем не менее, государственный сектор производства крайне незначителен – меньше, чем в Италии или Франции.

Крупный сектор, которым распоряжается государство, – социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Все это требует больших бюджетных затрат, потому и налоги, включая социальные отчисления, в Швеции достаточно высоки – примерно 60% ВВП. До недавнего времени здравоохранение и образование были абсолютно бесплатными. Образование таковым и осталось, включая высшее, а медицина частично стала платной.

Истоки  шведской модели нужно искать в 30-х  годах, когда социал-демократическое  правительство, пришедшее к власти после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., заключило соглашение с крестьянской партией о государственном регулировании экономики для бесперебойного процесса общественного производства. Основная цель этого решения – поддержание эффективного спроса и полная занятость населения.

Принятые  меры позволили быстро преодолеть последствия  кризиса. Но основные достижения нового курса, получившего с легкой руки публицистов название шведской модели социализма, пришлись на послевоенные годы.

Важный  элемент шведской модели – политика на рынке труда. Общая ответственность за ее проведение возложена на парламент и правительство, в частности на министерство труда, которому подчиняется государственная администрация рынка труда. В этой системе существует около 400 государственных служб занятости. Но в последнее время разрешены и частные агентства по трудоустройству. Однако закон, как правило, требует, чтобы все возникающие вакансии работодатели регистрировали в государственной службе занятости.7

Вот лишь некоторые факты из шведской жизни: средняя зарплата рабочего в промышленности – 16 тыс. крон в месяц, служащего в частном секторе – 22-23 тыс. крон (1 шведская крона = 0,13 долл. США). Самая низкая заработная плата – 9-10 тыс. крон, самая высокая – 40-50 тыс. крон. Пособие по безработице для работавших полный рабочий день – 240 крон в день; для тех, кто заранее застраховался, – 80% предыдущей зарплаты (максимально 580 крон в день). Больничный лист работнику понадобится лишь в том случае, если он болеет более 7 дней, а выплаты по нему составляют до 80% его заработка. Средняя продолжительность жизни – 78 лет у мужчин, 81 год у женщин – имеет тенденцию к росту. 7 из 10 шведов уверены в будущем, и только 2% пожилых людей считают, что экономически живут плохо.

Одно  из главных направлений государственного регулирования – разработка и осуществление различных программ на рынке труда. В частности, для стимулирования занятости и спроса на рабочую силу их более десяти. Задача состоит в поощрении спроса на труд в периоды его спада. Кроме того, они дают безработным возможность приобрести производственный стаж, что серьезно облегчает устройство на открытом рынке труда, а также закладывают основу для выбора профессии или курсов переквалификации.

В мире известна и шведская система социального страхования населения. За время своего существования – особенно после второй мировой войны – она претерпела значительные изменения. Ее основной чертой стала универсальность, т. е. в орбите социального страхования оказывается каждый житель страны независимо от рода занятий, а во многих случаях и от того, получает или не получает этот человек заработную плату. Такое положение дел именуется в Швеции универсальной социальной политикой.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы на примере Швеции и Норвегии

3.1. Страхование занятости в Норвегии

 

В Норвегии все граждане состоят  членами государственных фондов страхового и пенсионного обеспечения, охватывающих предоставление медицинской  помощи, получение пенсии по старости и инвалидности, улучшение условий  жизни семей, имеющих детей. Более 90% детей в Норвегии посещают государственные  школы, обучение в которых бесплатное. Норвегия традиционно характеризуется  равномерно распределенной среди ее населения собственностью и в  течение многих лет остается эгалитарным  и относительно однородным обществом. Так, соотношение между наиболее высоким и минимальным уровнями оплаты труда составляет 2:1 (наиболее высокооплачиваемая категория работающих, рабочие-нефтяники, получают в среднем 290 тыс. крон в год, наименьший заработок, в среднем 151 тыс. крон в год, у  работников сферы обслуживания). В  среднем, норвежские рабочие и служащие получают около 212 тыс. крон в год.8

Информация о работе Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (Швеция и Норвегия)