Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (Швеция и Норвегия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 01:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа страхования занятости в странах Северо-Западной Европы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику социальной работы в Норвегии;
провести анализ моделей социальной работы Швеции;
провести сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы на примере Швеции и Норвегии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Социальной работы в Норвегии 6
1.1. Общество в Норвегии. Социальное обеспечение 6
1.2. Характеристика социальной работы Норвегии 9
Глава 2. Анализ моделей социальной работы Швеции 12
2.1. Система социального обеспечения 12
1.2. Шведская социальная модель 16
Глава 3. Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы на примере Швеции и Норвегии 19
3.1. Страхование занятости в Норвегии 19
3.2. Страхование занятости в Швеции 24
3.1. Общее в социальном страховании занятости в Швеции и Норвегии 33
Заключение 36
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (Швеция и Норвегия).docx

— 78.51 Кб (Скачать документ)

Схема государственного страхования, система обязательных пенсий, охватывающая всех норвежских граждан, была введена  в 1967. Медицинское страхование и  помощь безработным были включены в  эту систему в 1971. Все норвежцы, включая домашних хозяек, по достижении 65 лет получают основную пенсию. Дополнительная пенсия зависит от доходов и трудового  стажа. Средний размер пенсии примерно соответствует 2/3 заработка в наиболее высоко оплачивавшиеся годы. Пенсии выплачиваются  из фондов страхования (20%), за счет отчислений работодателей (60%) и из государственного бюджета (20%). Потеря доходов во время  болезни компенсируется пособиями  по болезни, а при длительном заболевании  – пенсиями в связи с утратой трудоспособности. Медицинское обслуживание платное, но из фондов социального страхования оплачиваются все расходы на лечение, превышающие 187 долл. в год (услуги врачей, пребывание и лечение в государственных больницах, родильных домах и санаториях, приобретение лекарств при некоторых хронических заболеваниях, а также, при полной занятости – двухнедельное ежегодное пособие в случае временной потери трудоспособности). Женщины получают бесплатную дородовую и послеродовую медицинскую помощь, а работающие женщины при полной занятости имеют право на оплаченный 42-недельный отпуск по беременности и родам. Государство гарантирует всем гражданам, включая домохозяек, право на четырехнедельный оплачиваемый отпуск. Кроме того, лица старше 60 лет имеют дополнительный недельный отпуск. Семьи получают пособия в размере 1620 долл. в год на каждого ребенка моложе 17 лет. Каждые 10 лет все трудящиеся имеют право на годовой отпуск с сохранением полной заработной платы для обучения в целях повышения квалификации.

Норвегия традиционно характеризуется  равномерно распределенной среди ее населения собственностью и в  течение многих лет остается эгалитарным  и относительно однородным обществом. Соотношение между наиболее высоким  и минимальным уровнями оплаты труда  составляет 2:1 (наиболее высокооплачиваемая категория работающих, рабочие-нефтяники, получают в среднем 290 тыс. крон в  год, наименьший заработок, в среднем 151 тыс. крон в год, у работников сферы  обслуживания). В среднем, норвежские рабочие и служащие получают около 212 тыс. крон в год.

В Норвегии, как и в Швеции общегосударственного размера минимальных гарантий оплаты труда нет. Минимальная ставка определяется в коллективных соглашениях в  разных секторах экономики. Причем в  некоторых странах эти гарантии поддерживают только предприятия, подписавшие  договор, а в остальных – все  предприятия отрасли, независимо от того, участвовали они в соглашении или нет. В таком государстве  как Норвегия говорят о минимальной  зарплате в строительной отрасли, в  здравоохранении, у транспортников, но не о минимальной зарплате в целом по стране .

Норвегия в течение 6 последних  лет лидирует по уровни жизни в  глобальном списке Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), и это значит, что благосостояние страны благосостояние реально идет на пользу людям. Как Норвегии удалось  использовать свои шансы?

Трудовые отношения в Норвегии регулируются законодательством и  коллективными договорами между  представителями работников и предпринимателями  либо их объединениями. Согласно Закону о производственной демократии 1976 года, на предприятиях с количеством работников более 200 человек должны создаваться  объединенные советы предприятия, включающие представителей администрации и  профсоюза, если в него входит более 2/3 работников, Закон о защите рабочих  и производственной среды 1977 г. требует, в частности, производить увольнение работников лишь «по справедливой причине». Действующее законодательство предписывает выплату «семейных надбавок»  к заработной плате в зависимости  от количества детей.

Норвежское законодательство определяет минимум сведений, которые должны включаться в любой трудовой договор. В числе этих сведений: величина заработной платы, в том числе  надтарифные надбавки; заводские  пенсии; нормальная продолжительность  рабочего дня и ежегодно оплачиваемого  отпуска и др.9

В Норвегии в соответствии с действующим  законом о равноправии «соискатель  вакантной должности, получивший отказ, имеет право потребовать от работодателя письменное разъяснение о том, какие  образование, опыт работ и другие подтвержденные профессиональные качества имеются у получившего должность  соискателя другого пола».

Если имеет место различный  подход к женщинам и мужчинам при  приеме на работу, продвижении по службе, увольнении или временном увольнении, работодатель в Норвегии должен доказать, что такой подход не обусловлен полом соискателей или работников.

Следует отметить, что в Норвегии большое внимание уделяется вопросу  равноправия мужчин и женщин на производстве. В Генеральном соглашении между  Центральным объединением профсоюзов Норвегии и Союзом промышленников и  предпринимателей Норвегии в части  «В» «Дополнительные договоры»  заключен рамочный договор по равноправию  мужчин и женщин на производстве. Цель указанного договора – «добиться  того, чтобы каждый трудящийся независимо от пола получал бы одинаковые возможности  для работы и профессионального  развития, имел равные права по стажу, заработной плате, обучению и продвижению  по службе». При заключении данного  рамочного соглашения стороны ссылаются  на Конвенцию МОТ N 111 о дискриминации  по вопросам найма на работу и профессионального  образования.

Отдельный параграф 3-9 «Равноправие»  включен в отраслевое тарифное соглашение между Союзом предпринимателей Норвегии, Ассоциацией предприятий рыбообрабатывающей промышленности и рыболовства и  Центральным объединением профсоюзов Норвегии, Норвежским профсоюзом работников пищевой промышленности.

При проведении работы, направленной на соблюдение закона о равноправии, стороны тарифного соглашения обязуются  обращать внимание на следующие моменты:

  • равноправие – ответственность руководителей; 
  • равноправие между полами – это больше чем только заработная плата;
  • равноправие – это также вопрос взглядов и норм, и он требует большого внимания и участия со стороны профсоюзных работников;
  • работа по равноправию должна обсуждаться и проводиться в рамках широкого сотрудничества на предприятии.10

Согласно подписанному тарифному  соглашению, стороны на отдельном  предприятии также должны, в период действия договора, рассмотреть свои местные договоры с тем, чтобы  обеспечить их соответствие положениям и целям закона о равноправии.

В зарубежной строительной практике сдельная оплата применяется мало. Наиболее популярна она в Великобритании, где составляет в строительстве 14% (для сравнения, в обрабатывающей промышленности 42%). В Норвегии и  Дании применяется «модифицированная  сдельная оплата», в которой предусматривается  некоторый гарантированный минимум. Чаще всего применяется оплата за конечный результат или повременная.

В Норвегии все же существуют проблемы оплаты труда. Норвежский профсоюз работников ресторанного и гостиничного обслуживания HRAF проводил 33-дневную забастовку, добившись  существенного увеличения надбавок за работу в выходные дни и в  ночное время. Профсоюз предпринял эту  акцию, когда все другие попытки  согласовать новые ставки для  работы в «неудобное время» были отвергнуты работодателями. Эти ставки оставались неизменными вот уже более  десяти лет. Начав с забастовки, в  которой приняли участие члены  профсоюза из 20 отелей и ресторанов, профсоюз неуклонно наращивал давление, вызвав в конечном итоге закрытие 75% всех отелей и ресторанов в Осло. В целом, в забастовке приняли  участие 4000 работников из 122 отелей и  ресторанов.

Забастовка HRAF рассматривалась профсоюзным  движением как борьба за интересы всех низкооплачиваемых работников, многие из которых женщины.

Хотя новые ставки оплаты неудобных  рабочих часов ниже тех, которых  добивался профсоюз, 90% членов проголосовали  за новое соглашение, что HRAF рассматривает  как прорыв. Надбавка за ночную работу, которая теперь отсчитывается с  полуночи, а не с часа ночи, как  ранее, была повышена до 35 норвежских крон (4,60 доллара США), а надбавка за работу в выходные дни теперь составляет 19 норвежских крон и начисляется с 14:00 субботы, вместо предыдущих 16:00. Новый тарифный договор также предполагает общее повышение зарплаты, с дополнительными надбавками за выслугу лет и квалификацию. Повышение пенсии, которого удалось добиться, поднимает пенсионное обеспечение в гостиничном и ресторанном секторе до уровня, преобладающего в других секторах. Развивая успех проведенной забастовки, HRAF подготовил широкую кампанию по вовлечению в свои ряды новых членов.

3.2. Страхование  занятости в Швеции

 

Каждая социально-экономическая  модель преследует и создана для  определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать  нормальные условия воспроизводства  высококвалифицированной рабочей  силы.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию  классовых неравенств и в итоге  построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается  одним из самых высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень  жизни определяется комплексом различных  показателей. По ВВП и потреблению  на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени  выравнивания доходов Швеция опережает  все остальные страны мира. Отношение  зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.11

В области заработной платы в  Швеции сложилась своеобразная система, получившая наименование «солидарной  политики зарплат». Она основана на ряде принципов, из которых наиболее важными являются: справедливое распределение доходов пропорционально тяжести труда и его результативности; равное вознаграждение за равный труд для мужчин и женщин, различных возрастных категорий работников, трудящихся предприятий одной отрасли, но разных форм собственности (работник не должен страдать из-за низкой рентабельности своего предприятия); уменьшение вилки зарплат по отраслям экономики между рабочими и служащими. Базовая же цель – общее повышение жизненного уровня в стране.

Определенные результаты в этом, несомненно, достигнуты. Так, дифференциация средней оплаты труда в отраслях обрабатывающей промышленности по сравнению  с Германией здесь меньше в  два раза и в три раза – по сравнению с США. Зарплата работающих шведок составляет в среднем почти 90% фактического заработка мужчин (хотя в стране формально провозглашен принцип равной оплаты за равный труд, практически его не всегда придерживаются).

Система определения уровня заработной платы в промышленности и сфере  услуг в Швеции представляет собой  один из элементов довольно сложной  «шведской модели» социально-экономического развития. Основой этой системы является периодически проводимая кампания по перезаключению коллективных трудовых соглашений, в ходе которой между  представителями работодателей  и профсоюзов проводятся переговоры о содержании нового трудового соглашения, в частности, об оплате труда. С начала 50-х годов шведские профсоюзы  на переговорах о перезаключении коллективных договоров проводят политику солидарной заработной платы, основой  которой являются следующие принципы: равная оплата за равный труд и сокращение разрыва между размерами минимальной  и максимальной заработной платы. Принцип  равной оплаты за равный труд предусматривает  сквозные по народному хозяйству  тарифные условия для работников, выполняющих одинаковую работу одной  квалификации с одинаковой интенсивностью. При этом важно отметить, что эта  система не исключает дифференциацию заработков в зависимости от конкретных трудовых результатов.

Политика солидарной заработной платы  направлена на решение ряда целевых  задач. Прежде всего, она наряду с  рыночной конкуренцией дополнительно  стимулирует процесс постоянного  обновления производства на основе последних  достижений науки и техники. При  этом соблюдается принцип равной оплаты за равный труд, который в  шведской трактовке означает, что  работники разных предприятий, имеющие  одинаковую квалификацию и выполняющие  аналогичную работу, получают одинаковую зарплату вне зависимости от результатов  хозяйственной деятельности предприятия. Если из десяти предприятий одной  отрасли три работают высокорентабельно, пять – на среднем уровне, а два  – убыточно, то рабочие на любом  из этих предприятий получают одинаковую плату за одинаковый труд, а именно на среднем уровне, зафиксированном  в отраслевом соглашении.12

В результате шведские профсоюзы не дают возможности хозяевам низко  рентабельных предприятий снижать  заработную плату против установленного на переговорах по перезаключению коллективных трудовых соглашений общего уровня. На практике это реализуется через  принципиальную позицию профсоюзов на переговорах с предпринимателями, которая заключается в том, что  профсоюзы стремятся к установлению одинакового роста зарплаты на соответствующий  период (в %) для всех предприятий, исходя из возможностей средних по рентабельности. Речь идет о таком уровне оплаты труда, когда предприятиям со средней  рентабельностью обеспечивается нормальная норма прибыли, позволяющая им при  прочих равных условиях поддерживать необходимую конкурентоспособность.

Информация о работе Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (Швеция и Норвегия)