Структура малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:07, реферат

Описание

В нашем реферате на тему «Малые группы » дается определение малой группы, классификация малых групп, рассказывается об истории исследования малой группы.
Основная задача нашей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии социальных психологов, а именно понятие группы, ее количественные параметры, нижний и верхний предел, т.е. границы малой группы.

Содержание

Введение
1. Теория малых групп
1.1 Структура малой группы
1.2 Социально-психологический подход к малым группам
1.3. Правила поведения в малых группах
2. Изучение малых групп
2.1. Характеристика малых групп
2.2. Виды и функции малых групп
2.3. Групповая динамика
2.4. Метод социометрии
3. Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

dokument_1.docx

— 76.77 Кб (Скачать документ)

 

Психологически развитой как коллектив считается такая  малая группа, в которой сложилась  дифференцированная система различных  деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно  назвать коллективистскими.

 

Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через  понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и  информированности. Под нравственностью  имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

 

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать  и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения  с другими коллективами или их представителями, а также с новичками  в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется  в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив  от внешне похожих на него социальных объединений.

 

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять  тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого  в своем коллективе. Чувство коллективизма  не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

 

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность . Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доб4рожелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

 

Организованность проявляется  в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении  обязанностей между ними, в хорошей  взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива;

 

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных  взаимоотношений является хорошее  знание членами коллектива друг друга  и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью . Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

 

Эффективность понимается как  успешность решения коллективом  всех имеющихся у него задач. Одним  из важнейших показателей эффективности  высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

 

Таких малых групп, которые  полностью бы отвечали всем перечисленным  требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально  существующих малых групп занимает промежуточное положение между  слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим  социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как  идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Структура малых групп

 

Малой группой  обычно называют небольшое число  людей, хорошо знающих друг друга  и постоянно взаимодействующих  между собой. Количество определений  малой группы приближается к сотне, но чаще всего в них указывается  на следующие признаки:

контактность  — возможность каждого члена  группы регулярно общаться друг с  другом, воспринимать и оценивать  друг друга,обмениваться информацией;

целостность —  социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая  воспринимать их как единое целое;

стабильность  состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников;

устойчивость  взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает  вносить необходимый вклад в  удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;

наличие внутренней структуры, включающе5й систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля;

удовлетворение  личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие  от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

 

В самом общем  виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой  находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов.

 

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой  группы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или  триаду.

 

Диада состоит  из двух человек, социальное начало в  диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия  как основа существования диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон межличностных отношений  в диаде); жесткость структуры  отношений — уход одного из партнеров  приводит к распаду диады; наличие  только одной линии взаимодействия.

 

Триада — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады  свойствами:

наличием феномена большинства и, следовательно, более  оформленного проявления социального  начала, системы социальных отношений;

возможностью  создания качественно новой позиции  — наблюдателя, что добавляет  существенный момент к возникающей  системе взаимоотношений. К примеру, наличие этой позиции может добавить нечто к одной из позиций в  конфликте. Тем самым создается  дополнительная основа для разрешения конфликта иснимается его личностная природа.

 

Относительно  верхнего предела группы существуют различные мнения:

Достаточно распространенными  являются представления, сформированные на основе открытия числа 7+2 при исследованиях  объемов оперативной памяти. Оно  означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти, а поскольку  малая группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал  в поле своих контактов всех членов группы. По аналогии с памятью, это  может быть обеспечено при наличии  в группе 7+2 членов.

Вторым подходом к определению верхней границы  группы выступает утверждение о  зависимости ее размеров от характера  деятельности. Малой группой тогда  оказывается группа, представляющая собой некоторую единицу совместной деятельности, а ее численность определяется эмпирически. Например, при исследовании семьи в качестве малой группы на равных будут рассматриваться  семья, состоящая из трех человек, и  семья, в которую входят 10 членов и более. При анализе рабочих  бригад в качестве малой группы может  приниматься бригада как из пяти человек, так и из 40 человек, если при этом именно данная группа выступает  единицей предписанной ей деятельности. В случае, когда численность группы превышает определенную «критическую массу», она неизбежно распадается  на подгруппы, клики, фракции.

 

Важно также отметить, что количество связей в группе увеличивается  в геометрической прогрессии, если число членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек — 11, а в группе из семи — 120 связей.

 

В то же время, чем  меньше по численности группа, тем  интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения  теряют личностный характер, формализуются  и перестают удовлетворять членов группы. Группа из 5—7 человек считается  оптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп  включает 7 индивидов и менее.Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковремен6ные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы».

Впервые деление малых  групп на первичные и вторичные  ввел американский социолог Ч. Кули (1864 – 1929). Он ввел в классификацию малых  групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей . Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы – учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо (1880 – 1949) при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличаеися тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В соответствии с этим также строго в формальной группе распределены и роли всех членов группы, система подчинения руководству. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту  дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и  неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

Несмотря на некоторую  нечеткость терминологии, обнаружение  самого наличия двух структур в малых  группах имело очень большое  значение. Оно было уже подчеркнуто  в исследованиях Мэйо, и из них впоследствии были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность использовать неформальную структуру отношений в интересах организации. В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой.

Информация о работе Структура малой группы