Структура малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:07, реферат

Описание

В нашем реферате на тему «Малые группы » дается определение малой группы, классификация малых групп, рассказывается об истории исследования малой группы.
Основная задача нашей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии социальных психологов, а именно понятие группы, ее количественные параметры, нижний и верхний предел, т.е. границы малой группы.

Содержание

Введение
1. Теория малых групп
1.1 Структура малой группы
1.2 Социально-психологический подход к малым группам
1.3. Правила поведения в малых группах
2. Изучение малых групп
2.1. Характеристика малых групп
2.2. Виды и функции малых групп
2.3. Групповая динамика
2.4. Метод социометрии
3. Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

dokument_1.docx

— 76.77 Кб (Скачать документ)

 

Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой  сплоченности особое место принадлежит  групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия  конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень  подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах Соломон Аш (Эш) в 1951 г.

 

Обычно различают два  вида конформизма:

внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;

внутренний, когда индивид  действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и  есть, таким образом, результат преодоления  конфликта в пользу группы. В свою очередь внутренний конформизм предполагает две линии поведения: некритическое  принятие мнения большинства и сознательное признание личностью норм и стандартов группы.

 

Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью «наизнанку», выступает негативизм — поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мнению, хотя и со знаком минус.

 

Нормативный конформизм подразумевает  необходимость подчиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить  с людьми хорошие отношения или  заслужить одобрение. Информационное влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный характер и  мнение окружающих может оказаться  ценным источником информации. Любопытно  отметить, что после того как человек  согласился с той или иной группой, у него возникает довольно сильная потребно10сть оправдывать выбранное решение.

 

Таким образом, конформизм проявляется  не только в ситуации сильного влияния  группы, но и тогда, когда человек  чувствует себя некомпетентным и  стремится избежать возможных ошибок, когда задание кажется ему  чересчур трудным.

 

Групповая сплоченность с  точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована  также Л. Фестингером. Сплоченность анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало понятие когнитивного диссонанса — осознания индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы.

 

По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации и социального влияния неразрывно переплетены с процессами возникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующие со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:

количество когнитивных  элементов мнения индивида, совпадающих  с противоположным мнением. Чем  больше консонантных отношений, т.е. чем  больше количество совпадающих когнитивных  элементов двух высказываемых мнений, тем меньше вызванный разногласием диссонанс. Таким образом, количественная характеристика определяет в конечном счете степень несогласия;

важность когнитивных  элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для  отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные  элементы, свидетельствующие о существовании  иных взглядов на эту проблему, и  тем больше будет диссонанс, вызванный  выражением несогласия;

авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными.

 

Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем сильнее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах:

самостоятельное изменение  мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса;

изменение мнения субъекта через влияние;

утверждение превосходства  собственного мнения.

 

Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.

 

Функции групповой  коммуникации

 

Коммуникация в малой  группе, помимо информативной, выполняет  следующие функции:

формирование согласия;

обеспечение согласованных  действий;

складывание особой культуры группы.

 

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения  члена группы под влиянием внешних  стимулов, но достижение определенной степени согласия. Согласие есть формирование общей картины мира. Это непрерывный  процесс, который состоит из последовательного  ряда взаимодействий. Когда возникает  согласие, происходит взаимопроникновение  картин мира, что позволяет каждому  члену группы понимать точки зрения других.

 

Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совместные действия, в группе просто невозможны без эффективной  коммуникации. Американский психолог Дж. Слоткин провел следующий эксперимент среди пациентов, страдающих нарушением коммуникативных функций. В продолжение почти двух месяцев 15 пациентов ежедневно по нескольку часов находились в одной комнате. Были созданы условия для определенных совместных действий — игр, обсуждений и т.п. Но за весь период ни устойчивых взаимоотношений, ни какой-либо социальной иерархии не установилось, хотя было точно известно, что представления о взаимных статусах сохранились, поскольку участники эксперимента при необходимости обращались к представителям госпитального штата.

 

Все действия, внешне похожие  на согласованные, на самом деле таковыми не являлись. Например, когда один из испытуемых начинал смеяться, к нему могли присоединиться и другие, но при этом абсолютно не представляя причину смеха. Столь же заразительны были и проявления страха, а когда кто-нибудь повышал голос, другие тоже начинали громко разговаривать. Но высказывания не адресовались ни к кому из находившихся в комнате. Попытки кооперации в играх, требующих совместной деятельности (например, в карты), также ни к чему не приводили: у каждого игрока были собственные правила и своя индивидуальная версия о том, как должна происходить игра. Единственным кооперативным достижением за указанный период было установление определенного порядка мест при рассаживании. Но этим структурирование группы и ограничилось.

 

Особая культура группы формируется  в результате коммуникации. В малых  группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате такого общения устанавливается  особая коммуникация, благодаря чему формируется специфическая культура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и правила поведения, традиции и ритуалы.

 

К примеру, исследования, проведенные  Ф. Ротлисбергером, показали, что в производственных группах существуют общие представления об определенной дневной норме, поэтому тех, кто делает слишком много, осуждают. В то же время группа подстегивает отстающих. Люди напряженно работают до тех пор, пока не выполнена дневная норма, а затем позволяют себе расслабиться.

 

Важно отметить и такой  важный элемент культуры, как система  санкций, принятая в данной группе по отношению к нарушителям групповых  установлений. Так, в производственной группе слишком старательному рабочему, не обращающему внимания на предостережения, грозит «потеря» инструментов или снижение объема выработки вследствие «недоброкачественности»  исходных материалов. В критической  ситуации такому работнику может  быть отказано в помощи. В крайнем  случае человек может физически присутствовать, но в то же время не являться членом группы. Вокруг него может установиться все возрастающая социальная дистанция, причем давление может распространиться и на тех, кто с ним близок.

 

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание  самой группы.

2. 1 Характеристики малой группы

 

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор  ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор  предписаний, требований, пожеланий  общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения  или разобщения группы, развитие групповых  норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

 

2.2 Виды и функции малых групп

По роду деятельности

промышленные11

Учебные

любительские 

По способу  возникновения 

формальные - возникающие  для выполнения определенных функций  внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени  развития межличностных отношений

От дифференциальных групп  до коллектива

По значимости индивида

группы членства (все люди в группе)

референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции  групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

 

 

2.3 Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

сплочение или разобщение групп;

процесс образования неофициальных  групп внутри групп формальных;

становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно  складывающихся стандартов поведения  индивида. Такие нормы - стандарты  делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой  деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона  конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов  в динамике групп является выделение  лидера. Лидер - член малой гр12уппы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

целеполагание (в т.ч. принятие решений)

координацию совместных действий

контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение  субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для  оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный  социальный объект. Ее элементами (как  и элементами других соц. систем) выступают  люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым  группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен  с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

Направление действий лидера:

Направление

обеспечить

1. Внешняя среда

Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)

2. Межличностные  отношения

Включенность, расположение, контроль.

 

Включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто  не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности.

 

Расположение, достаточное  для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции.

 

Контроль за принятием  решений, достаточный, чтобы все  участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)

3. Разрешение конфликтов

Интеграция точек зрения (сплочение группы против конфликта)

Информация о работе Структура малой группы