Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:07, реферат
В нашем реферате на тему «Малые группы » дается определение малой группы, классификация малых групп, рассказывается об истории исследования малой группы.
Основная задача нашей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии социальных психологов, а именно понятие группы, ее количественные параметры, нижний и верхний предел, т.е. границы малой группы.
Введение
1. Теория малых групп
1.1 Структура малой группы
1.2 Социально-психологический подход к малым группам
1.3. Правила поведения в малых группах
2. Изучение малых групп
2.1. Характеристика малых групп
2.2. Виды и функции малых групп
2.3. Групповая динамика
2.4. Метод социометрии
3. Заключение
Список литературы
Таким образом, и вторая из
традиционно сложившихся
Третья классификация малых групп различает группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную. Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная – оценивает его с позиции принятых в группе норм. В отечественной социальной психологии ( А.В. Петровский, р. 1924) референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтности» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц (Щедрина, 1979).
Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой.
Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации малых групп. Так, А.В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом: диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности; ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями; корпорация — взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности; коллектив — взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
Высказываются предположения, что виртуализация жизни, развитие информационных сетей могут привести к возникновению виртуальных групп «по интересам», объединенных общением с помощью электронной «паутины» Интернета.
Особо благоприятное значение для членов группы, их социализации, самоактуализации и самоутверждения, а также успехов совместной деятельности имеет группа, находящаяся на высоком уровне социально-психологического развития и характеризующаяся как коллектив. Он отличается наивысшей сплоченностью, единством устремлений на достижение общественно и личностно значимых целей, взаимным упрочением формальной и неформальной структур, социально зрелыми групповыми явлениями (групповыми нормами, коллективным мнением, настроениями, традициями и обычаями и пр.), деловыми и товарищескими взаимоотношениями, доброжелательностью, дружбой, товариществом, взаимопомощью, согласованностью действий, коллективизмом, эмоциональным подъемом, высокой групповой идентифицированностью членов, умением их сочетать личные отношения с коллективными, настроениями удовлетворенности членством в коллективе и гордостью за принадлежность ему. В коллективе присутствует чувство чести коллектива, необходимости уважать, беречь и укреплять его.
1.2 Социально психологический подход к малым группам
В изучении социальных групп
существуют два основных подхода
— социологический и социально-
Социально-психологический подход заключается в изучении социально-психологических явлений и процессов, возникающих и функционирующих в группах при совместной деятельности людей, входящих в них. Включенность группы в определенный вид общественных отношений служит фактором, определяющим общность содержания и форм деятельности людей в группе, а вместе с этим и общность психологических характеристик группы.
При характеристике психологии группы следует учитывать, что она является субъектом деятельности, а поэтому все особенности деятельности отражаются в ней. По своему психологически своеобразны производственная бригада, туристическая группа, спортивная команда, ученический класс и др., и те же группы, но при осуществлении разных видов деятельности, решении разных задач.
Для психологии малых групп имеют значение:
• композиция группы (или ее состав);
• структура группы;
• групповые процессы;
• групповые нормы и ценности;
• система санкций.
Так, состав конкретной группы определяет ее своеобразие среди однотипных групп. Психология всякой студенческой группы, например, имеет нечто общее для всех студенческих групп, но каждая чем-то, а нередко и существенно, психологически отлична от других.
На психологии группы сказывается и ее структура — структура «власти», представляющая собой официальное распределение отношений руководства и подчинения, распределение прав и обязанностей между ее членами, предусмотренный порядок отношений и совместных действий, и анализ того, как она влияет на психологию и взаимоотношения членов группы. Однако важно более глубокое проникновение в психологическую структуру группы, на которую влияют различные индивидуально-личностные факторы, реальное выполнение ролей и обязанностей, реальные взаимоотношения, реальная согласованность действий. Все это может значительно отличаться от предусмотренного официально. Поэтому формальная характеристика структуры группы должна быть дополнена характеристикой межличностных отношений, предпочтений, мотиваций, полным учетом индивидуально-личностных проявлений при совместном выполнении групповой деятельности. Для оптимального функционирования группы необходимо, чтобы внешняя (официальная) и внутренняя (неофициальная) структура жизни и деятельности группы соответствовали друг другу.
Важное место в характеристике группы занимают групповые социально-психологические процессы — те, которые организуют деятельность группы: общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и др.
Особая часть характеристик психологии группы касается положения индивида в группе. К психологическим феноменам, имеющим отношение к такому положению, относятся статус, позиция, роль, система групповых ожиданий, групповые нормы и санкции.
Статус характеризует место индивида в системе групповой жизни. Для измерения статуса используется широко распространенная социометрическая методика. Однако получаемые с ее помощью данные нельзя абсолютизировать, ибо место индивида в группе определяется не только социометрическим статусом, но и многим другим.
Позиция — система взглядов, ценностей, установок, выражающих отношение индивида к событиям, вопросам совместной деятельности группы. Если статус задан соответствующей структурой группы и носит объективный характер, то позиция выражает внутреннее отношение индивида к группе или деятельности, т. е. является индивидуально своеобразной (субъективной) характеристикой.
Роль — нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от личности, занимающей тот или иной статус в группе.
Важным компонентом
Групповые нормы представ7ляют собой неписаные правила, которые выработаны, приняты группой и представлены в ее психологии особым феноменом. Норму можно определить как идею, правило, эталон поведения, представленный в сознании членов группы и определяющий, что члены группы должны делать, какое поведение от них ожидается в данных обстоятельствах. Чтобы совместная деятельность была возможна, этим нормам должно подчиняться поведение всех членов группы, и они призваны выполнять регулятивную функцию.
Групповые санкции — это социально-психологические средства и механизмы, с помощью которых группа побуждает своих членов к выполнению и соблюдению норм. ('От лат. — строжайшее постановление. Санкция — мера воздействия, средство группового контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от норм, и позитивные, имеющие характер поддержки и одобрения действий по их соблюдению и укреплению.)Санкции могут быть поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Они имеют социально-психологический характер, но порой превращаются и в силовые. Обнаруживаются они в одобрении, осуждении, принуждении, изменении статуса или роли конкретного индивида, приобретении им авторитета, лидерства или отвержения (изгои) и пр.
Важную роль в групповой деятельности играют и морально-психологические отношения, складывающиеся и функционирующие в группе в процессе совместной деятельности ее участников. Эти отношения могут оказывать положительное или отрицательное влияние на ее эффективность. Положительно сказываются дружба, сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка. Они же характеризуют высокую степень групповой сплоченности. К отношениям, оказывающим отрицательное влияние на деятельность группы, относятся разногласия, противоречия, взаимное недоверие, недоброжелательность, зависть, карьеризм, конфликты и др.
При функционировании в психологии
группы групповых норм и санкций
принимают активное участие социалъно-
Социально-психологический подход к изучению, оценке и работе с малыми группами предполагает также раскрытие присущих им иных социально-психологических явлений: массовидных (групповых интересов, группового мнения, групповых настроений, традиций и обычаев и пр.), взаимоотношений (межличностных, личностно-групповых), объединения, о которых также идет речь выше.
Существенно и принятие во внимание и возможной внутренней дифференциации в малых группах, выраженной в возможном появлении микрогрупп со своей спецификой психологии и взаимоотношений с группой в целом, другими микрогруппами, если они появляются.
Вся психология группы характеризуется
также социально-
Единство и деятельности, и контактности группы придают ее психологии повышенную целостность, общность, выраженность, психологическую насыщенность, динамичность, повышенную эмоциональность и силу влияния на членов гру8ппы и результаты деятельности.
1.3 Правила поведения в малых группах
Для того что бы существовать в обществе необходимо общаться.
Коммуникация — прежде
всего способ деятельности, который
облегчает взаимное приспособление
поведения людей. Следовательно, суть
коммуникативной деятельности состоит
не столько в выражении
Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.
Сплоченность выступает
ключевым понятием разработанной К.
Левиным теории групповой динамики.
Сплоченность определяется им как «тотальное
поле сил», заставляющее членов группы
оставаться в ней. Группа тем сплоченнее,
чем больше она отвечает потребностям
людей в эмоционально насыщенных
межличностных связях. В сплоченных
группах создается атмосфера
внимательного отношения и