Супружеский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Дисциплина относится к блоку ОПД (федеральный компонент) и изучается на 2 курсе в 4 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 135 часов, из которых: 30 часов отводится на лекционный курс; 30 часов – на семинарские занятия; 75 часов – на самостоятельную работу студентов. Изучение курса завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Конфликтология в социальной работе» выносятся на государственную аттестацию.
Курс «Конфликтология в социальной работе» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников.
Образовательной целью курса является:
содействие формирования у студентов профессионального видения мира, умений определять социальные детерминанты поведения, анализировать конфликты и применять адекватные способы их разрешения.
формирование у студентов мотива овладения знаниями по конфликтологии, способствовать процессу профессионального самоопределения будущих социальных работников и личностной рефлексии студентов.

Работа состоит из  1 файл

супруж конфл.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тобольский государственный  педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»

 

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Конфликтология в социальной работе»

Специальность «040101.65 – социальная работа»

 

 

 

Составитель:

ассистент

каф. социальной педагогики

Хамитова М.А.

 

Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________

 

 

 

 

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина относится к блоку  ОПД (федеральный компонент) и изучается  на 2 курсе в 4 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 135 часов, из которых: 30 часов отводится на лекционный курс; 30 часов – на семинарские занятия; 75 часов – на самостоятельную работу студентов. Изучение курса завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Конфликтология в социальной работе» выносятся на государственную аттестацию.

Курс «Конфликтология в социальной работе» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников.

Образовательной целью курса является:

  • содействие формирования у студентов профессионального видения мира, умений определять социальные детерминанты поведения, анализировать конфликты и применять адекватные способы их разрешения.
  • формирование у студентов мотива овладения знаниями по конфликтологии, способствовать процессу профессионального самоопределения будущих социальных работников и личностной рефлексии студентов.

 

2. Требования к уровню  освоения содержания дисциплины

Курс предполагает овладение студентами – будущими социальными работниками  – базовыми знаниями, умениями и  навыками в области теории и практики конфликтологии.

Знать:

Основные конфликтологические понятия, категории и принципы в контексте рассматриваемой дисциплины:

  • Конфликт;
  • Конфликтология;
  • Компромисс;
  • Толерантность;
  • Предмет конфликта;
  • Объект конфликта;
  • Переговоры
  • Сотрудничество
  • Блеф
  • Аутоагрессия
  • Медиация
  • Культура
  • Выигрыш, проигрыш;
  • Социальные конфликты;
  • Политические конфликты;
  • Манипуляция;
  • Внутриличностные конфликты;
  • Групповые конфликты;
  • Межличностные конфликты.

Уметь:

  • анализировать конфликты и применять эффективные методы их разрешения.
  • систематизировать данные, полученные в ходе научного наблюдения, формировать гипотезы;
  • конструктивно действовать в ситуациях конфликта;
  • вести полемику, дискуссию.
  • адекватно оценивать поведение в конфликтных ситуациях;
  • планировать исследовательскую деятельность в соответствии с поставленной целью.

Владеть:

  • приемами организации самостоятельной работы;
  • умениями и навыками конспектирования;
  • умениями ориентироваться в учебной информации;
  • основами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

 

3. Объем дисциплины  и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

семестр

4

Общая трудоемкость дисциплины

135

135

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

30

30

Семинары

30

30

Самостоятельная работа

75

75

Подготовка к срезовым контрольным  работам, собеседованиям

20

20

Конспектирование первоисточников  и литературы

10

10

Написание рефератов

15

15

Глоссарий

10

10

Темы, вынесенные на самостоятельное  изучение

16

16

Вид итогового контроля

 

экзамен


 

4.Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины  и виды занятий


4.2. Содержание разделов  дисциплины

4.2.1. Лекционный курс (содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в приложении 1 учебно-методического комплекса)

семестр

№ лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол. часов

 

1

Раздел:1 «Теоретические и методологические основы

изучения конфликтов»

Тема: «Конфликтология как наука»

Общая характеристика проблемы, ее теоретическое  и практическое значение на современном  этапе. Возникновение особой отрасли  науки – «Конфликтология», предмет  и проблематика.

2

 

2

Тема: «Феноменология конфликтов»

Генезис конфликта: конфликтная ситуация и специфика осознания. Конфликт как социально психологическое явление и способ социального взаимодействия. Природа и механизмы конфликтофобии. Источники и функции конфликтов в социальной сфере.

2

 

3

Тема: «Анализ конфликта»

Типология конфликтов и уровни проявления. Причины конфликтов. Структура конфликта. Динамика развития конфликта. Виды конфликтов.

4

 

4

Тема: «Современные подходы  к пониманию толерантности»

Сущность понятия «толерантность». Конфликт и толерантность в определении  человека. Толерантность как средство повышения эффективности общения. Конструктивная обратная связь.

2

 

5

Раздел: 2 «Типология конфликтов и их структура»

Тема: «Динамические характеристики конфликта»

Личностные особенности возникновения  конфликта. Применение теории «социальных ролей» для определения причин возникновения конфликтов. Конфликтные паттерны транзактной психологии. Конфликт и манипуляция. Различия поведенческих паттернов как факторы конфликта. Конфликтные личности. Поведение индивида в условиях конкуренции.

4

 

6

Тема: «Сферы конфликтного взаимодействия»

Виды конфликтов:

  • внутриличностные;
  • межличностный;
  • групповой;
  • социальный;
  • экономический;
  • политический;
  • межэтнический;
  • организационный и трудовой;
  • семейный;
  • мотивационный.

Регуляторы конфликтного взаимодействия. Исходы и последствия конфликтов.

4

 

7

Тема: «Влияние установок  толерантного сознания на реагирование в конфликте»

Роль установки (аттитюда) в конфликтном  взаимодействии. Эмоциональное реагирование в конфликте и саморегуляция. Агрессия и гнев в конфликте. Разрядка эмоций.

Барьеры противоборствующих желаний  как основа социального конфликта.

2

 

8-9

Раздел: 3 «Предупреждение и разрешение конфликтов в практике социального работника»

Тема: «Технология разрешения и профилактика конфликтов»

Прогнозирование и предупреждение конфликта. Основные формы завершения конфликта. Завершение конфликта с помощью третьей стороны. Выигрыш и проигрыш. Психотерапия конфликта.

Тема: «Конфликты в переговорах»

Искусство переговоров. Требования к  участникам переговоров. Регуляция психологической атмосферы. Налаживание контакта. Прием информации. Передача информации. Движение к согласию. Принятие решения. Завершение переговоров. Культуральные различия в переговорах. Переговорные стили. Организация переговоров.

Медиация. Процесс медиации. Функции медиатора. Стадии медиации. Работа медиатора по разрешению конфликта в организации. Искусство медиации.

Направления профилактики конфликтов. Управление поведением личности для  предупреждения конфликта. Правила  бесконфликтного поведения. Управление стрессами для предупреждения конфликтов.

4

 

10

Тема: «Обучение навыкам  эффективного поведения

в конфликтах»

Формирование навыков конструктивного  поведения в конфликтах в детском  возрасте. Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие. Навыки посредничества для профессионалов.

Стратегия и тактика поведения  в конфликте. Оценка ситуации как  конфликтной. Выбор стратегии реагирования. Конфликтное взаимодействие. Стратегии  и тактика взаимодействия. Регуляторы конфликтного взаимодействия. Исходы и последствия конфликтов

2

 

11

Тема: «Разрешение конфликтов в практике социальной работы. Разрешение конфликтов в работе с клиентом»

Социальная работа с клиентом и  конфликтные ситуации. Методика разрешения конфликтов в социальной работе с  клиентом. Работа с трудными людьми. Разрешение конфликтов в процессе социальной работы с группой. Структура и функции группового процесса. Содержание и типы конфликтов в группе. Управление групповым процессом.

2

 

12

Тема: «Перспективы развития конфликтологии»

Перспективы развития конфликтологии. Роль в жизни общества исследований и практической работы с конфликтом значение совершенствования форм образования в области конфликтологии.

2



4.2.2.Практические (семинарские)  занятия: (содержание практических (семинарских) занятий и методические указания для подготовки к ним даны в приложении 2 учебно-методического комплекса)

4.2.3. Задания для самостоятельной  работы студентов(содержание самостоятельной работы студентов и методические рекомендации  к ее выполнению приведены в приложении 3 учебно-методического комплекса)

Разделы и темы программы  для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий  и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Кол-во часов

Раздел 1

«Теоретические и методологические основы изучения конфликтов»

Тема «Толерантность как норма  существования и сосуществования»

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к срезовой контрольной  работе (тест), терминологическому диктанту

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

2

Раздел 2

«Типология конфликтов и их структура»

Тема: Тема: Внутриличностные конфликты

Тема: Межличностные конфликты

Тема: Групповые конфликты

Тема: Конфликты в социально  – педагогическом процессе

Тема: Супружеские конфликты

Тема: Семейные конфликты

Тема: Конфликты в организациях

Тема: Социальные конфликты

Тема: Межэтнические конфликты

Тема: Межкультурные конфликты

Тема: Насилие в конфликтах

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к срезовой контрольной  работе (тест), терминологическому диктанту

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

7

Раздел: 3

«Предупреждение и разрешение конфликтов в практике социальной работы»

Тема: Технология разрешения и профилактика конфликтов.

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к срезовой контрольной  работе (тест), терминологическому диктанту

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

Выполнение творческого задания

По расписанию занятий

2

Тема: Политические конфликты

Нейтрализация лидеров оппозиции в ходе внутриполитических конфликтов. Приведите несколько примеров социального, политического маневрирования, которые применялись властными структурами в последние годы.

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное  изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

Зачётная неделя

5


 

График контроля самостоятельной  работы студентов

1. Срезовая контрольная работа (тест) – во время недели полусеместровой аттестации.

2. Полусеместровая аттестация – середина семестра.

3. Терминологический диктант – за неделю до зачётной недели.

4. Проверка конспектов тем, вынесенных на самостоятельное изучение – до зачётной недели включительно.

 

4.2.4.Лабораторный практикум  (не предусмотрен)

 

5. Учебно-методическое  обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. - М, 2004.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М,2001.
  3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 2000.
  4. Гришина Н.В. Давайте договоримся. – СПб., 2002.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
  6. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М,2000.
  7. Дмитриев А., Кудрявцев В, Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М.,2003.
  8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.,2001.
  9. Конфликтология/Под. ред. А.С. Кармина. - СПб., 2000.
  10. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. – М., 2001.
  11. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004.
  12. Социальная конфликтология: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/Н.П.Дедов, А.В.Морозов, Е.Г.Сорокина/под ред. А.В.Морозова. - М.: Академия, 2002.
  13. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.,1994.
  2. Корнелиус Х, Фейр Ж. Выиграть может каждый. Ч.1,2. - Пермь,1992.
  3. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М,1993.
  4. Основы конфликтологии/Под. Ред. В.Н. Кудрявцева. - М,1997.
  5. Петровская А.Ф. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта.- М.1997.
  6. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. - Киев, 1991
  7. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М,1998.
  8. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.,1990.
  9. Шуман С.Г., Шуман В.П. семейные конфликты. - Брест,1992.
  10. Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. - М,1994.

Информация о работе Супружеский конфликт