Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа
Дисциплина относится к блоку ОПД (федеральный компонент) и изучается на 2 курсе в 4 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 135 часов, из которых: 30 часов отводится на лекционный курс; 30 часов – на семинарские занятия; 75 часов – на самостоятельную работу студентов. Изучение курса завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Конфликтология в социальной работе» выносятся на государственную аттестацию.
Курс «Конфликтология в социальной работе» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников.
Образовательной целью курса является:
содействие формирования у студентов профессионального видения мира, умений определять социальные детерминанты поведения, анализировать конфликты и применять адекватные способы их разрешения.
формирование у студентов мотива овладения знаниями по конфликтологии, способствовать процессу профессионального самоопределения будущих социальных работников и личностной рефлексии студентов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольский государственный педагогический институт
имени Д.И.Менделеева»
Кафедра социальной педагогики
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Конфликтология в социальной работе»
Специальность «040101.65 – социальная работа»
Составитель:
ассистент
каф. социальной педагогики
Хамитова М.А.
Утверждена
на заседании кафедры
от _________________
Зав. каф. ___________
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина относится к блоку ОПД (федеральный компонент) и изучается на 2 курсе в 4 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 135 часов, из которых: 30 часов отводится на лекционный курс; 30 часов – на семинарские занятия; 75 часов – на самостоятельную работу студентов. Изучение курса завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Конфликтология в социальной работе» выносятся на государственную аттестацию.
Курс «Конфликтология в социаль
Образовательной целью курса является:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Курс предполагает овладение студентами – будущими социальными работниками – базовыми знаниями, умениями и навыками в области теории и практики конфликтологии.
Знать:
Основные конфликтологические понятия, категории и принципы в контексте рассматриваемой дисциплины:
Уметь:
Владеть:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
семестр |
4 | ||
Общая трудоемкость дисциплины |
135 |
135 |
Аудиторные занятия |
60 |
60 |
Лекции |
30 |
30 |
Семинары |
30 |
30 |
Самостоятельная работа |
75 |
75 |
Подготовка к срезовым контрольным работам, собеседованиям |
20 |
20 |
Конспектирование |
10 |
10 |
Написание рефератов |
15 |
15 |
Глоссарий |
10 |
10 |
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение |
16 |
16 |
Вид итогового контроля |
экзамен |
4.Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Лекционный курс (содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в приложении 1 учебно-методического комплекса)
семестр |
№ лекции |
Раздел, тема учебного курса, содержание лекции |
Кол. часов |
1 |
Раздел:1 «Теоретические и методологические основы изучения конфликтов» Тема: «Конфликтология как наука» Общая характеристика проблемы, ее теоретическое и практическое значение на современном этапе. Возникновение особой отрасли науки – «Конфликтология», предмет и проблематика. |
2 | |
2 |
Тема: «Феноменология конфликтов» Генезис конфликта: конфликтная ситуация и специфика осознания. Конфликт как социально психологическое явление и способ социального взаимодействия. Природа и механизмы конфликтофобии. Источники и функции конфликтов в социальной сфере. |
2 | |
3 |
Тема: «Анализ конфликта» Типология конфликтов и уровни проявления. Причины конфликтов. Структура конфликта. Динамика развития конфликта. Виды конфликтов. |
4 | |
4 |
Тема: «Современные подходы к пониманию толерантности» Сущность понятия « |
2 | |
5 |
Раздел: 2 «Типология конфликтов и их структура» Тема: «Динамические характеристики конфликта» Личностные особенности |
4 | |
6 |
Тема: «Сферы конфликтного взаимодействия» Виды конфликтов:
Регуляторы конфликтного взаимодействия. Исходы и последствия конфликтов. |
4 | |
7 |
Тема: «Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте» Роль установки (аттитюда) в конфликтном взаимодействии. Эмоциональное реагирование в конфликте и саморегуляция. Агрессия и гнев в конфликте. Разрядка эмоций. Барьеры противоборствующих желаний как основа социального конфликта. |
2 | |
8-9 |
Раздел: 3 «Предупреждение и разрешение конфликтов в практике социального работника» Тема: «Технология разрешения и профилактика конфликтов» Прогнозирование и предупреждение конфликта. Основные формы завершения конфликта. Завершение конфликта с помощью третьей стороны. Выигрыш и проигрыш. Психотерапия конфликта. Тема: «Конфликты в переговорах» Искусство переговоров. Требования к участникам переговоров. Регуляция психологической атмосферы. Налаживание контакта. Прием информации. Передача информации. Движение к согласию. Принятие решения. Завершение переговоров. Культуральные различия в переговорах. Переговорные стили. Организация переговоров. Медиация. Процесс медиации. Функции медиатора. Стадии медиации. Работа медиатора по разрешению конфликта в организации. Искусство медиации. Направления профилактики конфликтов. Управление поведением личности для предупреждения конфликта. Правила бесконфликтного поведения. Управление стрессами для предупреждения конфликтов. |
4 | |
10 |
Тема: «Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах» Формирование навыков Стратегия и тактика поведения в конфликте. Оценка ситуации как конфликтной. Выбор стратегии реагирования. Конфликтное взаимодействие. Стратегии и тактика взаимодействия. Регуляторы конфликтного взаимодействия. Исходы и последствия конфликтов |
2 | |
11 |
Тема: «Разрешение конфликтов в практике социальной работы. Разрешение конфликтов в работе с клиентом» Социальная работа с клиентом и конфликтные ситуации. Методика разрешения конфликтов в социальной работе с клиентом. Работа с трудными людьми. Разрешение конфликтов в процессе социальной работы с группой. Структура и функции группового процесса. Содержание и типы конфликтов в группе. Управление групповым процессом. |
2 | |
12 |
Тема: «Перспективы развития конфликтологии» Перспективы развития конфликтологии. Роль в жизни общества исследований и практической работы с конфликтом значение совершенствования форм образования в области конфликтологии. |
2 |
4.2.2.Практические (семинарские) занятия: (содержание практических (семинарских) занятий и методические указания для подготовки к ним даны в приложении 2 учебно-методического комплекса)
4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов(содержание самостоятельной работы студентов и методические рекомендации к ее выполнению приведены в приложении 3 учебно-методического комплекса)
Разделы и темы программы для самостоятельного изучения |
Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения |
Сроки выполнения |
Кол-во часов |
Раздел 1 «Теоретические и методологичес Тема «Толерантность как норма
существования и |
Подготовка к семинарским Подготовка к срезовой контрольной работе (тест), терминологическому диктанту Изучение литературы и конспектирование первоисточников |
По расписанию занятий |
2 |
Раздел 2 «Типология конфликтов и их структура» Тема: Тема: Внутриличностные конфликты Тема: Межличностные конфликты Тема: Групповые конфликты Тема: Конфликты в социально – педагогическом процессе Тема: Супружеские конфликты Тема: Семейные конфликты Тема: Конфликты в организациях Тема: Социальные конфликты Тема: Межэтнические конфликты Тема: Межкультурные конфликты Тема: Насилие в конфликтах |
Подготовка к семинарским Подготовка к срезовой контрольной работе (тест), терминологическому диктанту Изучение литературы и конспектирование первоисточников |
По расписанию занятий |
7 |
Раздел: 3 «Предупреждение и разрешение конфликтов в практике социальной работы» Тема: Технология разрешения и профилактика конфликтов. |
Подготовка к семинарским занятиям Подготовка к срезовой контрольной работе (тест), терминологическому диктанту Изучение литературы и конспектирование первоисточников Выполнение творческого задания |
По расписанию занятий |
2 |
Тема: Политические конфликты Нейтрализация лидеров оппозиции в ходе внутриполитических конфликтов. Приведите несколько примеров социального, политического маневрирования, которые применялись властными структурами в последние годы. |
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение Изучение литературы и конспектирование первоисточников |
Зачётная неделя |
5 |
График контроля самостоятельной работы студентов
1. Срезовая контрольная работа (тест) – во время недели полусеместровой аттестации.
2. Полусеместровая аттестация – середина семестра.
3. Терминологический диктант – за неделю до зачётной недели.
4. Проверка конспектов тем, вынесенных на самостоятельное изучение – до зачётной недели включительно.
4.2.4.Лабораторный практикум (не предусмотрен)
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1. Рекомендуемая литература
Основная литература:
Дополнительная литература: