Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:23, контрольная работа

Описание

труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силе и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Содержание

Содержание, понятие, сущность экономической категории труда.
Роль труда в развитии человека и общества.
Понятие содержания характера труда и функций.
Понятие и структура трудовых ресурсов.
Понятие персонала и трудового потенциала.

Работа состоит из  1 файл

Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы.docx

— 170.84 Кб (Скачать документ)
align="justify">   Социальное  творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности.

   Определяющей в формировании отношения к труду выступает мотивация. Трудовое поведение - результативный процесс, производная мотивации. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении.

   Объективные характеристики труда, хотя и являются внешними по отношению к человеку, но они воздействуют на человека и оцениваются им. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности.

   К объективным, в которых воплощается отношение к труду, относятся:

  • выполнение производственных заданий,
  • качество работы,
  • инициативность,
  • самостоятельность, участие в рационализаторстве и изобретательстве,
  • дисциплинированность.

   Наиболее  важным из субъективных показателей является показатель удовлетворенности трудом, который отражает степень соответствия труда тем требованиям, которые работник к ним предъявляет. Удовлетворенность трудом формируется под воздействием реально сложившейся производственной ситуации, установок и мотивов деятельности работника.

   Труд  – это умственная и физическая деятельность человека. Он облагораживает человека, развивает его интеллект, изобретательность, физическую силу, выносливость, позволяя внести вклад в развитие общества и лепту в страничку  истории эволюции человека. Каждый раз кто-то обязательно что-нибудь придумает и попытается внедрить это в обиход, что в последствие  окажется неотъемлемой обыденностью в  быту…Каждый человек уникален, у каждого свои способности! Но, человек должен осознать это, занять свою нишу в жизни, понять, что он может сделать, чтобы помочь, себе, обществу и близким. Необходимо с раннего детства стимулировать у ребенка чувство необходимости в труде, дать возможности ему раскрыть свои таланты. Ведь многие дети уже с детства определяют свою профессию в будущем и стараются успешно реализовать себя в ней. Сегодня, в нынешний век компьютеризации, растет молодое поколение уже с совершенно иными взглядами на жизнь, труд. Возможно, в будущем они повернут развитие общества и труда в иное русло, появятся новые специальности, возможности. И все это зависит от потребностей и желания. Люди разные, и желания трудиться, нельзя равнять на всех одинаково. Главное - как я уже упоминала, чтобы человек сам осознал, что без труда – он не человек, и что он ничего  просто так не получит. Ведь образованность, или душевную красоту не украдешь, ее надо воспитывать в себе, это характеризует человека как личность, благодаря этому он реализует себя и свой трудовой потенциал. Труд – самое главное в жизни человека и людей в обществе, и, несмотря на всеобще постигающую нас лень мы все равно обязаны реализовать себя! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Понятие содержания характера  труда и функций.
 

   Категория – это группа явлений, понятий, объединенных общностью каких-либо признаков. Среди категорий труда выделяют такие, как содержание, характер, формы трудовой деятельности (формы организации труда) и др.

   Содержание  труда -  это совокупность его элементов, которые определяется профессиональной принадлежностью работ, их составом, сложностью и последовательностью выполнения.

   Классификация в зависимости  от содержания труда:

  • От сферы материального производства, услуг, науки, культуры и искусства и др
  • Отдельной отрасли материального и нематериального производства, например: труд в машиностроении, легкой и пищевой промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.
  • Вида деятельности, например: труд предпринимателя, администратора, руководителя, специалиста, служащего, ученого, работника, фермера и т.п.
  • Профессии и специальности

   Содержание  труда, в частности: инженера-технолога, слесаря-сборщика, комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т.д., - может быть обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.

   Характер  труда – это качественные особенности труда, которые по каким-то особым признакам выделяют тот или иной его вид в особую группу независимо от содержания труда. Именно то, что формирует специфические характеристики труда, и определяет его характер. Труд одного характера может быть присущ труду работников разных специальностей, разных видов и сфер деятельности, т.е. труду разного содержания, а труд одного содержания может иметь разных характер.

   Характер  труда – особенность труда, отражающая отношение трудящихся к средствам производства и некоторые другие связи, характеризующие труд в той или иной общественно-экономической формации.

   Функции труда:

  • Участие в производстве благ, направленных на удовлетворение потребностей человека
  • Формирование общественного богатства и развитие общества
  • Развитие всего человеческого сообщества, общественного прогресса, науки и культуры
  • Формирование самого человека
  • Способ самовыражения личности.
 

   Характер  труда находит своё выражение  в разновидностях труда. Таких разновидностей большое количество. Рассматривать  их целесообразно на основе тех или  иных группировочных признаков.

   По  отношению к свободе выбора труд может быть свободным и подневольным (принудительным).

   По  предназначенности результатов  труд подразделяется на личный и общественный. Личный труд – это труд только на себя и свою семью, без намерения передачи его результатов за пределы семьи для других людей. Общественный труд – труд на производстве и в сфере услуг. Продукция труда в сфере производства предназначена для обмена, она служит удовлетворению общественных потребностей.

   По  степени самостоятельности в  реализации занятости труд может  быть наемным, предпринимательским  или на основе так называемой самозанятости. Наемный труд – это труд по найму на основе трудового договора с работодателем. Предпринимательский труд – это труд организатора деятельности предприятия.

   По  способу планирования и учета  труд подразделяется на индивидуальный и групповой (коллективный). Индивидуальный труд – это труд, основанный на получении работником персонального задания, при индивидуальном учете индивидуально начисляемой оплате труда. Групповой (коллективный) труд основывается на участии в выполнении какой-либо работы группы людей, для которых установлено общее задание, учет выполненной работы и оплаты труда осуществляются по итогам работы этой группы в целом.

   В зависимости от числа участников трудового процесса труд может быть единоличным и совместным (массовым). Единоличный труд – это труд, который выполняется человеком самостоятельно, в одиночку. Совместным (массовым) трудом будет труд, выполняемый в рамках предприятия, имеющего несколько работников.

   По квалификационному уровню:

  1. Простой
  2. Сложный
 

   По  степени разнообразия выполняемых  действий:

  1. Содержательный
  2. Малосодержательный (монотонный)
 

   По преобладанию психофизиологических нагрузок:

  1. Умственный труд
  2. Физический труд.
 

   По  степени участия интеллекта и  наличия (отсутствия) новаций:

  1. Творческий
  2. Рутинный
 

   По внешнему проявлению деятельности:

  1. Видимый труд.
  2. Невидимый труд.
 

   По  степени самооценки и уровню общественного  признания:

  1. Престижный.
  2. Непристижный.
 

   По  величине испытываемых человеком физических нагрузок:

  1. Лёгкий
  2. Нормальной тяжести
  3. Тяжёлый
  4. Особо тяжёлый
 

   По  наличию или отсутствию вредного влияния на здоровье работника:

  1. Нормальные условия.
  2. Вредные условия.
  3. Особо вредные условия.
 

   По продолжительности протекания:

  1. Длительный.
  2. Краткосрочный.
 

   По демографическим параметрам:

  1. Мужской.
  2. Женский.
  3. Детский.
 

   По степени универсальности:

  1. Универсальный.
  2. Специализированный.
  3. Узкоспециализированный.
 

   Роль труда:

   

 

  1. Понятие и структура трудовых ресурсов.
 

   Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством  и составом его населения. Под  населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны.

   Частью  населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как правило, за рубежом. В РБ оперируют  категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы – это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы».

   Термин  «трудовые ресурсы» впервые применил академик С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия. В 1954 году Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих».

   Трудовые  ресурсы в сегодняшнем  понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

   В структуре трудовых ресурсов с позиции  их участия в общественном производстве выделяют две части:

  • активную (функционирующую)
  • пассивную (потенциальную). 

   Трудоспособный (рабочий) возраст  – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья.

   К трудовым ресурсам относятся:

   1) Население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих  инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях.

   2) Население моложе и старше  трудоспособного возраста, занятое  в народном хозяйстве.

   Физические  и интеллектуальные возможности  населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются.

   С учетом социально-экономических условий  страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в  каждом государстве устанавливаются  законодательными актами возрастные границы  трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам.

   С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно  подразделяют на три группы:

  1. дотрудоспособный – это период получения общего профессионального образования;
    • 0 – 15 лет
  1. трудоспособный;
    • для женщин : 16 – 54 лет
    • для мужчин  : 16 – 59 лет
  1. послетрудоспособный (пенсионный возраст).
    • для женщин : 55 лет
    • для мужчин  : 60 лет

   Трудоспособное  население - совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способным по своим психофизическим данным к участию в трудовой деятельности.

   Различают:    1) общую трудоспособность

Информация о работе Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы