Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:23, контрольная работа
труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силе и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.
Содержание, понятие, сущность экономической категории труда.
Роль труда в развитии человека и общества.
Понятие содержания характера труда и функций.
Понятие и структура трудовых ресурсов.
Понятие персонала и трудового потенциала.
Определяющей в формировании отношения к труду выступает мотивация. Трудовое поведение - результативный процесс, производная мотивации. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении.
Объективные характеристики труда, хотя и являются внешними по отношению к человеку, но они воздействуют на человека и оцениваются им. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности.
К объективным, в которых воплощается отношение к труду, относятся:
Наиболее важным из субъективных показателей является показатель удовлетворенности трудом, который отражает степень соответствия труда тем требованиям, которые работник к ним предъявляет. Удовлетворенность трудом формируется под воздействием реально сложившейся производственной ситуации, установок и мотивов деятельности работника.
Труд
– это умственная и физическая
деятельность человека. Он облагораживает
человека, развивает его интеллект,
изобретательность, физическую силу, выносливость,
позволяя внести вклад в развитие
общества и лепту в страничку
истории эволюции человека. Каждый
раз кто-то обязательно что-нибудь
придумает и попытается внедрить
это в обиход, что в последствие
окажется неотъемлемой обыденностью в
быту…Каждый человек уникален, у каждого
свои способности! Но, человек должен осознать
это, занять свою нишу в жизни, понять,
что он может сделать, чтобы помочь, себе,
обществу и близким. Необходимо с раннего
детства стимулировать у ребенка чувство
необходимости в труде, дать возможности
ему раскрыть свои таланты. Ведь многие
дети уже с детства определяют свою профессию
в будущем и стараются успешно реализовать
себя в ней. Сегодня, в нынешний век компьютеризации,
растет молодое поколение уже с совершенно
иными взглядами на жизнь, труд. Возможно,
в будущем они повернут развитие общества
и труда в иное русло, появятся новые специальности,
возможности. И все это зависит от потребностей
и желания. Люди разные, и желания трудиться,
нельзя равнять на всех одинаково. Главное
- как я уже упоминала, чтобы человек сам
осознал, что без труда – он не человек,
и что он ничего просто так не получит.
Ведь образованность, или душевную красоту
не украдешь, ее надо воспитывать в себе,
это характеризует человека как личность,
благодаря этому он реализует себя и свой
трудовой потенциал. Труд – самое главное
в жизни человека и людей в обществе, и,
несмотря на всеобще постигающую нас лень
мы все равно обязаны реализовать себя!
Категория – это группа явлений, понятий, объединенных общностью каких-либо признаков. Среди категорий труда выделяют такие, как содержание, характер, формы трудовой деятельности (формы организации труда) и др.
Содержание труда - это совокупность его элементов, которые определяется профессиональной принадлежностью работ, их составом, сложностью и последовательностью выполнения.
Классификация в зависимости от содержания труда:
Содержание труда, в частности: инженера-технолога, слесаря-сборщика, комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т.д., - может быть обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.
Характер труда – это качественные особенности труда, которые по каким-то особым признакам выделяют тот или иной его вид в особую группу независимо от содержания труда. Именно то, что формирует специфические характеристики труда, и определяет его характер. Труд одного характера может быть присущ труду работников разных специальностей, разных видов и сфер деятельности, т.е. труду разного содержания, а труд одного содержания может иметь разных характер.
Характер труда – особенность труда, отражающая отношение трудящихся к средствам производства и некоторые другие связи, характеризующие труд в той или иной общественно-экономической формации.
Функции труда:
Характер труда находит своё выражение в разновидностях труда. Таких разновидностей большое количество. Рассматривать их целесообразно на основе тех или иных группировочных признаков.
По отношению к свободе выбора труд может быть свободным и подневольным (принудительным).
По предназначенности результатов труд подразделяется на личный и общественный. Личный труд – это труд только на себя и свою семью, без намерения передачи его результатов за пределы семьи для других людей. Общественный труд – труд на производстве и в сфере услуг. Продукция труда в сфере производства предназначена для обмена, она служит удовлетворению общественных потребностей.
По степени самостоятельности в реализации занятости труд может быть наемным, предпринимательским или на основе так называемой самозанятости. Наемный труд – это труд по найму на основе трудового договора с работодателем. Предпринимательский труд – это труд организатора деятельности предприятия.
По способу планирования и учета труд подразделяется на индивидуальный и групповой (коллективный). Индивидуальный труд – это труд, основанный на получении работником персонального задания, при индивидуальном учете индивидуально начисляемой оплате труда. Групповой (коллективный) труд основывается на участии в выполнении какой-либо работы группы людей, для которых установлено общее задание, учет выполненной работы и оплаты труда осуществляются по итогам работы этой группы в целом.
В зависимости от числа участников трудового процесса труд может быть единоличным и совместным (массовым). Единоличный труд – это труд, который выполняется человеком самостоятельно, в одиночку. Совместным (массовым) трудом будет труд, выполняемый в рамках предприятия, имеющего несколько работников.
По квалификационному уровню:
По степени разнообразия выполняемых действий:
По преобладанию психофизиологических нагрузок:
По степени участия интеллекта и наличия (отсутствия) новаций:
По внешнему проявлению деятельности:
По степени самооценки и уровню общественного признания:
По величине испытываемых человеком физических нагрузок:
По наличию или отсутствию вредного влияния на здоровье работника:
По продолжительности протекания:
По демографическим параметрам:
По степени универсальности:
Роль труда:
Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны.
Частью
населения и фактором экономического
развития общества являются человеческие
ресурсы, но данный термин используется,
как правило, за рубежом. В РБ оперируют
категориями «трудовые ресурсы»
и «трудовой потенциал
Термин «трудовые ресурсы» впервые применил академик С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия. В 1954 году Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих».
Трудовые ресурсы в сегодняшнем понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.
В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части:
Трудоспособный (рабочий) возраст – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья.
К трудовым ресурсам относятся:
1)
Население в трудоспособном
2) Население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.
Физические
и интеллектуальные возможности
населения зависят, как известно,
от возраста. В ранний и зрелый период
жизни они формируются и
С
учетом социально-экономических
С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы:
Трудоспособное население - совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способным по своим психофизическим данным к участию в трудовой деятельности.
Различают: 1) общую трудоспособность
Информация о работе Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы