Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:23, контрольная работа
труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силе и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.
Содержание, понятие, сущность экономической категории труда.
Роль труда в развитии человека и общества.
Понятие содержания характера труда и функций.
Понятие и структура трудовых ресурсов.
Понятие персонала и трудового потенциала.
В отдельную категорию входят работники социальной инфраструктуры, т.е. лица, занятые неосновной деятельностью (культурно-бытовым, жилищно-коммунальным обслуживанием персонала организации). К ним относятся работники ЖКО; лица, обслуживающие детские сады, базы отдыха и т.п., находящиеся на балансе организации.
Профессиональная структура персонала организации - это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.
Квалификационная структура персонала - это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций.
Половозрастная структура персонала организации - это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.
Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.
Структура персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки - бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.
Помимо терминов «трудовые ресурсы» и «персонал» в науке и практике экономики, социологии, управления с 1980-х гг. стал применяться термин «трудовой потенциал» общества, отдельного работника. Это понятие является более объемным, разносторонним, его основой является термин «потенциал» - источник возможностей, средств, запаса.
Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Основными компонентами трудового потенциала работника являются:
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТПР:
1. Уровень подготовки
1.1. Образование
1.2. Широкий профиль
1.3. Узкая специализация
2.Творческие способности
2.1. Организатор
2.2. Экспериментатор
2.3. Теоретик
2.4. Смешанный тип
3. Стремление к повышению потенц.
3.1. Знания
3.2. Навыки
3.3. Умение
3.4. Возраст
3.5. Тип НС
3.6. Пол
3.7. Стаж работы
4. Трудовая активность
4.1. Творческий работник
4.2. Исполнитель
5. Трудовая мобильность
5.1. Макромобильный
5.2. Микромобильный
6. Результативность труда
6.1. Качество труда
6.2. Количество труда
6.3. Эффективность труда
6.4.Рациональное исполь-
зование рабочего времени
Структура личностного потенциала включает в себя следующие основные элементы:
Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он может изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения. Накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере усвоения новых знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда. Но они могут снижаться при ужесточении режима работы, ухудшении здоровья и т.п.
Управление трудовым потенциалом организации должно базироваться на следующих принципах:
Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:
1)
психофизиологические
2)
возможности нормальных
3)
способности к генерации новых
идей, методов, образов,
4) рациональность поведения;
5)
наличие знаний и навыков,
6) предложение на рынке труда.
Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:
1) здоровье;
2)
нравственность и умение
3) творческий потенциал;
4) активность;
5) организованность;
6) образование;
7) профессионализм;
8) ресурсы рабочего времени.
Показатели,
характеризующие эти
Трудовой
потенциал человека является частью
его потенциала как личности, т. е.
по отношению к индивидууму
Компоненты трудового потенциала Здоровье
Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ)
определяет здоровье как "состояние
полного физического и
Удовлетворенность жизнью, несомненно, является важной характеристикой здоровья.
Существенным фактором высокой заболеваемости в странах бывшего СССР является самая большая в мире занятость женщин в материальном производстве, особенно при выполнении тяжелых и вредных работ. Это обусловлено в значительной мере системами оплаты труда и пенсионного обеспечения, которые вынуждают многих женщин оставаться на вредных работах даже там, где это формально запрещено. Такая практика негативно влияет на здоровье женщин и детей.
Нравственность
Взаимосвязь
этических и экономических
Дж. Кейнс, которого многие считают крупнейшим экономистом XX в., писал: "...опасные человеческие наклонности можно направить по сравнительно безобидному пути там, где существуют перспективы делать деньги и накапливать личное богатство. Эти же наклонности, если они не могут быть удовлетворены таким путем, могут найти выход в жестокости, безрассудном стремлении к личной власти, влиянию и других формах самовозвеличивания".
По
общему признанию западных специалистов,
в последние десятилетия
Творческий потенциал
В конце XX в. творческая деятельность становится наиболее значительным фактором экономического развития. Это проявляется в различных формах. Во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Например, в США она увеличилась за 1950—1990 гг. с 36 до 60%. Количество инженеров за этот период выросло в 4 раза, ученых — более чем в 5 раз. Так называемые "белые воротнички" (нерабочие и нефермеры) составляют в США свыше 70% трудоспособного населения и получают более 80% фонда оплаты труда.
Увеличение
объема продукции при снижении затрат
рабочего времени и интенсивности
труда становится возможным вследствие
использования особого вида природных
ресурсов — творческих способностей
человека, которые в отличие от
других ресурсов не могут быть исчерпаны.
Наибольших успехов в экономическом
развитии и повышении качества жизни
добиваются те страны, где созданы
наилучшие условия для
Вклад
стран в мировую науку
В
Японии, а затем и в других странах,
значительное развитие получили "кружки
качества", участниками которых
являются в основном рабочие. Область
деятельности таких кружков не ограничена
вопросами улучшения качества; они
разрабатывают предложения по рационализации
практически всех сторон деятельности
своего цеха, а иногда и предприятия.
Активно используются различные
формы материального и
Информация о работе Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы