Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:23, контрольная работа

Описание

труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силе и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Содержание

Содержание, понятие, сущность экономической категории труда.
Роль труда в развитии человека и общества.
Понятие содержания характера труда и функций.
Понятие и структура трудовых ресурсов.
Понятие персонала и трудового потенциала.

Работа состоит из  1 файл

Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы.docx

— 170.84 Кб (Скачать документ)

   Активность 

   Творческий  потенциал человека определяет его  способность к генерации новых  идей и образов. Чтобы реализовать  этот потенциал, т. е. создать произведения науки, искусства, найти полезные ископаемые, организовать выпуск новой продукции  и т. д., необходим определенный уровень  активности. В экономической литературе она обычно трактуется как предприимчивость, которую многие авторы считают особым видом экономических ресурсов. Однако предприимчивость далеко не исчерпывает  проявлений активности.

   Природа активности человека глубоко и всесторонне  исследована Л. Н. Гумилевым. Он отмечает, что импульс, вызывающий проявление активности человека, "может быть связан как с повышенными способностями (талант), так и со средними, и это показывает его самостоятельность среди прочих импульсов поведения, описанных в психологии".

   Стремление  человека к новому, к изменению  привычного, традиционного, "нарушению  инерции" Л. Н. Гумилев предложил  называть пассионарностъю (лат. passio — страсть).

   Л. Н. Гумилев подчеркивал, что пассионарность как особое энергетическое состояние человека относится не только к отдельным выдающимся личностям (политики, ученые, художники, полководцы и т. д.), но и к большим коллективам: этническим и социальным группам, населению страны. В пассионарном состоянии массы людей оказываются особенно восприимчивыми как к благородным, так и к низменным целям.

   По  признакам пассионарности и направленности интересов автор данной концепции предложил классификацию людей. В частности, он выделил такие типы, как "обыватели, бродяги, ..., преступники, ..., деловые люди, ученые люди, авантюристы, пророки, ..., созерцатели, искусители".

   Организованность 

   Важнейшей характеристикой организованности является рациональное использование  времени. Афоризм "время—деньги" сформулировал Бенджамин Франклин (1706—1790).

   Организованность  человека характеризуется также  его аккуратностью, дисциплинированностью, обязательностью, законопослушностью. Население развитых стран обладает этими качествами в значительно  большей мере, нежели население других стран. Это обусловлено различными причинами, в том числе традициями и системой воспитания.

   Так, в Германии детям с ясельного  возраста постоянно внушают правило: "Порядок — это половина жизни". Знаменитый "немецкий порядок" (deutsche Ordnung) проявляется как в быту, так и в высоком качестве продукции, четкости законов, соблюдении договоров, цивилизованном разрешении социальных противоречий.

   Японский  опыт организации труда основан  на "пяти С": Сейри (упорядоченность), Сейтан (опрятность), Сейсо (чистота), Сейкецу (чистоплотность), Ситсуке (дисциплина). В России эти принципы хорошо известны, но у нас они обычно только провозглашаются, а в Японии и других развитых странах — выполняются.

   Слово "порядочность" происходит от слова "порядок". Поэтому порядочность предполагает прежде всего высокую организованность во всех сферах деятельности человека, в том числе и в соблюдении этических норм.

   Образование

   А. Маршалл подчеркивал, что затраты  на образование — это лучшее помещение  капитала для семьи и для общества. В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых  следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование. В США за 1970—1990 гг. среднее число  лет обучения занятых в хозяйстве  страны увеличилось с 8,6 до 13. а объем  знаний одного работника вырос в 4 раза. Численность специалистов с  высшим образованием растет значительно  быстрее, чем общая занятость  в экономике.

   Эффективность образования в конечном счете определяется масштабами распространения знаний и других результатов творческой деятельности. В частности, установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций.

   Профессионализм

   Уровень квалификации работников относится  к важнейшим компонентам трудового  потенциала. Во всех развитых странах  существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих и резко упала доля занятых ручным неквалифицированным трудом. Растут затраты как государства, так и фирм на профессиональную подготовку кадров. В частности, фирма "Дженерал электрик" расходует на это ежегодно более 100 млн. долл. В целом фирмы США тратят на профессиональную подготовку более 30 млрд. долл. в год, что превышает соответствующие затраты государства.

   Недостаточный профессионализм рабочих, инженеров  и руководителей является не только очевидным тормозом технического прогресса  и роста эффективности. При высокой  насыщенности территории страны химическими  предприятиями, электростанциями, нефте- и газопроводами низкая квалификация персонала превращается в основной фактор риска, возможности аварий с тяжелейшими последствиями. После Чернобыльской катастрофы население активно выступает против АЭС.

   Ресурсы рабочего времени 

   Ресурсы рабочего времени в общем случае определяются двумя факторами: численностью работников и временем работы.

   Численность занятых на предприятии определяется количеством рабочих мест, которое, в свою очередь, зависит от объемов  выпуска продукции, трудоемкости работ, режима сменности.

   В масштабах страны численность занятых  определяется численностью трудоспособного  населения, потребностью в различных  видах труда, уровнем заработной платы, системой пенсионного обеспечения  и рядом других факторов. Практически  уровень занятости определяется соотношением спроса и предложения  на рынках труда.

   В настоящее время нижняя граница  трудоспособного возраста в Беларуси  составляет 16 лет, а верхняя — 59 лет  для мужчин и 54 года для женщин. В  большинстве развитых стран верхняя  граница трудоспособного возраста составляет 64 года. В Беларуси повышение  верхней границы трудоспособного  возраста пока нереально, так как  большинство мужчин не доживают до 59 лет.

Информация о работе Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы