Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества

Содержание

Глава I. Теоретические основы проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.1 Характеристика положения инвалидов и их проблемы в современном обществе
1.2 Особенности реализации технологий социальной реабилитации
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 56.94 Кб (Скачать документ)

План:

Глава I. Теоретические основы проблемы социальной реабилитации детей  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности

1.1 Характеристика положения  инвалидов и их проблемы в  современном обществе

1.2 Особенности реализации  технологий социальной реабилитации

Глава II. Опытно – экспериментальное  исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться  в любой семье и в любых  социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом  нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов  при соответствующем образовании  и реальной помощи могли бы стать  полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало  бы о высоком гражданско-правовом статусе общества. По данным ООН, в  мире насчитывается примерно 450 миллионов  людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число  детей - инвалидов в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими  психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов  детей с ограниченными возможностями  жизнедеятельности. Более того, в  нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста  числа детей - инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась  в два раза: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. детской популяции. [6; с. 8]  

В уставе ООН сказано, что  каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении  и творчестве. Это говорит о  том, что вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в большей  степени является социальной проблемой  неравных возможностей. "Имея" инвалидность человек также может быть способным  и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. В связи с этим перед современным  обществом стоит задача помочь людям  с ограниченными возможностями  выйти из изоляции, участвовать в  нормальной повседневной жизни общества. [14; с. 5]

В настоящие время процесс  реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Его изучают психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи  и т. д. Они вскрывают различные  аспекты этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, факторы  социальной реабилитации. [3; с. 3]

Освоение детьми - инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения  и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. [1; с. 16]

В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, ввиду ее актуальности, широко разрабатывается. Большую работу в этом направлении ведет журнал «Дефектология», это работы таких авторов как Карвялис В., Ткачева В. В. , Алексеева Л.С., Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. и др. В нашем регионе проблемой детей и подростков с ограниченными возможностями занимаются Львова Е.Н., Шмелева Н.Б. и др.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер  направленных на восстановление разрушенных  или утраченных индивидом общественных связей и отношений, вследствие нарушения  здоровья со стойким нарушением функций  организма. Социальная реабилитация включает в себя несколько направлений - медицинские, психолого-педагогические, профессиональные и др.

Первоначальные идеи и  организационная практика по интеграции процесса медицинской реабилитации инвалидов были разработаны в  России ещё в XIX веке хирургом Н.И. Пироговым, затем эти идеи развивались организатором  социальной психиатрии П.П. Кащенко, а  в общественной мысли В.П. Бехтеревым, В.И. Водовозовым и др.

Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали известные  исследователи А. Адлер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский и др.

Проблема общей реабилитации людей с ограниченными возможностями  решается отечественными учеными Е.Д. Агеевым, С.Н. Ваньшиным, Г.П. Диянской, A.M. Кондратовым, А.Е.Шапошниковым, Ф.И. Шоевым. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами в различных условиях.

В настоящее время проблема профессиональной реабилитации детей  и подростков с ограниченными  возможностями жизнедеятельности, ввиду ее актуальности, широко разрабатывается  и отражена в исследованиях Л.Ф. Добровольской, А.А. Дыскина, Л.Ф. Казначеевой, О.И. Карякиной, Т.Н. Карякиной, Е.Н. Львовой, Н.М. Назаровой, Э.И. Танюхиной, Е.И. Холостовой, М.Н. Хусаиновой и др.

Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  способствует выявлению профессиональных интересов и помогает наметить жизненные  цели на последующую трудовую деятельность.

Объект исследования - процесс  социальной работы с инвалидами в  современном обществе.

Соответственно, предметом  исследования являются технологии

социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными  возможностями жизнедеятельности. 

Таким образом, цель данной работы – выявить содержание и  особенности реализации технологий социальной реабилитации детей и  подростков с ограниченными возможностями  жизнедеятельности.

В соответствии с целью  курсовой работы можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть современное  положение инвалидов и их проблемы  в обществе;

2. Описать особенности  реализации технологий социальной  работы с детьми и подростками  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности; 

 

 

В основу курсовой работы положена следующая гипотеза – социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности будет эффективной при следующих условиях: изучения положения детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; определения места и роли социального работника в процессе реализации социальных технологий; учета опыта деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; использования эффективных технологий, методов. В целом социальная реабилитация способствует интеграции в общество, детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Методы исследования –  теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, наблюдение, интервью.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определяются его  проблема, объект и предмет, цель, основные задачи, формируется гипотеза, описываются  методы исследования, раскрываются его  практическая и теоретическая значимость.

Первая глава рассматривает  теоретические проблемы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями  жизнедеятельности в современных  условиях.

Вторая глава посвящена  рассмотрению опытно – экспериментальных  исследований по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями  жизнедеятельности.

В заключении изложены основные выводы по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы проблемы социальной реабилитации детей  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности

1.1 Характеристика положения  инвалидов и их проблемы в  современном обществе

Право – не милостыня, а  обязательство государства перед  своими гражданами. Слово "инвалид" в цивилизованных странах почти  не употребляется. Тех, кто в силу болезни или несчастного случая утратил какие-то составляющие здоровья, называют "людьми с ограниченными  возможностями". [26; с. 35] 

Современная реальность такова, что любой человек в любое  время может стать инвалидом. Если не избавляться от устаревшего  мышления о том, что инвалиды –  это люди, которые живут только на пособие, то во всем мире будет отвергаться  вклад миллионов людей в развитие общества. Проводимая в настоящее  время политика в отношении инвалидов  — результат развития общества в  течение последних двухсот лет. Во многих отношениях эта политика является отражением общих условий  жизни и социально — экономической  политики, проводимой в разное время. Однако инвалидность имеет много  характерных для нее черт, которые  повлияли на условия жизни инвалидов. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для  развития способностей инвалидов и  вели к их изоляции.

На протяжении многих лет  политика в отношении инвалидов  изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих  учреждениях до обеспечения получения  образования детьми — инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Благодаря  образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать  за дальнейшее развитие политики в  отношении инвалидов.

Созданы организации инвалидов, их семей и сторонников, которые  выступают за улучшение условий  жизни инвалидов.[7; с. 65]

После второй мировой войны  появились такие концепции, как 

интеграция и включение  инвалидов в нормальную жизнь  общества, отражавшие растущее понимание  потенциальных возможностей инвалидов. Права инвалидов уже в течение  длительного времени являются предметом  пристального внимания со стороны Организации  Объединенных Наций и других международных  организаций. Стандартные правила  обеспечения равных возможностей для  инвалидов были разработаны на основе опыта, приобретенного в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организации  Объединенных Наций (1983— 1992 годы). Политической и моральной основой настоящих Правил являются Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Цель настоящих Правил заключается в обеспечении такого положения, при котором девочки, мальчики, мужчины и женщины, являющиеся инвалидами, как члены общества имели бы те же права и обязанности, что и другие лица. Обязанность государств заключается в том, чтобы принимать необходимые меры для устранения этих препятствий. [28, с. 39]

Инвалиды и их организации  должны играть активную роль в этом процессе как полноправные партнеры. Создание равных возможностей для инвалидов  является важным вкладом в общие  усилия, направленные на мобилизацию  людских ресурсов во всех странах  мира. Из Декларации прав инвалида, принятой ООН в 1975 году: «Инвалиды, каковы бы ни были происхождения, характер и серьезность  их увечий или недостатков, имеют  те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь  означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно  более нормальной и полнокровной».

Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами, без каких  бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета

кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального  или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье. «Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности является унижением достоинства, присущего  человеческой личности»,— отмечается в преамбуле проекта конвенции. [34, с.17]

Все европейские страны должны следовать стандартным правилам предоставления равных возможностей для  инвалидов, разработанным ООН. Уровень  цивилизации общества во многом оценивается  по его отношению к людям с  ограниченными возможностями. В  недавнем отчете Европейского парламента было сказано: "То, как общество обращается со своими наиболее слабыми членами, включая людей с ограниченными  возможностями, во многом говорит о  самом обществе. [12, с. 103] 

Соприкосновение с людьми с нарушениями в развитии заставляет каждого остановиться и подумать о принципах гуманизма, и, сделав для себя какие-то новые выводы, люди продолжают свою повседневную жизнь  уже с обостренным восприятием  этих ценностей в отношениях и  делах с другими людьми». Это  и является тем важным вкладом, который  могут внести в общество инвалиды. Общество, не предоставляющее им такой  возможности, обедняет себя.

Семьи, в которых появляется ребенок – инвалид, испытывают сильный  эмоциональный стресс. Родители тяжело переживают дефект своего ребенка, считают, что инвалидность – клеймо на дальнейшей жизни их чада. Близкие инвалида пытаются скрыть этот факт от окружающих. Редко встретишь инвалида, спокойно прогуливающегося по улице.

Большинство инвалидов сталкиваются с проблемой непонимания со стороны  окружающих, считают себя изгоями  общества, полагая, что большее, на что  они могут рассчитывать – это  жалость. Отношение современных  россиян к инвалидам противоречиво. «И жалко, и как-то не по себе, когда  видишь инвалида», - скажет вам обычный  обыватель. Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми возможности участия в жизни общества. [26; с . 109]

Информация о работе Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями