Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества

Содержание

Глава I. Теоретические основы проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.1 Характеристика положения инвалидов и их проблемы в современном обществе
1.2 Особенности реализации технологий социальной реабилитации
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 56.94 Кб (Скачать документ)

Для создания положительной  терапевтической среды социальному  работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко  приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение  или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений  молодых инвалидов, а, возможно, и  их социальной интеграции. [37; с. 4]

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента  лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние  через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению  инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется  в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых  инвалидов своего рода, социальном изоляторе, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно  ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально-психологической  адаптации молодых инвалидов  в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно  проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний  вариант выражается в появлении  отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях  важна роль социального работника  как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида, от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные  интересы, ориентирует на положительную  перспективу. [17; с. 10]

Роль социального работника  состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических  особенностей организовать социально-бытовую  и социально-психологическую адаптацию  молодых инвалидов.

Потребности инвалидов в  профессиональном обучении определяются численностью контингента выпускников-инвалидов  коррекционных школ и школ общего типа, трудоспособных инвалидов, освидетельствованных вновь и переосвидетельствованных в бюро медико-социальной экспертизы, получивших направление на профобучение или переобучение.

Весьма существенной является взаимосвязь между уровнем образования  и намерениями переобучения. Четко  прослеживается зависимость положительного отношения к профконсультированию от уровня образования: с ростом уровня образования безработные выше оценивают важность профконсультаций. Также выявляется четкая связь уровня образования и отношения к важности трудоустройства: усиление желания трудоустроиться с повышением уровня образования.

Оказание содействия в  поступлении инвалидов в учебное  заведение является одной из важных функций участия социального  работника в реабилитации этой категории. [18; с. 110]

Одним из основных направлений  поддержки взрослеющих детей-инвалидов  является профессиональная реабилитация как важнейшая составная часть  государственной политики в области  социальной защиты. Немаловажную роль в процессе реабилитации имеет возможность  самореализации.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое  может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях. [58; с. 8]

Одной из проблем, с которой  сталкивается юноша (девушка), имеющий  или имеющая группу инвалидности – это невозможность трудиться.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства: профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования; повышение квалификации; содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; профессионально-производственная адаптация.[5; с. 74]

Социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне  профессий для инвалидов и  др. и оказывать им действенную  помощь.

Таким образом, профессиональная подготовка и профессиональное образование  инвалидов являются важнейшими аспектами  их профессиональной реабилитации.

В связи с ростом в последнее  время числа детей-инвалидов, особую значимость приобретает проблема социально-психологической  адаптации не только ребенка, страдающего  той или иной патологией, но и  семьи, в которой он воспитывается.

Социальная изоляция, в  которой находится значительная часть семей, воспитывающих детей-инвалидов, усугубляет психическую травму, вызванную  инвалидностью ребенка. Это нередко влечет за собой создание нездоровой эмоционально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных тяжелых случаях – психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.

Рождение ребенка-инвалида деформирует семью. Трудности, которые  испытывают родители больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую  несут члены семьи, воспитывающей  ребенка-инвалида. Многие родители в  сложившейся ситуации оказываются  беспомощными. Их положение можно  охарактеризовать, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупики. [51; с. 23]

Большинство родителей подвержены «сверхсамоконтролю». Проблемы, которые волнуют их в первую очередь, кроме здоровья больного ребенка, касаются, как правило, собственного самочувствия и межличностных отношений. Состояние своего здоровья все родители рассматривают как результат перенесенных переживаний из-за болезни ребенка.

Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой  работы, разрыв привычных связей, ухудшение  материального положения – вот  далеко не полный перечень проблем, которые  могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с эти, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Дети-инвалиды как социальная категория людей, находятся в  окружении здоровых по сравнению  с ними и нуждаются также в  социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями.

Таким образом, в данном параграфе  была описана важность реализации технологий социальной реабилитации; при сравнении  реабилитационных центров разных городов  было выявлено, что центры различаются  между собой лишь оснащенностью  высокоэффективными приборами, применяемыми технологиями и методами реабилитации; также были рассмотрены методы, применяемые  в социальной реабилитации; определена роль и место социального работника  в процессе реализации технологий социальной реабилитации и доказано, что участие  социального работника в реабилитации детей-инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих доверительно относиться к этой категории работников.

 

 

 

 

 

 

Таким образом, цели и задачи дипломного исследования решены.

 

Литература

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. - М.: Педагогика, 2001.

2. Алексеева А.А. Об  опыте организации социальной  реабилитации детей с ограниченными  возможностями в школе - комплексе  "Детская личность". Президентская  программа "Дети России". - М., 2000.

3. Антипьева Н.В. Социальная  защита инвалидов в Российской  Федерации: Правовое регулирование:  Учебное пособие для студентов  – Владос-пресс, 2004.

4. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Светотон, 1995.

5. Белова И.А. О проблемах  профориентационных работ в школе // Социс. – 2000. - № 5.

6. Блинков Ю.А. Медико-социальная  экспертиза лиц с ограниченными  возможностями. - М., 2005.

7. Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 2005.

8. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая  реабилитация аномальных детей  //Дефектология, 2004. №3.

9. Васильева Л.Г. Философские  аспекты социальной интеграции  человека с ограниченными возможностями:  автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: на правах рукописи / Васильева Л. Г.; Чуваш. гос. ун-т им. И.Н.Ульянова. - Чебоксары: ЧГУ, 2006.

10. Ваш домашний театр  // серия «Педагог своему ребенку», вып.1. Вайсблат Н.П., Трепалина Л.А., Тазинцева О.А. – Ульяновск. – 2006.

11. Горячева Т.Г. Психологическая  помощь детям с врожденными  пороками сердца и их семьям // Мир психологии, 2003. №2.

12. Григорьева Л.Г. Дети  с проблемами в развитии. - М.: Академкнига, 2002.

13. Гришина Л.П. Инвалидность  как многофакторная проблема. - М., 2003.

14. Гусева Н.К. Основы  социальной защиты больных и  инвалидов в РФ. Н.Новгород: НГМА, 1999.

15. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями, Институт социальной работы. - М., 2005.

16. Дементьева Н.Ф., Модестов  А.А. Дома-интернаты: от призрения  к реабилитации. — Красноярск, 2006.

17. Дементьева Н.Ф., Устинова  Э.В. Формы и методы медико-социальной  реабилитации нетрудоспособных  граждан. – М., 2001.

18. Дементьева Н.Ф., Шаталова  Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические  аспекты деятельности социального  работника. В кн.; Социальная работа  в учреждениях здравоохранения.  — М., 2002.

19. Донина О.И., Овсяник  О.А., Нагорнова А.Ю. Методика исследования в социальной работе. – Ульяновск: УлГУ, 2003.

20. Евсеев С.П. Материально-техническое  обеспечение адаптивной физической  культуры: учеб. Пособие / Евсеев  С.П., С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Сусляев. – М.: Сов. Спорт, 2000.

21. Ермаков В.П. Профориентация  учащихся с нарушением зрения. – М., 2002.

22. Иващенко Г.М. Об опыте  работы по социальной реабилитации  детей с ограниченными возможностями. - Саратов, 2005.

23. Игры – обучение, тренинг,  досуг. В четырех книгах / Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.

24. Исаев Д.Н. Психология  больного ребенка: Лекции. - СПб.: Издательство ППМИ, 2003.  

25. Карпова Т.П. Концепция  независимой жизни инвалидов  в социальной политике государства:  автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук: на правах рукописи / Карпова Т.П.; науч. рук. Б.Г. Тукумцев. - Саратов, 2005.

26. Комплексная профилактика  заболеваний и реабилитация больных  и инвалидов: учеб. пособие / В. А. Лисовский [и др.]. - М.: Сов. спорт, 2001.

27. Комплексная реабилитация  инвалидов: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.

28. Костина Г. Отдай  миру лучшее, что есть в тебе. - Ульяновск, 2005.

29. Кочетков В.Н. На край  Земли: Записки путешественника.  – Ульяновск, 2006.

30. Кочетова Т.А. Дополнительное образование инвалидов в контексте социальных трансформаций: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук: на правах рукописи / Кочетова Т.А.; науч. рук. Зайцев Д. В. - Саратов , 2007.

31. Львова Е.Н. Социальная  работа с людьми с ограниченных  возможностей: Методические рекомендации  к спецкурсу. – Ульяновск: УлГУ, 2002.

32. Львова Е.Н. Технологии  профессиональной ориентации людей  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности в условиях  современного общества: Методическое  пособие. - Ульяновск, 2004.

33. Макарова Т.А. Профессиональная  подготовка социальных работников  в вузе к культурно-досуговой деятельности с инвалидами: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: на правах рукописи / Макарова Т.А.; науч. рук. Н. Б. Шмелева; УлГУ. - Ульяновск, 2006.

34. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. // Дефектология. – 2006. - №1.

35. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. - М.: Педагогика – Пресс, 2006.

36. Матейчик З. Родители и дети. – М., «Просвещение», 2002.

37. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация  больных и инвалидов. Под редакцией  Э.И. Збровского. - Мн.: Товарищество «Хата», 2004.

38. Мир, который строим  сами // Методические рекомендации  по организации общественно ориентированной  деятельности детей с ограниченными  возможностями в нестационарых формах реабилитации //

Серия «В помощь специалисту  – реабилитологу», вып. 2 – Ульяновск, 2006.

39. О положении детей  в РФ: Государственный доклад. –  Калуга, 2007.

40. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально – педагогика поддержка детей группы риска. – М., 2003.

41. Основы социальной работы. – М., 2007.

42. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». - Мн.: Издательство БелАПДИ, 2005.

43. Преодолевая проблемы  инвалидности: Программа Лиен. - М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 2007.

44. Панов А.М. Центры  социальной реабилитации детей  с ограниченными возможностями  - эффективная форма социального  обслуживания семьи и детей  // Реабилитационные центры для  детей с ограниченными возможностями:  опыт и проблемы. - М., 2006.

Информация о работе Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями