Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:08, курсовая работа
Актуальность исследования. Лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества
Глава I. Теоретические основы проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.1 Характеристика положения инвалидов и их проблемы в современном обществе
1.2 Особенности реализации технологий социальной реабилитации
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Для создания положительной
терапевтической среды
При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.
Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов своего рода, социальном изоляторе, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.
Степень социально-психологической адаптации молодых инвалидов в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида, от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу. [17; с. 10]
Роль социального работника
состоит в том, чтобы с учетом
возрастных интересов, личностно-характерологических
особенностей организовать социально-бытовую
и социально-психологическую
Потребности инвалидов в
профессиональном обучении определяются
численностью контингента выпускников-
Весьма существенной является
взаимосвязь между уровнем
Оказание содействия в
поступлении инвалидов в
Одним из основных направлений
поддержки взрослеющих детей-
Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях. [58; с. 8]
Одной из проблем, с которой сталкивается юноша (девушка), имеющий или имеющая группу инвалидности – это невозможность трудиться.
Профессиональная реабилитация
инвалидов включает следующие мероприятия,
услуги и технические средства: профориентация
(профинформирование; профконсультирование;
профотбор; профподбор); психологическая
поддержка профессионального самоопределения;
обучение (переобучение) по программам
основного общего образования, среднего
(полного) общего образования, начального,
среднего и высшего профессионального
образования; повышение квалификации;
содействие трудоустройству (содействие
в трудоустройстве на временные работы,
на постоянное место работы, самозанятости
и предпринимательству); квотирование
и создание специальных рабочих мест для
трудоустройства инвалидов; профессионально-
Социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.
Таким образом, профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.
В связи с ростом в последнее время числа детей-инвалидов, особую значимость приобретает проблема социально-психологической адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.
Социальная изоляция, в которой находится значительная часть семей, воспитывающих детей-инвалидов, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка. Это нередко влечет за собой создание нездоровой эмоционально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных тяжелых случаях – психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.
Рождение ребенка-инвалида деформирует семью. Трудности, которые испытывают родители больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупики. [51; с. 23]
Большинство родителей подвержены «сверхсамоконтролю». Проблемы, которые волнуют их в первую очередь, кроме здоровья больного ребенка, касаются, как правило, собственного самочувствия и межличностных отношений. Состояние своего здоровья все родители рассматривают как результат перенесенных переживаний из-за болезни ребенка.
Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с эти, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.
Дети-инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются также в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями.
Таким образом, в данном параграфе
была описана важность реализации технологий
социальной реабилитации; при сравнении
реабилитационных центров разных городов
было выявлено, что центры различаются
между собой лишь оснащенностью
высокоэффективными приборами, применяемыми
технологиями и методами реабилитации;
также были рассмотрены методы, применяемые
в социальной реабилитации; определена
роль и место социального работника
в процессе реализации технологий социальной
реабилитации и доказано, что участие
социального работника в
Таким образом, цели и задачи дипломного исследования решены.
Литература
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. - М.: Педагогика, 2001.
2. Алексеева А.А. Об
опыте организации социальной
реабилитации детей с
3. Антипьева Н.В. Социальная
защита инвалидов в Российской
Федерации: Правовое
4. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Светотон, 1995.
5. Белова И.А. О проблемах профориентационных работ в школе // Социс. – 2000. - № 5.
6. Блинков Ю.А. Медико-
7. Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 2005.
8. Бондаренко Г.И. Социально-
9. Васильева Л.Г. Философские
аспекты социальной интеграции
человека с ограниченными
10. Ваш домашний театр
// серия «Педагог своему ребенку»
11. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии, 2003. №2.
12. Григорьева Л.Г. Дети с проблемами в развитии. - М.: Академкнига, 2002.
13. Гришина Л.П. Инвалидность как многофакторная проблема. - М., 2003.
14. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ. Н.Новгород: НГМА, 1999.
15. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями, Институт социальной работы. - М., 2005.
16. Дементьева Н.Ф., Модестов
А.А. Дома-интернаты: от
17. Дементьева Н.Ф., Устинова
Э.В. Формы и методы медико-
18. Дементьева Н.Ф., Шаталова
Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-
19. Донина О.И., Овсяник О.А., Нагорнова А.Ю. Методика исследования в социальной работе. – Ульяновск: УлГУ, 2003.
20. Евсеев С.П. Материально-
21. Ермаков В.П. Профориентация учащихся с нарушением зрения. – М., 2002.
22. Иващенко Г.М. Об опыте
работы по социальной
23. Игры – обучение, тренинг, досуг. В четырех книгах / Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.
24. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - СПб.: Издательство ППМИ, 2003.
25. Карпова Т.П. Концепция
независимой жизни инвалидов
в социальной политике
26. Комплексная профилактика
заболеваний и реабилитация
27. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.
28. Костина Г. Отдай миру лучшее, что есть в тебе. - Ульяновск, 2005.
29. Кочетков В.Н. На край
Земли: Записки
30. Кочетова Т.А. Дополнительное образование инвалидов в контексте социальных трансформаций: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук: на правах рукописи / Кочетова Т.А.; науч. рук. Зайцев Д. В. - Саратов , 2007.
31. Львова Е.Н. Социальная
работа с людьми с
32. Львова Е.Н. Технологии
профессиональной ориентации
33. Макарова Т.А.
34. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. // Дефектология. – 2006. - №1.
35. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. - М.: Педагогика – Пресс, 2006.
36. Матейчик З. Родители и дети. – М., «Просвещение», 2002.
37. Медицинская, социальная,
профессиональная реабилитация
больных и инвалидов. Под
38. Мир, который строим
сами // Методические рекомендации
по организации общественно
Серия «В помощь специалисту – реабилитологу», вып. 2 – Ульяновск, 2006.
39. О положении детей в РФ: Государственный доклад. – Калуга, 2007.
40. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально – педагогика поддержка детей группы риска. – М., 2003.
41. Основы социальной работы. – М., 2007.
42. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». - Мн.: Издательство БелАПДИ, 2005.
43. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. - М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 2007.
44. Панов А.М. Центры
социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями
- эффективная форма социального
обслуживания семьи и детей
// Реабилитационные центры для
детей с ограниченными
Информация о работе Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями