Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества

Содержание

Глава I. Теоретические основы проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.1 Характеристика положения инвалидов и их проблемы в современном обществе
1.2 Особенности реализации технологий социальной реабилитации
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 56.94 Кб (Скачать документ)

В мировом сообществе все  более заметным становится поворот  от «культуры полезности» к «культуре  достоинства». В контексте этой концепции  человек с ограниченными возможностями  независимо от своей дееспособности и полезности для общества рассматривается  как объект, медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи, ориентированной на создание условий  для полной самореализации его личности.

Данный подход, несомненно, идеален и для отечественной  реабилитации детей с ограниченными  возможностями. В некоторых регионах уже есть положительный опыт работы, как в системе образования, так  и в социальной защите. [27; с.23]

Реабилитация (от позднелатинского rehabilitatio — «восстановление») - комплекс медицинских, психологических, технических, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функции, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного. Основные задачи реабилитации заключаются в  том, чтобы сделать инвалида способным  к жизни в обществе, создать  соответствующие предпосылки для  вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества. [31; с. 69]

Восстановительное лечение  детей-инвалидов не ограничивается оперативным вмешательством, медикаментозным  и физиотерапевтическим воздействием, оно слагается из длительных и  многообразных этапов медицинской, социальной психологической коррекции.

В настоящее время признана эффективной система круглогодичного  оздоровления и реабилитации детей-инвалидов  на базе специализированных детских  учреждений, которые используют различные  технологии в процессе реабилитации. Для сравнения можно рассмотреть  несколько реабилитационных центров. [42; с. 19]

Так, например, Государственное  учреждение социального обслуживания Омской области "Реабилитационный центр  для детей и подростков с ограниченными  возможностями". С каждым годом  в центре увеличивается число  детей-инвалидов с сопутствующими заболеваниями: задержками умственного  развития и психическими расстройствами, хроническими заболеваниями органов  пищеварения и аллергопатиями и т.д.

В Центре функционируют два  отделения:

1. Отделение интенсивной  реабилитации:

- зал лечебной физкультуры.  Занятия проводятся с использованием  шведской стенки, тренажеров "KEТТLЕR" ("MINI FITNES CENTR", эллиптический тренажера, велотренажера, батута, шагомера, беговой дорожки, тренажера "Наездник" и гребного тренажера). Зал оснащен атравматическими зеркалами;

- кабинет водных процедур, в котором размещены: бесконтактная гидромассажная ванна – Hydro-Jet Medical – аналог подводного струйного массажа. Используется для детей-инвалидов с психосоматической патологией и выраженной гидрофобией, с заболеванием кожи и подкожно-жировой клетчатки. Удобна тем, что после принятия процедуры ребенок остается сухим и может без вреда для здоровья получать другие виды лечения, в том числе на свежем воздухе; SPA-бассейн "JACUZZI"– предназначен для детей с врожденными пороками развития; оздоровительно-реабилитационный комплекс многофункциональная капсула "Sun Spectra 9000™", которая предназначена для восстановления утраченных функций путем одновременного воздействия на организм лечебных факторов. Капсула имеет 10 программ, включающих одновременные звуковые, тепловые, световые, ароматические воздействия, вибрационный массаж и ингаляцию ионизированным воздухом; инфракрасная кабина "INFRADOС" (США), мини-сауна аромафитобочка "Кедровая бочка".

- физиокабинет с современным оборудованием: "УВЧ-30", "Полюс-2", "Тонус-1", "Биоптрон", УФО, "Амплипульс-5", "Искра-1",

- ингаляторий с аппаратами: компрессионный небулайзер "PARI-BOY" и "PARI-MASTER";

- кабинет массажа оборудован 5 массажными кушетками фирмы  "PYLON"; массажной кроватью " NUGA-BEST".

2. Отделения психолого-педагогической  реабилитации:

- кабинет Биологической  обратной связи предназначен  для проведения психолого-педагогической  реабилитации и коррекции психо-эмоционального состояния;

- кабинет диагностики  АМСАТ-КОВЕРТ для работы психотерапевта  с детьми. Новым перспективным  направлением в работе центра  является внедрение диагностического  обследования перед началом проведения  реабилитационных мероприятий и  оценка состояния пациента в  динамике.

- кабинет психо-эмоциональной разгрузки позволяет специалистам психолого-педагогической реабилитации проводить аутотренинги, коррекцию психо-эмоционального состояния, снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- компьютерный класс,  оборудованный современной техникой, мощным резервом игровой терапии.  Мультимедийные игры под руководством психологов помогут сформировать у ребенка такие качества как преодоление страхов перед непредвиденными обстоятельствами, предупредить образование психастенической акцентуации характера личности подростков;

- кабинет индивидуальной  работы психолога с детьми;

- зимний сад, в котором  расположена установка для приготовления  кислородного коктейля;

- конференц-зал. 

На территории центра установлена  детская спортивно-игровая площадка с многопрофильным оборудованием  и атравматическим покрытием, позволяющая использовать специализированные реабилитационные методики.

Открыта библиотека с учебным  классом, кабинет декоративно-прикладного  искусства, кабинет кружковой работы, творческая мастерская

(ИЗО-студия и мягкая игрушка). [50; с. 72]

В Нягани Ханты-Мансийский автономный округ с 1997 года работает учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония». В Центре функционируют четыре отделения: медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, дневного и стационарного пребывания.

В «Гармонии» созданы все  условия для осуществления комплексной  реабилитации. Реабилитационные мероприятия  для детей выполняются на основании  индивидуальной программы реабилитации, которая разработана специалистами  Бюро медико-социальной экспертизы и  включает ряд мероприятий социально-медицинского, социально-педагогического и социально-психологического характера.

Специалисты реабилитационного  центра «Гармония» в работе применяют  современные технологии и методики. В коррекционно-развивающем направлении  используются такие технологии, как  сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия (специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности и используемая для развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания). Работает оборудованная сенсорная комната.

В Центре используются не только традиционные способы терапии, но и  методы лечебной педагогики, психологической  коррекции в сочетании с адаптацией детей в коллективе. Уделяется  большое внимание внедрению инновационных  методов и программных разработок в российской реабилитационной практике таких, как гарденотерапия, кинезотерапия. В Центре проводятся занятия в кабинетах по лечебно-восстановительным программам «БОС - логотерапевтический», «БОС - опорно-двигательный».

Еще одним ноу-хау в  «Гармонии» является гала-камера - лечение в соляной шахте. Пребывание в насыщенной соляными аэрозолями воздушной среде уменьшает частоту и тяжесть приступов удушья, улучшает показатели функции внешнего дыхания. Воздействие физических факторов калийной соли способствует укреплению иммунной защиты организма. В целом, в ряде случаев наблюдаются положительные результаты от применения этих методов воздействия. Все это благоприятно влияет на здоровье детей особенно имеющих заболевания верхних дыхательных путей. Давно известно положительное влияние теплых потоков воды на человеческий организм. В «Гармонии» альтернативой естественным термальным источникам является СПА-бассейн, посетив который можно пройти ряд специальных водных процедур (гидромассаж, ароматерапия). Водные процедуры расслабляют мышцы тела, улучшают кровообращение, организм очищается, повышается самочувствие человека в целом.

В «Гармонии», благодаря  применению комплексных реабилитационных мероприятий отмечается значительное улучшение состояния здоровья детей, а также их активное участие в  социально-значимых мероприятиях, проводимых как непосредственно в Центре, так в городе и в округе. Дети, участвуя в выставках и конкурсах, занимают призовые места. [44; с. 12]

С января 2004 года в г. Ставрополе был открыт Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлой врождённой и приобретённой патологией).

В ГУСО СРЦ функционируют  два отделения: медико-социальное и  психолого-педагогическое; и осуществляют бесплатную комплексную реабилитацию, включающую: медикаментозную терапию, физиотерапию, механотерапию, лечебную физкультуру, массаж, психолого-педагогическое сопровождение и социальную адаптацию  ребёнка.

С марта 2005 года в Центре начато внедрение нового для Ставропольского  края метода реабилитации – «иппотерапии». Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, после травм. Этот метод вошел в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах России.

Верховая езда при ДЦП  способствует коррекции порочных установок  опорно-двигательного аппарата, увеличивает  подвижность в суставах, нормализует  мышечный тонус, развивает манипулятивную функцию рук, улучшает деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, повышает адаптацию организма к физическим нагрузкам, стабилизирует эмоциональную сферу, воспитывает самостоятельность и независимость.

Необходимо также отметить, что притом, что авторитет иппотерапии неуклонно растет, и его возможности расширяются, тем не менее, применение ЛВЕ не безгранично, имеет ряд противопоказаний и должно применяться осторожно в каждом индивидуальном случае.

Надеются, что этот новый  в практике метод реабилитации явится огромной движущей силой в выздоровлении  детей и получит должное развитие в Ставропольском крае и России. [41, С. 34] 

Таким образом, из сравнения  видно, что реабилитационные центры отличаются между собой оснащенностью  высокоэффективными приборами, применяемыми технологиями и методами реабилитации.

Методами социальной реабилитации являются:

1. развитие сетей специальных  предприятий совместно со службами  медицинского обеспечения; 

2. трудоустройство на  условиях сокращенного рабочего  дня, недели, перерыва в работе, гибкие графики работы;

3. расширение возможностей  трудовой деятельности;

4. предоставление полного  объема медицинской помощи, формирование  среды жизнедеятельности инвалидов  и законодательное устранение  причин, препятствующих их доступу  к инфраструктурам; 

5. создание условий для  профессиональной подготовки к  трудовой деятельности, создание  центров восстановительного лечения  на амбулаторном, стационарном и  курортно-санаторном уровнях. [16; с. 370]

Социальный работник в  пределах своей деятельности должен  содействовать решению основных коррекционных задач, реализация которых в учебно-образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зачастую нарушена. К таким задачам относятся:

— определение целей, задач, содержания, принципов и методов  воспитания, обучения, трудовой и социальной подготовки различных категорий  детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата;

— разработка специальных  технических средств, помогающих детям  с физическими недостатками в  развитии, более успешно и в  разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать  контакт с другими детьми и взрослыми;

— определение путей и  средств профилактики возникновения нарушений развития у детей;

— нахождение путей, позволяющих  улучшить, сделать более комфортно  жизнь лиц, имеющих нарушения  опорно-двигательного аппарата, в  социальной среде — в семье, в  учебных и трудовых коллективах. [18; с.73]

В психологическом плане  инвалидность ставит перед человеком  множество проблем. Инвалидность —  это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило  сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности  в самых разнообразных ее сферах.

Инвалиды с детства  – наиболее слабо защищенная категория  инвалидов, имеющая свою специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений  и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после восемнадцати лет.

В отличие от пожилых людей  с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные  и связанные с продлением активного  образа жизни, молодые инвалиды имеют  потребности в получении образования  и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др. [35; с. 10]

Роль социального работника  состоит в том, чтобы создать  особую среду.

Терапия средой занимает ведущее  место в организации образа жизни  инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая  побуждала бы молодых инвалидов  на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации  среды можно использовать занятость  трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой  перечень мероприятий не должен осуществляться только лишь социальным работником. В  связи с этим, социальному работнику  необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить  общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Информация о работе Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями