Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:43, реферат
Третий пример приведем из отношений между большими группами людей.
Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный
экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей
местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного
образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях
мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к
прогрессу и экономическим интересам, другие – к экологическому равновесию и
к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов.
Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный
конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.
Введение.........................................................................……....................................................3
Для чего изучать конфликты...........................................……..................................................3
Изучение социального конфликта………………………………………………………..…..…….5
Природа конфликта...................................................…………………………………………..….7
Происхождение конфликтов............................................................................................……..8
Природа человека и социальный конфликт...................................................................……..9
Движущие силы и мотивация конфликта.........................................................................…..10
Аналитическая схема исследования конфликтов...........................................................…..10
Конфликт потребностей...................................................................................................……14
Конфликт интересов.........................................................................................................…...20
Ценностный конфликт......................................................................................................……22
Заключение........................................................................................................................…...25
Список литературы.......................
странами и государствами. Особенный ущерб народам приносили гражданские
войны, когда «брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны возникали в
результате конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегда
находились люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию.
Но голос этих людей не был услышан правителями, революционерами,
полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители
попадали в такую ситуацию, когда их примиренческие высказывания
рассматривались как пособничество врагу, измена государственным и
национальным интересам.
Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей,
народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все
хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-
своему» возникает война.
Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями.
Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и
анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в
качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих
сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и
стремление других
защититься, отстоять свое право на
жизнь и независимость.
Но не
только историки описывали
и изучали причины
вооруженных столкновений. В Х1Х и ХХ вв. проблема конфликтов стала
предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось
специальное направление, которое ныне обозначается как «социология
конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с
весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение
теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного
направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях
обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии,
политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в
первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках
которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы
конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов
разного рода.
Практические методы социологического анализа конфликтов заключаются,
прежде всего, в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны
воспринимают конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется
метод экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю
вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений.
Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы
конфликта лежат на
поверхности и адекватно
с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает
опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного
сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли попытки примирения
в конфликте, и чем они закончились, на какой стадии находится переговорный
процесс, кто в нем участвует, каков статус посредников и лиц, участвующих в
ведении и организации переговоров: могут ли они обеспечить выполнение тех
решений, к которым придут конфликтующие стороны? Практически социолог,
исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей
совокупностью традиционных и не традиционных методов. Надо при этом
заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны
гибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут больших
результатов, другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон с
помощью интервью, включая подчас и повторные обращения к респонденту.
По поводу обнаружения пристрастий со стороны исследователя среди
социологов, изучающих конфликты, нет единой точки зрения. Одни считают, что
он не должен их обнаруживать, так как это отразится на достоверности
информации и на
возможности получения
Другие - опирающиеся на так называемую активистскую социологию,
разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его школой,
полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на стороне той
силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому, чтобы
участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий и
высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего
движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на
самом деле.
Что касается сбора первичного материала по национальным конфликтам, то
наилучшие результаты дает метод участия в переговорных процессах.
Применительно к конфликтам производственного характера следует обратить
внимание на методы инновационных и деловых игр. Успешная разработка
таких методов
осуществляется В.С. Дудченко
и Л.А. Дудченко.
Природа конфликта.
В современной литературе по истории социологии сложившиеся
социологические направления подразделяются на две большие группы в
зависимости от того какое место в теоретических построениях занимает
проблема социального конфликта. Такое подразделение мы находим, прежде
всего, у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера.
Теории Маркса, Вебера, Парето, а из ныне живущих – Дарендорфа с этой точки
зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает
доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.
Дюркгейм, Парсонс, Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме
стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько на изучение
конфликта, сколько на обоснование консенсуса.
Это
деление направлений
лишь с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на
противопоставлении функционализма и социологии конфликта, сформулированным
Ральфом Дарендорфом.
Итак, конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в
обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация
которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и
потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том,
что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей,
которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием
конфликта.
Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой
проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных
момента:
во-первых, степень значимости более широкой системы связей,
преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его
дестабилизации – все это может быть обозначено как оценка доконфликтной
ситуации;
во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти
на риск ради их осуществления;
в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга,
способность учитывать интересы оппонента.
Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены
следующим образом:
1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте;
степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая сторона – причины и характер ее действий.
3. Ответные меры; степень готовности к переговорному
процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта –
изменения исходного положения дел.
4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов
противоположной стороны.
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе
отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей
справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все
структуры и отношения;
доминирование конфликта в
иными отношениями.
8. Тупиковая ситуация,
ее саморазрушающее
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров
конфликтующих сторон.
10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта
тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.
11. Новый этап социального
взаимодействия.
Происхождение конфликтов.
Источником обострения конфликтов между большими группами является
накопление
притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и
подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего
рода спускового механизма выводящего наружу это чувство
неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,
стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются
лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты
интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он
либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной
жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на
основе взаимных уступок сторон.
Информация о работе Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии