Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:43, реферат
Третий пример приведем из отношений между большими группами людей.
Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный
экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей
местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного
образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях
мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к
прогрессу и экономическим интересам, другие – к экологическому равновесию и
к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов.
Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный
конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.
Введение.........................................................................……....................................................3
Для чего изучать конфликты...........................................……..................................................3
Изучение социального конфликта………………………………………………………..…..…….5
Природа конфликта...................................................…………………………………………..….7
Происхождение конфликтов............................................................................................……..8
Природа человека и социальный конфликт...................................................................……..9
Движущие силы и мотивация конфликта.........................................................................…..10
Аналитическая схема исследования конфликтов...........................................................…..10
Конфликт потребностей...................................................................................................……14
Конфликт интересов.........................................................................................................…...20
Ценностный конфликт......................................................................................................……22
Заключение........................................................................................................................…...25
Список литературы.......................
Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное
выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать
исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в
действиях политических
структур и институтов.
Природа человека и
социальный конфликт.
Вопрос
о том, какова природа
ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько
иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, об
их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о
возможностях регулирования конфликтов.
Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общих
мировоззренческих установок, которые принимаются в качестве исходной базы в
рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего, понимание
конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это
такое? И в чем состоит его собственная природа?
С древних времен до наших дней сталкиваются между собой по меньшей
мере две точки зрения при ответе на этот вопрос.
Первая
точка зрения восходит к
знаменитому трактату «Политика», в котором этот основоположник европейской
науки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественное
устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организации
совместной жизни людей.
Аристотель утверждал: “государство - продукт естественного
возникновения... Государство принадлежит тому, что существует по природе,
человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто... живет
вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо
сверхчеловек".
“Очевидно, – утверждает Аристотель, – государство существует по
природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний,
оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим,
то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему
целому” .
Как
видно из приведенных
вопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает
приоритет обществу. Общество, государство для него есть первичное начало,
это целостность, а отдельный человек – часть более широкого целого.
Государство, право, справедливость, по Аристотелю, – разные стороны
государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях от
природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется
Аристотель относит к естественным законам природы. Аналогичным образом
решает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э), которого иногда
называют первым социалистическим мыслителем.
К решению
вопроса о соотношении
как отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздо
позже. Это связано с зарождением и становлением либеральных экономических и
социальных теорий. Одним из первых социальных мыслителей, вставших на
позиции общественного договора, был английский социальный мыслитель Томас
Гоббс (1588-1679), опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат ''Левиафан,
или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского''.
Если Аристотель считал, что государство существует от природы и что
человек по природе своей – существо общественное, политическое, то Гоббс
полагает, что естественное состояние общества это ‘’война всех против
всех''. Он считает, что ''природа создала людей равными в отношении
физических и умственных способностей''. Но это равенство людей от природы
само по себе не есть
благо.
Движущие силы и мотивация
конфликта.
Аналитическая схема
исследования конфликтов.
Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования
и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам,
которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по
мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику
конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Чисто
рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могут служить
надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности,
способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороны
действующих сил также не может привести к успеху на этом поприще.
Конфликт – есть одновременное развертывание действия и контрдействия.
Это
реализация намерений и
которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительно
сложное совместное действие, по меньшей мере, двух сторон, объединенных
противостоянием. В более специфической литературе по анализу конфликтов мы
можем встретить преимущественно две точки зрения на природу конфликта.
Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая - ценностной. В
теориях первого типа доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он
всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности,
будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического
доминирования. Теории второго типа можно назвать ценностными. На первый
план здесь выступают
системы верований и убеждений,
организации общественного устройства, культурные взаимоисключающие
стереотипы.
Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт
при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ
осмысления этого процесса, характер его представления в сознании
действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным
правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в
аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.
В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к
тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что
представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих
жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки
зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации,
выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как апелляции
к потребностям, интересам и ценностям.
Мы не
будем здесь рассматривать
содержание притязаний в ходе развертывания конфликта соответствует
«действительным» потребностям, интересам и ценностям. Дело в том, что если
эти линии аргументации возникают и разрабатываются, то они становятся сами
по себе реальностью конфликтной ситуации, опровержение которых
осуществляется не теоретическим путем, а в ходе практического развертывания
и ''разрешения'' конфликта. Суть дела в том, что в конфликте одна
совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой,
выдвигаемой противоположной стороной. При этом обозначенные линии
причинного развертывания конфликта могут действовать не только совместно,
но и каждая в отдельности. Конфликт будет полным и развернутым, когда он
основывается на одновременном включении в мотивацию всех трех способов
причинных обоснований или всех трех уровней мотивации: и потребностей, и
ценностей, и интересов. Но на практике дело может обстоять таким образом,
что в конфликт может быть включен лишь один уровень мотивации: только
потребности или только ценности. При этом интересы трудно выделить в
качестве самостоятельной линии мотивации, так как они развертываются на
пересечении потребностей и ценностей.
Вторая линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в
какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт.
Речь идет о трех сферах: экономической, политической и культурной. В первой
из них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социального
действия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта.
Во второй - политической сфере - главным предметом конфликта будет являться
власть. В третьей - интерпретация культурных норм и целевых установок
общества как некоего социального целого.
Сопоставляя между собой обозначенные выше линии аналитического
расчленения конфликтов, мы получаем искомую схему, которая будет выглядеть
следующим образом:
Перекрестный анализ
движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности.
Можно выявить наиболее существенные причиныглубинных конфликтов между субъектами разного уровня. В сфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределения, и конфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа.
В сфере политики вся совокупность жизненных интересов вращается
вокруг способов организации обществом, уровня его сплоченности и характера
властных отношений. В сфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним
миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших
ценностей: добра, справедливости, высшего блага.
Что касается движущих сил или глубинных причин конфликтов, то они
также обладают значительной вариабельностью. Если речь идет о потребностях,
то необходимо учитывать не только проблему воспроизводимости ресурсов и
характера их использования, но и фундаментальные проблемы, касающиеся
способов самоорганизации общества, равно как и преимущественную ориентацию
субъекта действия либо на рациональные, либо на эмотивные характеристики и
побуждения деятельности.
Информация о работе Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии