Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:11, курсовая работа
С апреля 1991 года в России появилась новая профессия – социальный работник, деятельность которого обращена на всю систему жизнеобеспечения человека, жизненную ситуацию людей, ее целостности, а не только в острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания. Люди, которые работают в учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Взаимодействие социального работника и клиента ……………….. 7
1.1. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента ………………………………………………………………………….. 7
1.2. Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом …………………………………………………………. 8
Глава 2. Условия эффективности социального работника и клиента………. 15
2.1.Эффективность, социальные нормы и потребности……………………... 15
2.2. Критерии эффективности социальной работы…………………………... 18
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы………………
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ: СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория социальной работы»
тема: «Проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия его эффективности»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Взаимодействие социального работника и клиента ……………….. 7
1.1. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента ………………………………………………………………………….. 7
1.2. Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом …………………………………………………………. 8
Глава 2. Условия эффективности социального работника и клиента………. 15
2.1.Эффективность, социальные нормы и потребности……………………... 15
2.2. Критерии эффективности социальной работы…………………………... 18
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….. 25
ВВЕДЕНИЕ
С апреля 1991 года в России появилась новая профессия – социальный работник, деятельность которого обращена на всю систему жизнеобеспечения человека, жизненную ситуацию людей, ее целостности, а не только в острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания. Люди, которые работают в учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами. Пожилые люди относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально-уязвимой частью общества. Это связанно, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологией и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства представителей старших возрастов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этой группы населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношения к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических обострений в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.1
1 См.: Теория и методика социальной работы. Учебное пособие.М.: Издательство «Союз» 2002 г.-339 с.(Часть 1).-с.80.
Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения (исследования) процесса взаимодействие социального работника и клиента и условий эффективности труда социальных работников.
Работа с клиентом занимает в социальной работе центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не знают. Как решать и не умеют решать возникшие у них проблемы и трудности.
Прежде чем обратиться за помощью в социальную службу, клиент пытается сам разрешить возникшие трудности и проблемы. Однако, потерпев неоднократно не удачу, растратив физическую и духовную энергию, поняв, что самостоятельно он не может решить проблемы, он обращается к социальному работнику.2
Социальный работник, владеющий теорией социальной работы, будет способствовать разрешению этих проблем, если он изберет диалог в качестве средства восхождения к человеческому в человеке. И способы реализации человеческого потенциала, которыми владеют специалисты профессионалы, - это не что иное, как способы обучения завязыванию диалогического общения с миром, с другими людьми, с самим собой, как с другим.3
Гуманистическим это общение и взаимодействие будет в случае, если оно откроет для человека возможность осознать такие формы бытия, как сосуществование, сотрудничество, сопереживание, сочувствие, соответствие и таким образом поможет проявлению духовности в отношениях между людьми. Социальный работник сострадает клиентам еще больше, если он не знает, как решить их проблемы. Но незнание не может оправдать пассивную позицию. Так же, как и его клиенты, он должен искать пути решения имеющихся проблем.
2 См.: Теория и методика социальной работы. Выпуск 2. Ответственный редактор Павленок П.Д. М., 2004 г.-233 с. (с.22).
3 См.: Российский журнал социальной работы №1 1997 г. Попов «Эффективность социальной работы. Общий взгляд».- с.35.
И так как последний имеет дело с клиентом, находящимся в измененном душевном состоянии, испытывающим агрессию или депрессии и т.п. Клиент может по-разному вести себя: быть тихим, застенчивым или агрессивным, эмоциональным; замкнутым, напряженным или словоохотливым, излишне общительным; добрым, беззащитным, чувствительным к проблемам справедливости или эгоистичным, замкнутым на проблеме собственного благополучия и преодоления именно собственных трудностей.
Социальный работник в своих практических действиях должен найти эффективные формы общения с каждым из клиентов, то есть установить и поддерживать с ним контакт. Возникшие в процессе работы конфликты необходимо урегулировать с помощью конкретных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций. Одним их необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, познаний его интересов, потребностей.
Эффективность социальной работы рассмотрена в трудах Фирсова М.В., Жукова В.И., Топчего Л.В. и др. Профессиональная деятельность социального работника изучалась в работах Холостовой Е. И., Ляшенко А.И., Фирсовым М.В. и другими авторами.
Объектом исследования курсовой работы является взаимодействие социального работника и клиента.
Предметом исследования – условия эффективности социального работника и клиента
Целью курсовой работы является исследование особенности и условия применения эффективности труда социальных работников с клиентом.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены и решаются следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемой теме и выявить особенности 1. определить сущность понятия «эффективность работы»;
2. выделить критерии эффективности социальной работы;
3. изучить особенности труда социального работника;
Гипотеза исследования – одним из основных условий повышения эффективности социальной работы является оценка труда социального работника, для которой используются специальные методы.
Глава 1. Взаимодействие социального работника и клиента
1.1. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента
Основная цель взаимодействия социального работника и клиента – оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.
Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия.
Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.
Взаимодействие социального работника и клиента составляет часть целенаправленного процесса практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Этот процесс воздействия в научной терминологии получил название социальной терапии. В отличие от психотерапии она представляет собой конкретные услуги, организуя клиенту поддержку окружения, помогая справиться с социальными конфликтами и проблемами.4
4 См.: Экономические основы социальной работы. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., М., МГСУ. 2003 г.-с.80.
Социальная терапия осуществляется с помощью комплекса мер социально-экономического и организационно-воспитательног
В современной психологии невербальная коммуникация оценивается как более достоверная, чем словесная, так как она осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно. Средства невербальной коммуникации содействуют процессу передачи информации в системе «социальный работник – клиент».5 С одной стороны, чтобы быть понятым и способным оказывать психологическое воздействие на клиента с целью изменения его поведения, социальному работнику необходимо владеть обоими этими средствами общения, уметь кодировать и передавать свои состояния и намерения в жестах, мимике, позах, интонациях. С другой стороны, в ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента социальный работник получает информацию о том, как его воспринимает клиент, как строить с ним взаимоотношения.
1.2. Основные подходы профессионального взаимодействия
социального работника с клиентом
Особое значение имеет позиция социального работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с обслуживаемым им клиентом стала экспертная оценка, которая, по
5 См.: Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20. Сер. Энциклопедия социального образования./ Под общей редакцией Жукова В.И.- М.: Издательство МГСУ «Союз», 2000 г.-с.128.
существу, является социальным диагнозом и предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.6
Подключая клиента к процессу экспертной оценки, социальные работники стремятся выявить характер и суть его потребностей и проблем, определить возможности, мотивацию и ресурсы, имеющиеся у клиента или у его окружения.
Экспертная оценка носит психосоциальный характер и включает в себя анализ личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимодействия с социальным окружением и определяющими его факторами. Основной задачей социального работника становится получение этой информации и определение средств для ее получения.7