Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:11, курсовая работа
С апреля 1991 года в России появилась новая профессия – социальный работник, деятельность которого обращена на всю систему жизнеобеспечения человека, жизненную ситуацию людей, ее целостности, а не только в острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания. Люди, которые работают в учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Взаимодействие социального работника и клиента ……………….. 7
1.1. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента ………………………………………………………………………….. 7
1.2. Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом …………………………………………………………. 8
Глава 2. Условия эффективности социального работника и клиента………. 15
2.1.Эффективность, социальные нормы и потребности……………………... 15
2.2. Критерии эффективности социальной работы…………………………... 18
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы………………
Объем и характер искомой информации зависит от специфики социальной помощи, от ее цели, структуры и теоретической ориентации социального работника. При этом очень важно учитывать право клиента на невмешательство в его частную жизнь, ограничиваясь только теми сведениями, которые необходимы для достижения цели. Для экспертной оценки (социального диагноза) чаще всего используется беседа с клиентами – их интервьюирование. В ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента социальный работник получает информацию о том, как строить с ним взаимоотношения и как его воспринимает клиент.
Беседы с коллегами, родственниками, людьми из окружения клиента также помогают понять и его ситуацию, и его потребности. Информация, полученная в ходе бесед, используется при обсуждении планов оказания помощи клиенту и его родственникам.
6 См.: Российский журнал социальной работы. №1 1997 г. Попов «Эффективность социальной работы. Общий взгляд».-с.37.
7 См.: Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20. Сер. Энциклопедия социального образования./ Под общей редакцией В.И. Жукова.- М.: Издательство МГСУ «Союз», 2000 г.-с.137.
Теоретическое многообразие подходов к проблемам клиентов и стратегии выбора техник и технологий поддержки нуждающихся предполагает использование различных теорий. В их числе важная роль принадлежит когнитивной теории (от лат. cohnitio – знание, познание) терапии. Согласно когнитивной теории, поведение человека определяется его мышлением.8
Теория, составляющая основу когнитивной терапии, включает в себя модель промежуточных перемен и феноменологическую модель.
Модель промежуточных перемен предполагает стимуляционно-реактивный подход, при котором познание определяется как промежуточная переменная, подвергающаяся воздействию внешних стимулов и, в свою очередь, влияющая на поведенческую или эмоциональную реакцию человека.
Феноменологическая модель помимо этого принимает во внимание такие свойства познания, как избирательность, способность к интерпретации, которые позволяют не только определить нечто находящееся вовне, но и понять, что оно означает для конкретной личности; соответственно, клиент рассматривается как человек, который активно и сознательно конструирует собственную реальность.
Эффективность взаимодействия социального работника и клиента во многом зависит от эмпатического видения проблемы. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию; постижение через проникновение, «вчувствование» в его переживания.
Проявлять эмпатию – значит принимать во внимание линию поведения другого (относиться к ней сочувственно.
8 См.: Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978 г.
Обычно выделяют два типа эмпатии:
– интеллектуальную, когда люди обмениваются мыслями
друг с другом и встречают при этом понимание;
– эмоциональную, когда речь идет о чувствах, которые не
обязательно могут быть выражены словами.
Для установления контакта необходимо присутствие обоих типов эмпатии при условии их равнозначности.
В практике социальной работы следует различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого. При этом полная идентификация, отождествление с чувствами клиента разрушают эмпатию, поэтому для социального работника очень важно сохранить собственную индивидуальность.9
Эмпатия лежит в основе эффективного слушания, которое является способом активного общения, процессом активного взаимодействия с партнером. Различают два его вида:
– нерефлексивное слушание – процесс, требующий слушания с активным использованием невербальных средств и внимания. При этом используются такие речевые приемы, как короткие ответы и нейтральные фразы («да», «так-так» и т.д.).
Применяется социальным работником в тех
случаях, когда клиент эмоционально возбужден и стремится вы
говориться, когда ему трудно формулировать и выражать свои
мысли, когда он неуверен в себе и застенчив;
9 См.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., РГСИ, 2001 г.-с.42.
– рефлексивное слушание (активное) используется в случаях, когда у клиента отсутствует желание разговаривать или он чрезмерно разговорчив, а социальному работнику необходимо получить от него определенную информацию.
Оно предполагает: открытые и закрытые вопросы, требующие от клиента ответов «да», «нет»; уточняющие вопросы; повторение основных мыслей клиента; перефразирование; резюмирование, заключающееся в обобщении основных мыслей клиента и его чувств.
Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться по принципам:
– психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;
– соответствия целей и задач взаимодействия актуальности
и содержанию проблем клиента;
– оптимистического подхода к возможностям и силам клиента. В профессиональном взаимодействии социального работника и клиента значительное место должно отводиться решению задач социальной адаптации и реабилитации, восстановлению социального функционирования.
Социальный работник призван воздействовать на процесс социальной адаптации личности, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности в связи с изменением социального статуса (уход на пенсию, потеря работы, инвалидность и т.п.) и изменений в самой социальной среде (социально-экономические реформы и др.).10
Характер взаимодействия среды и личности определяется различными факторами, важнейшим из которых является личностное начало, способность субъекта к деятельной самооценке и оценке объективных условий, социальной среды.11
10 См.: Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие.-М.: Наука, 2005.-с.16.
11 См.: Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.-М.: РГСИ, 2003.-с.19.
Социальный работник должен обладать навыками профессионального воздействия на социально-психологический, социально-ролевой, социально-организационный и другие уровни адаптации. Необходимым компонентом взаимодействия социального работника и клиента является планирование индивидуальной поддержки клиента на основе его запросов и психо-социальной проблемы.
Вопросы и проблемы, с которыми обращаются к социальным работникам, очень разнообразны. Во всех социальных группах возникает ряд проблем, которые являясь социальными по своему характеру, в свою очередь, порождают и проблемы психологического плана. Иногда социальная проблематика заслоняет собой индивидуальные проблемы личности и взаимоотношений. Ситуации клиента могут быть трудными, тупиковыми, нежелательными, могут стать препятствиями на пути достижения целей.12 Если человек или семья решают обратиться за помощью, социальный работник должен выявить взгляд каждого человека на существо его проблемы:
- как клиент воспринимает стоящую перед ним проблему;
- насколько сильный дискомфорт или стресс она вызывает;
- до какой степени нарушены стабильность или равновесие;
- какие меры принимались для изменения ситуации;
- какими возможностями располагает клиент, чтобы преодолеть трудности, и т.д.
Определить существо проблемы и наметить план помощи помогает типология психосоциальных потребностей. В настоящее время созданы классификации потребностей и проблем клиентов.
Они согласуются с профессиональной направленностью на нормализацию социального функционирования индивидов, семей и групп.
12 См.: Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие.-М.: Наука, 2001.-20с.
Степень участия социального работника в оказании практической и конкретной помощи при решении социальных проблем зависит от сферы деятельности клиента, его профессиональной роли и характера проблемы. Несомненно, в первую очередь клиент должен использовать собственные возможности.
Хотя социальный работник может выступить здесь в роли посредника, но он должен быть очень внимателен, поскольку с такой ролью связан определенный риск, когда вместо того, чтобы способствовать развитию активности клиента, он делает его более пассивным. Но если человек действительно плохо справляется с ситуацией или не способен действовать, то здесь необходим социальный работник, выступающий в качестве «второго я».13
Специфика взаимодействия социального работника с клиентом как носителем проблемы заключается в необходимости его вовлечения в решение своих проблем и обретение уверенности в собственных силах. Она предполагает наличие у социального работника особых профессионально значимых качеств, соответствующих гуманистическим принципам социальной работы.
13 См.: Там же.-с.21.
Глава 2. Условия эффективности социального работника и клиента
2.1.Эффективность, социальные нормы и потребности
В определении эффективности важную роль играют такие показатели, как общепринятые нормы (или идеалы).
Норма есть установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Нормативы являются производным понятием от нормы и означают расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов. Применяют их в нормировании труда и планировании деятельности (например, сколько за день необходимо обслужить пенсионеров-одиночек и т. д.).
Социальные процессы очень сложны, поэтому для определения их оптимального состояния используется также понятие социального ориентира, который отражает развитие и функционирование социальных процессов с учетом передовых показателей развития и функционирования аналогичных процессов. Социальные ориентиры и нормативы классифицируются главным образом по сферам жизнедеятельности человека (труд, социально-политическая жизнь, культура, быт, межличностные отношения) и отражают, прежде всего, обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. человек населения.14
Социальные ориентиры обусловлены объективными и субъективными факторами. В частности, можно отметить, что определенные социальные нормативы (минимальная заработная плата, пенсии, расходы на человека в больнице и др.) в России явно занижены. Даже при соблюдении этих нормативов эффективность социальной работы будет низкой.15
14 См.: Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издат-во «Союз» 2001г.-339 с. (Часть 1).-с.321.
15 См.: Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника:Автореф., дис.канд.психол.наук.-М., 2003
Несомненно, что такие ориентиры и нормативы далеки от идеала и не обеспечивают оптимальной защиты людей. Поэтому с учетом объективных факторов в первую очередь необходимо различать практические цели и цели-идеалы. Следовательно, эффективность деятельности − динамичная величина. То, что сегодня «устраивает» общество, группы, клиента, завтра (в других условиях) может уже не удовлетворить их. Появляются новые потребности или качественно видоизменяются старые. Поэтому сравнивать эффективность следует по формуле: что было − что стало − что должно быть.16
Рассмотрим эффективность социальной работы в трех ее формах: как науки, как учебной дисциплины и как специфического вида практической деятельности. Заметим, что и наука, и учеба также являются видами деятельности.
Эффективность социальной работы как науки может быть выражена в уровне знаний, степени приобретенных умений, создании новых технологий, овладении инновационными подходами, в степени усвоения достижений отечественной и зарубежной науки, в освоении закономерностей, принципов и методов социальной работы.
Эффективность социальной работы как учебной дисциплины может быть выражена как целостное представление обучающихся о социальной работе, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях и организации. В данном случае эффективность − это степень выполнения требований Государственного стандарта по образованию в области социальной работы.