Типологии организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание

Тема контрольно-курсовой работы – «Типологии организационной культуры».
Объектом исследования являются различные типологии организационной культуры.
Предмет – особенности различных типологий организационной культуры, выделенных на разных основаниях.
Цель контрольно-курсовой работы – выявить основные характеристики различных типологий организационной

Содержание

Введение
1. Понятие организационной культуры
2. Типологии, основанные на этнометричесих (кросс-культурных ) различиях
2.1 Типология Г. Хофштеда
2.2 Типология Ф. Клукхона и Ф.Л. Штротбека
2.3 Типология Г. Минцберга
3. Типолигии, основанные на системе распределения власти, полномочий и ответственности
3. 1. Типология Ч. Ханди
3.2 Типология Р. Акоффа
3.3 Типология Д. Кроула
4. Типологии , снованные на организационно-функциональных параметрах и особенностях взаимодействия организации с внешней средой
4.1 Типология Т. Дила и А. Кеннеди;
4.2 Типология К. Камерона и Р. Куинна;
4.3 Типология Нельсона и Бернса
Заключение

Работа состоит из  1 файл

1Федеральное агентство по образованию.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, типология Р. Куинна, которая предполагает четыре типа культур, одновременно существующие в организации, наиболее полно и адекватно отражает современную ситуацию на предприятии. Это культура клана, адхократии, рынка и иерархии. Их соотношение изменяется на протяжении всего жизненного цикла организации, с учетом изменений внешней и внутренней среды.

4.3 Типология Л.Нельсона и Ф. Бернса

Л. Нельсон (L. Nelson) и Ф. Бернc (F. Burns) различают четыре типа организаций : "реагирующий", "отзывчивый", "активный" и "высокоэффективный". 

Реагирующая организация
В реагирующей организации (reactive organisation) анализ ситуации сталкивается с атмосферой, где господствуют неуверенность и импровизация. Главная забота - это сохранить свое положение. Люди находятся в постоянном страхе за выживание компании, хотя с объективной точки зрения для этого нет оснований, даже если возникают подобные проблемы. В компании отсутствует сплоченность, нет общей цели. Работники всегда могут быть "подавлены" более высоким уровнем управления в общей цепи команд. Все контролируется и перепроверяется директором. Если организация имеет больше одного директора, то в компании могут образоваться "враждебные фракции". Для членов совета директоров, менеджеров и рабочих характерно чувство беспомощности. Люди становятся циничными, подавленными и подозрительными. Члены совета директоров говорят о сотрудниках компании будто о детях. Заседания совета длятся бесконечно, даже если на них принимается малое число решений; они часто проходят в негативной, напряженной атмосфере. Вместо стратегического управления здесь составляются финансовые планы, содержание которых тщательно анализируется. Сотрудники занимают "оборонительные позиции" и пытаются организовать свою работу таким образом, чтобы не быть ответственными за совершенные ошибки. В такой компании наблюдается склонность к представлению всех событий в письменной форме, то есть на всякий случай всегда иметь доказательство своей невиновности, если в работе будут допущена ошибка. Цель работников состоит в том, чтобы рисковать как можно меньше и уклоняться от возможных "ударов". Негативное отношение и негативная внутренняя ситуация взаимно усиливают друг друга. Последствия проявляются в плохих рыночных результатах. Это можно назвать "устойчивой негативной средой" (negative reinforcement environment).
Отзывчивая организация
Те, кто работает в отзывчивой организации (responsive organisation), имеют высокие результаты и сконцентрированы на совместной работе. Процесс планирования здесь ограничен ближайшим будущим и связан с тем, каким образом распределить работу, чтобы добиться максимального результата. Менеджеры обращаются с подчиненными как со взрослыми и пытаются понять их. Здесь наблюдается высокий уровень сотрудничества, а руководство не ведет себя так сухо, как в первой модели организации. Рабочие совещания помогают работникам узнать, что ожидают от них, что сможет обеспечить их защиту. Они прекрасно работают в группах, сами же группы ориентированы на результаты. Группы проявляют достаточную гибкость и инициативу при координации работы, как того требуют обстоятельства. Руководство поддерживает их инициативу (здесь имеет место позитивная обратная связь), а также материально их поощряет. В чем нуждается подобная организация, так это в реальной долгосрочной перспективе, которая бы вдохновляла людей и поощряла их к достижению высокого уровня самореализации. Термин "отзывчивый" предполагает, что люди, работающие в такой организации, способны чутко реагировать на ситуацию, с которой они столкнулись, но не способны взять инициативу на себя, чтобы направить события так, как им бы хотелось.

Активная организация
Руководители активной организации (proactive organisation) действительно являются истинными предпринимателями. Вся их деятельность направлена на достижение определенной цели. Такие руководители мыслят стратегически. Они дисциплинированные, целенаправленные, и последовательные, а также инициативные. Для них будущее компании - это то, что они сами могут выбрать. Они не чувствуют себя во власти внешних сил, используя события наилучшим для себя образом. Они могут выбирать обоснованные цели, а также добиваться их осуществления. Персонал всей компании может договориться о желаемом будущем курсе, и соглашение будет достигнуто, если все осведомлены о положении компании во внешней среде. Именно это делает стратегическое управление мощным инструментом мотивации работников, независимо от его роли при выборе разумного и перспективного предпринимательского курса.
Каждый сотрудник компании должен одобрить сделанный выбор, касающийся будущего, и предпочтительно, чтобы с энтузиазмом. Все это имеет большое значение. Прежде всего, будущее должно соответствовать личным надеждам работников. Оно будет испытанием их сил, а прогресс компании будет обеспечен путем захвата определенных позиций на рынке. Цель активной организации - выиграть "войну", и это главный вопрос. Внимание и понимание должны быть главными для самих работников и в их взаимоотношениях.
Активная организация нуждается в руководителях, которые со своими последователями способны так создавать атмосферу доверия и взаимной поддержки, чтобы сразу можно было определить потенциальные проблемы, прежде чем они перерастут в кризис. Обоюдная лояльность и взаимное уважение являются отличительными признаками стиля руководства, сформировавшегося в активных организациях.

Высокоэффективная организация
Высокоэффективной организацией (high-performing organization) управляют люди, которые знают, что они делают, и работают сознательно для того, чтобы добиться самосовершенствования. Им интересно узнать свои способности, а их руководители и коллеги предоставляют им простор для выявления их потенциала. Таким образом, делом их жизни становится "путешествие к самому себе". И это "освобождает" большое количество энергии. Работа и коллектив - вот те инструменты, которые помогают выполнить поставленную задачу. Это может звучать довольно высокопарно, но в компаниях высокого уровня, входящих в категорию "превосходных", индивидуальное и коллективное выполнение работы действительно совпадают. Люди не могут больше работать "на босса" (как в активной организации) или только ради денег (как в отзывчивой организации), хотя высокоэффективная организация тоже должна зарабатывать деньги. Они не должны работать и на клиентов (как в активной организации, хотя, конечно, они должны беспокоиться о тех, кто оплачивает счета), они действительно работают над своим развитием.

Итак, фактически последние три типа организации по ряду характеристик частично совпадают. Каждый раз при переходе от одного типа организации к другому добавляются новые черты. В высокоэффективной организации задача управления состоит в направлении энергии людей. Это способствует, с одной стороны, стимулированию их, помогая им преодолевать барьеры, созданию для них благоприятных возможностей, заключению контрактов - в общем, дает им простор для роста. С другой стороны, это приводит к регулированию роста, если он отвечает общим интересам компании. Если работники повышают свой уровень, то компания также изменит курс (что само по себе опасно), поэтому следует быть осторожным, чтобы предотвратить неограниченный рост. Рост прекрасен во всех отношениях, но он должен быть ориентирован на клиентов. И, в свою очередь, он не должен противоречить стремлению к выполнению заданий и достижению соответствующих показателей по выпуску продукции.
Как помочь компании перейти от одного типа организации к другому. Это зависит в большей степени от стиля управления, который предопределяет границы процесса реорганизации. Если консультант имеет дело с руководителем, который не видит необходимости перехода к следующей стадии или не обладает для этого необходимыми личными качествами, то тогда консультант может сделать очень немногое. Кто не хочет отказаться от импровизации, тот навсегда останется на стадии реагирующей организации. Кто не способен перейти от ориентации на выпуск продукции (технологию или процесс производства) к ориентации на потребителя (к мотивации потребителя), вскоре будет удивлен, что его замечательный товар больше не продается. А кто исключительно ориентирован на потребителя, но не заинтересован в своем персонале, может добиться успеха в создании прочной компании, но не в достижении его уровня высокоэффективной организации.
Но всего этого недостаточно, чтобы изменить менеджмент или позволить ему развиваться и дальше. Гораздо большее внимание надо уделять персоналу компании. Это неотъемлемая часть корпоративной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Заключение

Цель работы была достигнута – изучены различные типологии организационных культур.

Типологий организационных культур в современном мире очень много, они выделены многими авторами на различных основаниях.

В работе были рассмотрены типологии культур, выделенные по следующим основаниям:

- этнометрические (кросс-культурные)   различия;

-   система  распределения власти, полномочий и ответственности;

         - организационно-функциональные параметры  и особенности  взаимодействия  организации с внешней средой .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список литературы

1. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры. М.: ИТК «Дашков», 2002. 179с.

2. Грошев И. В. Организационная культура. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.  288 с.

3. Доблаев В.Л., Организационное поведение.  М.: Дело и Сервис, 2006. З06 с.

4. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. - 168 с.

5. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием). – М.: Экзамен, 2006. 637 с.

6. Резник Ю.М., Кравченко К.А. Сущность корпоративной культуры с современной организации  // Управление персоналом. 1998. №8

7. Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. — Воронеж, 2001.

8.Шаталова Н. И. , организационная культура. М.: Экзамен, 2006. 456 с.

9. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Спб.: Питер, 2005, 241 с.

10.Элвессон М.  Организационная культура. М.: Генезис,  2005 . 367 с.

 

2

 



[1] См.  Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры. М.: ИТК «Дашков», 2002. 179с.

 

[2] См. Элвессон М.  Организационная культура. М.: Генезис,  2005 . 367 с.

[3] см.  Грошев И. В. Организационная культура. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.  288 с.

 

[4] СМ. Элвессон М.  Организационная культура. М.: Генезис,  2005 . 367 с.

[5] См.  Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры. М.: ИТК «Дашков», 2002. 179с.

 

[6] См.   Грошев И. В. Организационная культура. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.  288 с.

 

[7] См.  Грошев И. В. Организационная культура. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.  288 с.

 


Информация о работе Типологии организационной культуры