Типология обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 20:25, реферат

Описание

В литературе описаны самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, варварские и цивилизованные и т.д.
Целью работы является рассмотрение типов обществ. Для достижения цели необходимо решить следующую задачу: изучить типологию общества.

Содержание

Введение. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 3
Основная часть:
1. Типы обществ ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 4
1.1 Деление обществ
1.2 Традиционные цивилизации или традиционные государства
2. Стадии обществ ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 8
2.1 Постиндустриальное общество
2.2 Доиндустриальное общество
2.3 Индустриальное общество
3. Развитие обществ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 13
Заключение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 15
Список литературы ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 16

Работа состоит из  1 файл

Типология обществ.docx

— 37.61 Кб (Скачать документ)

Культура постиндустриального  общества отличается плюрализмом и  многообразием форм, отсутствием  четко выраженной общей системы  ценностей. В этом заключается «слабое  место» нового социального порядка. Белл, как и другие современные  социологи, отмечает растущий разрыв между  социальной структурой, основанной на безличной рациональности, формальной организации, обезличивающих человека, и культурой современного общества, которая, напротив, утверждает ценность личности и свободы личностного  развития.

 

 

2.2 Доиндустриальное  общество

В доиндустриалъном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало  сельское хозяйство, с церковью и  армией как главными институтами. В  индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое  знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого  общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к  доиндустриальному, или традиционному  обществу называется неолитической  революцией, а от него к индустриальному - промышленной революцией.

Неолитическая революция. Этот термин ввел английский археолог Гордон Чайлд (1892-1957). Неолит - новый каменный век, период (8-3 тысячелетие до н.э.) перехода от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неолита орудия из камня  уже шлифовались и сверлились, появились глиняная посуда, прядение и ткачество[4]

2.3 Индустриальное  общество

Индустриальное общество, возникшее в результате промышленной революции, представляло собой нечто  совершенно новое в человеческой истории. Оно базировалось не на сельском хозяйстве, а на крупной машиной  индустрии, использующей все новые  виды энергии (вначале - права, позже - электричества) и производящие товары на огромный массовый рынок.

Подавляющая часть населения  индустриального общества живет  в городах. К концу XX в. Сельскохозяйственное население наиболее развитых индустриальных стран составляет не более 5%, все остальные - горожане.

Профессиональная структура  индустриального общества гораздо  сложнее, чем в обществах традиционных. В жизни индустриального общества огромную роль играет наука. Именно развитие научного знания обеспечивает обновление технологий, служит источником постоянных изменений. Темп изменения и обновления в индустриальном обществе неизмеримо выше. Рост научного знания и усложнение профессиональной деятельности вызвал широкое распространение образования  в индустриальных обществах.

Если в традиционном обществе человек, как правило, наследовал свое социальное положение и не мог  его изменить, то в индустриальном обществе социальное положение человека определяется собственными усилиями и  в очень малой степени зависит  от происхождения.

Индустриальное общество представляет собой единое целое  благодаря сложному разделению труда, а также развитой системе транспорта и связи. В середине XX в. развитые индустриальные общества подошли к новому рубежу в своем развитии.

Примерно 10 тысяч лет назад, когда планета оказалась переполненной  охотниками и собирателями, начался  первый глобальный продовольственный  кризис. Это случилось в конце  каменного века. Примитивные орудия труда, известные охотникам и  собирателям, позволяли вести только экстенсивное хозяйство. При нем  дополнительная продукция получается только за счет расширения или захвата  новых территорий.

Хотя численность первобытных  людей не превышала 5-6 млн., но вследствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась  еще больше по мере истощения природных  ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной.

Возникла объективная  надобность перехода от экстенсивного  способа хозяйствования к интенсивному, при котором больше продукта получают с той же территории благодаря  более совершенным орудиям труда  и его организации. Выход из тяжелого кризиса человечество нашло в  переходе от собирательства сначала  к огородничеству, а затем к  земледелию. [2]

Другая линия эволюции шла от охоты к скотоводству (пастушеству). Для многих обществ она оказалась  тупиковой, поскольку и сегодня  на планете встречаются отсталые пастушеские племена, так и не перешедшие к цивилизованному образу жизни. Правда, большинство скотоводческих обществ вступило в современную  фазу развития, но сделало это позже  земледельческих обществ.

Приручение животных и  зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии - тягловый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась  производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при  эффективном земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Переход от экстенсивного  к интенсивному хозяйству длился несколько тысяч лет, в результате продуктивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался  очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты  подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая  революция - неолитическая.

Переход к искусственному взращиванию зерновых произошел  не сразу. Потребовался промежуточный  этап, на котором человечество опробовало искусственное взращивание овощей. Таким образом, огородничество представляет собой как бы пробное, или пилотажное исследование возможностей земледелия.

При огородничестве трудятся вручную примитивными средствами труда. Иногда подобный тип хозяйствования называют фермерством. Культивирование  корнеплодов соединялось с разведением  рогатого скота. Постепенно от корнеплодов  перешли к культивированию ячменя и пшеницы. Огородничество плавно перерастало  в пашенное земледелие.

Когда удалось приручить  волов, то с их помощью обработка  земли поднялась на более высокий  уровень. Палочно-мотыжное огородничество сменилось пашенным земледелием. Производительность упряжных плугов была в несколько  раз выше, нежели при ручной обработке.

Развитие земледелия позволило  использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у  хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться  в поисках пастбищ. Постепенно часть  племен, особенно там, где с травами  было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Напротив, другая часть племен твердо стала на путь развития земледелия. Ведь чем больше скота у хозяина, тем больше навоза для зерновых и  тем выше их урожайность. Если, конечно, почва быстро воспринимает удобрение  и воздает земледельцу прибавкой  в урожае.

Неолитическая революция  стала завершающим этапом развития простых обществ и прологом к  сложному обществу. К сложным обществам  относят такие, где появляется прибавочный  продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры  переходной фазой от простого к сложному обществу являлись вождества. [2]

Постепенно вождества  очень плавно эволюционировали в  аграрные государства, а позже - в  империи. Вождь становился правителем: князем, королем, царем. Его ближайшие  родственники и друзья (чаще всего  боевые) становились советниками  в центре и наместниками на периферии. Дружина трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти только от оборонительных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там неизбежны империи и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и «перезрелые», имперские.

В самостоятельную власть превращается суд со своими вечными  спутниками - тюрьмами и палачами. Зачатки  подобных органов власти имелись  уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить всерьез о превращении вождеств в ранние государства.

Пашенное земледелие буквально  привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря  тому, что один квадратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности  ее возделывания вынуждали людей  «кучковаться» в новый тип  социальной общности - в территориальные  общины. Да и продуктивность метра  земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков.

Росло население, создавались  города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые государствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что  домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно  было заниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю. Это  труд для себя и своей семьи. Ремесленный  труд - это профессиональное занятие  с целью изготовления продукции  на продажу.

Города зародились как  центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали  свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество - это множество городов  и пригородных зон, объединенных экономическим обменом.

В сложных обществах личные, кровнородственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие  в одном доме незнакомы друг с  другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

 

3. Развитие обществ

Одну из первых и плодотворных теорий развития общества в мировой  социологии создал Э. Дюркгейм (1856-1918 гг.). В своей книге «О разделении общественного труда» он сказал о том, что общество движется от механической солидарности к органической.

Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две  фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все  индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный  уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и  верований, господство обычаев над  формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.

На поздней стадии, при  органической солидарности, символизирующей  современное общество, сокращается  тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной  личности, появляется понятие частной  жизни. На смену клану приходит вначале  семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма - промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам  родства, а по содержанию трудовой экономической  деятельности. Их круг общения - не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая  функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с  предшествовавшими им семейными  формами.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается  коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем  примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и  разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых  профессий.

Плодотворность теории Дюркгейма  в том, что пользуясь ею, можно  более глубоко понять социально-политические процессы, происходящие в современном  обществе. К примеру, совершенно ясно, что чем органичнее является общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем  более механистичным является общество, тем более оно, следуя логике Дюркгейма, должно склоняться к тоталитаризму. В этом плане утверждение в России сталинского тоталитаризма означает возврат нашего общества к принципам механической солидарности.

Демократия - вершина общественного  развития и вместе с тем самая  сложная форма социальной организации  общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо  более широкий выбор моделей  поведения, чем в авторитарном обществе. Его поведение становится многовариативным. [6]

Тоталитарное общество не является многовариативным, поскольку  не только сужает диапазон свободы  действий, но применяет к нарушителям  чрезмерно узкий набор санкций. Большинство из них смещается  в сторону репрессивных мер. При  сталинизме даже за мелкую провинность  мог последовать расстрел. Напротив, демократическое общество вооружено  гораздо более широким набором  санкций, что позволяет более  гибко регулировать поведение людей. При этом подавляющая их часть  располагается ближе к полюсу мягких и косвенных санкций.

Тоталитарное общество держится только на том, что все люди, независимо от их желания, жестко выполняют одни и те же нормы. Для каждой нормы  предписан только один вариант ее соблюдения. В таком обществе нет  ошибок, отклонений, нескольких вариантов  выполнения одного и того же действия. Человек должен знать нормы и  автоматически им следовать. В демократическом  обществе граждане соблюдают нормы  не автоматически, а осмысленно. Здесь  допускается множество вариантов  поведения, наказываются не ошибки, а  преступления, то есть умышленные попрания важных норм. Приветствуется свобода  действий и инициатива.

Информация о работе Типология обществ