Общественная структура. Типология обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:29, реферат

Описание

В широком философском смысле обществом обозначают любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют еще второй природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.
Цель работы — дать понятие общества, раскрыть взаимосвязь природы и общества, показать обществ как систему, выявить типологию обществ.

Содержание

Введение............................................................................................................2
1. Понятие общества, его основные признаки, различные подходы к его пониманию.........................................................................................................3

2. Социальные институты и их роль в жизни общества.................................5

3 Общество и природа, их взаимосвязи и коэволюция .................................7

4. Социальная система и структура общества...............................................10

5. Типология обществ......................................................................................13

Заключение.......................................................................................................16

Библиографический список….........................................................................17

Работа состоит из  1 файл

Типология обществ.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

СМОЛЕНСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Факультет психологии и права.

Очно-заочное отделение.

Специальность: юриспруденция.

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Социология.

 

Тема: Общественная структура. Типология обществ.

 

Студентки 1-ого курса,

Макаревич Ирины Владимировны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск.

2012 г.

 

 

Содержание 
 
 
 
Введение............................................................................................................2 
1. Понятие общества, его основные признаки, различные подходы к его пониманию.........................................................................................................3 
 
2. Социальные институты и их роль в жизни общества.................................5

 
3 Общество и природа, их взаимосвязи и коэволюция .................................7

 
4. Социальная система и структура общества...............................................10  
 
5. Типология обществ......................................................................................13 
 
Заключение.......................................................................................................16 
 
Библиографический список….........................................................................17 
                       
Введение 
 
Общество - это организованная человеком форма материи. Она - продукт человеческой деятельности. Социальной формой движения материи выступает производство материальной и духовной жизни человека. 
 
Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений — социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие ученые. 
 
Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое общество, затем феодальное, и наконец, капиталистическое. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы обществ. 
 
В широком философском смысле обществом обозначают любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют еще второй природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам. 
 
Цель работы — дать понятие общества, раскрыть взаимосвязь природы и общества, показать обществ как систему, выявить типологию обществ.  
 

 

1. Понятие общества, его основные  признаки, различные подходы к  его пониманию. 
 
Общество - понятие, фиксирующее предмет социальной философии; в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма: в традиции историцизма. фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов: в узком смысле под обществом нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, японское общество). 
 
Общество - основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоретический его анализ возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме. Теоретический анализ общества предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук. 
 
Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII—XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемые государством, а возникающие стихийно. 
 
Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим все богатство и власть. 
 
Подобная традиция восходит к античности. В общество, а точнее город-государство, Платон и Аристотель включали только свободных граждан. Рабы не были членами общества. Но первые, как правило, оказывались в меньшинстве. Таким образом, и тогда общество состояло из меньшинства населения. 
 
С конца XVIII века, когда произошла Великая Французская революция (1789—1794), изменившая политический облик Европы, слово «общество» начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов, иначе говоря, большинства населения. 
 
В истории социальной философии и социологии новейшего времени могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества: 
 
1)  взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд. А. Шеффле. Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли общество  с организмом  и  пытались объяснить    социальную    жизнь        биологическими       закономерностями. Сравнение    О.    с организмом      проводилось      многими      мыслителями (Платон.  Гоббс,  Спенсер),  однако  они  не  считали  их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между    обществом    и    организмом,    в    котором    роль   кровообращения выполняет торговля,   функции   головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция органической школы утратила популярность; 
 
2)   концепция   общества   как   продукта   произвольного   соглашения индивидов; 
 
3)  антропологический принцип  рассмотрения  общества    и  человека как   части   природы (Б. Спиноза. Д. Дидро. П. Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано М. Шелером, где категория "человек" конституируется в качестве антитезы "обществу" и "природе"; 
 
4)   теория   социального  действия,   возникшая  в   1920-е  (М.   Вебер, Знанецкий и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" (понимание) намерений   и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 
 
5)  функционалистский подход к обществу, (Т. Парсонс, Р. Мер-тон   и др.). Общество рассматривается в философской традиции в контексте его взаимодействия как с природой, так и с индивидом как личностью. При характеристике   общества   необходимо   учитывать   не   только   процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо его эволюция может быть рассмотрена   как    негаэнтропийный    процесс,     ведущий    к повышению      уровня      организации.      Функционирование      и развитие социальной системы обязательно    предполагает сменяемость    поколений людей и,   следовательно, социальное наследование. 
 
Общество — социальная организация не только страны, но и нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны появились как результат территориального раздела мира. 
 
Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств, поэтому понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам: 
 
1.     Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); 
 
2.  Браки заключаются между представителями данного объединения; 
 
3.   Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; 
 
4.  Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; 
 
5.  У него есть собственное название и своя история; 
 
6.  Оно обладает собственной системой управления; 
 
7.   Объединение   существует  дольше   средней   продолжительности   жизни отдельного индивида; 
 
8.     Общество объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. 
 
Подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого. Таким образом, перечисленные критерии являются признаками любого общества.

2. Социальные институты  и их роль в жизни общества.

Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.

Каждый более или менее оформленный  институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:

• регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи  и др.);

• воспитания, образования, обучения, производства;

• обеспечивающие сохранение организации  общества (власть, политика);

• регулирующие деятельность в сфере  культуры.

По характеру организации различают  формальные и неформальные институты.

Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.

Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения  в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.

Из каких элементов состоит  социальный институт?

Каждый институт включает в себя:

- определённую сферу деятельности;

- группу лиц, уполномоченных  для выполнения тех или иных  общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

- организационные нормы и принципы  отношений между официальными  лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);

- материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными  качествами [2]:

1. Экономико-социальные институты  – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2. Политические институты –  государство, партии, профсоюзы и  другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3. Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение  и последующее воспроизводство  культурных и социальных ценностей,  включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие – механизмы  морально-этической ориентации и  регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

5. Нормативно-санкционирующие –  осуществляют социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закреплённых в  юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6. Церемониально-символические и  ситуационно-конвенциональные институты.  Эти институты основаны на  более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или  сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач. Но формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьёзными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией.

Социологи всегда придавали большое  значение изучению этой проблемы. Польский социолог Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

1. Чёткое определение цели и  круга выполняемых действий или  же объёма функций. Если функции  института определены нечётко,  он не может без конфликтов  включиться в глобальную систему  институтов данного общества  и наталкивается на различные противодействия.

2. Рациональное  разделение труда и рациональная  его организация.

3. Деперсонализация  действий. Предполагается, что официальные  лица будут выполнять свои  функции в строгом соответствии  с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может избавиться от влияния личных интересов и вообще от индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них людей – очень распространённое явление, которое социологи называют “бюрократизацией”.

4. Признание  и престиж, какими институт  должен обладать в глазах всей  группы или её преобладающей  части.

5. Бесконфликтное  включение в общую систему  институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.

Институты любого общества представляют собой сложную  интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьёзными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Таким образом, внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества.

 
 
3. Общество и природа, их взаимосвязи и коэволюция. 
В широком смысле под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В этом смысле природа стоит в одном ряду с такими обобщенными понятиями, как материя, универсум, Вселенная. В узком смысле природа — совокупность естественных условий существования человеческого общества. Ее еще можно назвать биосферой, или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Биосфера эволюционировала в течение миллиардов лет. человеческий род — 2-3 млн лет, а общество — всего лишь 40 тыс. лет. Чем короче срок жизнедеятельности, тем быстрее скорость эволюции, т. е. происходящих в данной системе изменений. Наиболее медленно процессы происходят в природе, поэтому наносимый ей человеком экологический урон очень долгое время не восстанавливается. 
 
Отношения общества с природой и в древности носили противоречивый характер. Они постоянно сопровождались не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее. В заметных формах наносили ущерб природе уже синантропы ок. 400 тыс. лет назад, когда они стали использовать огонь, В результате возникавших в этой связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова. Ученые считают, что развитие охоты человека на мамонта было одной из важнейших причин его исчезновения. Существенные изменения в природные ландшафты стала вносить постройка городов, которая начала осуществляться на Ближнем Востоке ок. 5 тыс. лет назад. Добыча полезных ископаемых уже в древности нередко порождала экологические проблемы. 
 
Еще большей нагрузка на природу стала 200-300 лет назад в связи с началом промышленной революции. Сегодня за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Масштабы разрушающего воздействия на природу в до индустриальную и индустриальную эпохи носили локальный характер. Глобальными они стали в постиндустриальную эпоху. Глобальность выражается в том, что промышленность, загрязняющая экологию в одной стране, ухудшает условия жизни людей в других странах. Дикая природа, в которой еще 2-3 тысячелетия назад общество было незаметным островком, сегодня вытеснена на периферию среды обитания. Вся территория суши, пригодная для жилья, ныне уже освоена. Парадокс мировой истории заключается в том, что природа истребляется все больше по мере того, как человек становится все более грамотным и просвещенным. Социальный прогресс идет параллельно с природным регрессом. Десять тысяч лет назад человек впервые приручил животных, т, е. искусственно 
 
вывел для своих хозяйственных нужд таких животных, каких в природе не существовало. Сегодня нас окружают предметы так называемой «второй природы» — результаты человеческой деятельности, 90 % из которых были придуманы в 20 столетии. 
 
Последствия дисгармонии между природой и обществом оказались гибельными для самого человека: эрозия почвы и засорение подпочвенных вод, обезлесивание, вытеснение чернозема песчаником (феномен наступления пустыни), загрязнение воздушного бассейна земли, возникновение озоновых дыр и т. д. НТП, скорость которого на 5 порядков превышает скорость создания новых «технологий» биосферы (новых видов биологических организмов), порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Земная экосистема лишается 50 000 биологических видов в год. Если численность диких животных сокращается, то численность домашних животных, выращенных для прокормления человека, а также домашних паразитов-насекомых увеличивается. Каждый год в человеческом сообществе появляются десятки новых вирусов и заразных болезней. Хозяйственная деятельность людей увеличивает площадь пустынь и приводит к уменьшению площади лесов. Каждый год на одного жителя планеты расходуется несколько тыс. м метров пресной воды и добывается в среднем несколько тыс. т сырья. Мощные средства современной медицины помогают увеличить продолжительность жизни человека, но не сократить число больных людей, которое непрерывно растет. Неблагоприятные воздействия человека и продуктов его деятельности на природу называют антропогенными нагрузками. С каждым годом антропогенные воздействия на природу увеличиваются. В основном они негативные, среди позитивных можно назвать пока что защиту животных и восстановление их исчезающих видов. Деятельность людей сегодня приводит к изменению химического состава почв, воздуха, рек, озер и даже морей. Лишь совсем недавно, 20-30 лет назад на смену стратегии истребления пришла стратегия охраны и восстановления дикой природы. Разрушение природы   носит   не   только   необратимый,   но   еще   и   неконтролируемый характер. 
 
Проблема предотвращения экологической, или биосферной, катастрофы, перехода человечества к устойчивому развитию, превосходит по своей грандиозности все прочие, с которыми человечество сталкивалось в своем развитии. И никогда еще не было такого разрыва между масштабами проблемы и возможностями ее решения. (А.И. Данилов - Данильян. Возможна ли «коэволюция природы и общества?») 
 
Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в т. ч. человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, упорядочение использования пестицидов, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в т. ч. для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных «Красных книг». Разработанные мировым сообществом экологические программы предусматривают целый ряд мер: от защиты заболоченных земель и пустынь до снижения уровня загрязнения воздуха и воды, совершенствование использования источников энергии и использование новых сельскохозяйственных технологий, более эффективную утилизацию токсических химических веществ и радиоактивных отходов, а также борьбу против болезней и голода. В 1948 учрежден Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОГТ). Союз проводит огромную практическую и издательскую деятельность в рамках ЮНЕСКО. Широкую известность получила независимая международная общественная организация «Гринпис» (англ. Огеепреасе — «Зеленый мир»), ставящая целью предотвращение деградации окружающей среды. Основанная в 1971 активистами из Канады и США, онаимеет отделения в 25 странах (с 1990 в Москве и Киеве). «Гринпис» борется против ядерных испытаний и радиационной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира морей и др. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, «Гринпис» добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам. 
 
Применительно к проблеме взаимоотношений общества и природы возник термин «коэволюция общества и природы». Первоначально термин понадобился для обозначения взаимного приспособления биологических видов, но со временем он стал выражать более широкий круг явлений -соразвитие взаимодействующих элементов единой системы развивающейся и сохраняющей при этом свою целостность. Ю, Одум в "Основах экологии" выделяет девять типов взаимодействия популяций, все они могут рассматриваться в качестве разновидностей коэволюции. Наиболее интересные, "невырожденные" типы коэволюции предполагают своего рода сближение двух взаимосвязанных эволюционирующих систем, но не движение к одному, общему образу (конвергенция), а взаимную адаптацию, когда изменение, произошедшее в одной из систем, инициирует такое изменение в другой, которое не приводит к нежелательным или, тем более, к неприемлемым для первой системы последствиям. Для таких случаев обязательна некая (относительная) симметрия, равнозначность, "равноположенность" коэволюционирующих систем. (А.И, Данилов -Данильян. Возможна ли «коэволюция природы и общества?») 
 
Коэволюцию природы и общества, биосферы и человека трактуют следующим образом. 1) "Человечество - часть биосферы". В эволюции биосферы главенствующая роль принадлежит биоте (т.е. совокупности всех живых организмов, в том числе человека). Эволюция биоты реализуется через процесс видообразования, причем в силу системности ее организации исчезновение вида с арены жизни или появление нового вида практически всегда влекут волну видовых изменений в экосистемах, которым соотнесен данный вид (в его "экологической нише"). Имеются оценки скорости этого 
 
процесса. По палеонтологическим данным, средняя продолжительность существования вида составляет около 3 млн. лет. Согласно современным представлениям, для естественного образования нового биологического вида требуется не менее 10 тысяч лет. Эта скорость вряд ли менялась в течение нескольких сотен миллионов лет. 
 
Эволюция человеческого общества происходит при сохранении генетических констант вида Ното зартепз и реализуется через взаимосвязанные процессы развития социальных структур, общественного сознания, производственных систем, науки и техники, материальной и духовной культуры. При анализе проблемы коэволюции основной интерес представляют воздействия человека на биосферу; качественный характер, тип, структура этих воздействий меняются прежде всего вследствие научно-технического прогресса, техноэволюций. Скорость техноэволюции, в отличие от биоэволюции, непрерывно возрастает, в конце XX в. на инновационный цикл в передовых отраслях требуется порядка 10 лет. 
 
Правомерно ли при такой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции (три десятичных порядка!) говорить о коэволюции природы и человека? Может ли биосфера реагировать на инновации в человеческом хозяйстве образованием новых биологических видов, приспособленных к последствиям этих инноваций? К новым по характеру и/или масштабам воздействия на нее? Очевидно, не может. (А.И. Данилов - Данильян. Возможна ли «коэволюция природы и общества?») 
 
Имеют ли место неприемлемые для человека последствия его воздействий на биосферу? Очевидно, да: у всех на устах не только очаговые, локальные последствия деградации окружающей среды, приводящие к недопустимому росту заболеваемости, смертности, генетических уродств и пр., но и региональные последствия, например опустынивание, угрожающие существованию целых народов. Что касается угрозы глобальных последствий, то она все еще недооценивается большинством человечества, прежде всего потому, что пока не удается с полной достоверностью назвать тех, кто уже умер или стал калекой в результате именно этих последствий, 
 
привести соответствующую статистику и показать все это по ТВ.  (А.И. Данилов - Данильян. Возможна ли «коэволюция природы и общества?») 
 
Таким образом, если рассматривать развитие биосферы прежде всего как эволюцию ее биотической подсистемы, биоты, то разрыв в скоростях биоэволюции и техноэволюции обусловливает бессодержательность и внутреннюю противоречивость постановки вопроса о коэволюции биосферы и человека. (А.И. Данилов - Данильян. Возможна ли «коэволюция природы и общества?») 
 
4. Социальная система и структура общества 
 
Социальная структура — анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. 
 
Социальная структура общества представляет собой совокупность социальных статусов, тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты. 
 
Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда. 
 
Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества. 
 
К основным элементам социальной структуры общества можно отнести: •              классы,   которые   занимают   различное   место   в   системах общественного разделения труда,  отношений собственности на средства производства   и   распределения   общественного   продукта.   С   таким   их пониманием согласны социологи разных направлений; 
 
•    жителей города и деревни; 
 
•    представителей умственного и физического труда; 
 
•    сословия; 
 
•            социально-демографические   группы  (молодежь,  женщины  и мужчины, старшее поколение); 
 
•    национальные общности (нации, народности, этнические группы). Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и 
 
в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами. 
 
Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами: 1) самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями (их-то чаще всего и надо выявить социологу); 2) теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов. 
 
Общественные отношения как сторона функционирования социальной структуры весьма разнообразны. В широком смысле все общественные отношения можно назвать социальными, т.е. присущими обществу. 
 
В узком смысле социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в 
 
соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении Т.е. удовлетворение потребностей в области так называемой социальной сферы жизнедеятельности людей, потребностей воспроизводства и развития их жизненных сил и их социального самоутверждения, заключающегося, в частности, в обеспечении основных условий их существования и развития в обществе. 
 
Социальная структура всякого общества представляет собой достаточно сложное образование. Помимо классов, сословий, интеллигенции, роль которой в современную эпоху научно-технической революции и многократного усложнения общественной жизни постоянно возрастает, все громче и настойчивее заявляют о себе такие демографические группы, как молодежь и женщины, стремящиеся улучшить свое положение в обществе, полнее реализовать свои интересы. 
 
Таким образом, любое общество предстает внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений — социально-экономических, политических, духовных. 
 
К основным элементам социальной структуры общества можно отнести: классы, жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы). 
 
Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Кроме того, на социальную структуру общества оказывает влияние проблема социальной мобильности. Т.е. перехода людей из одних социальных групп и слоев (страт) в другие, что представляет собой важный момент функционирования социальной структуры общества. 

Информация о работе Общественная структура. Типология обществ