Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:51, доклад
Основные формы его проявления — это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания.
В процессе производства продукта или оказания услуг работники предприятия вступают в определенные трудовые отношения, которые обусловлены социальными, правовыми и функциональными аспек тами трудовой деятельности. Прежде всего это отношения между работодателем и наемным работником; между администрацией и профсоюзом; между работниками, выполняющими смежные трудовые функции, работы и операции; между трудовыми коллективами и т.д.
Таким образом, социально-трудовые отношения в процессе труда, сам его характер и взаимодействие человека со средствами труда оказывают влияние на формирование и развитие работника и составляют социальную сущность труда.
Схематически это показано на рис. 4.2.
Творческий труд есть производственная деятельность работника, связанная с использованием им своих знаний, профессиональных навыков для достижения более высокой производительности и качества труда.
Репродуктивный труд — это труд, лишенный творческого начала, содержанием которого является механическое копирование, но на высокотехническом и технологическом уровне, доступном профессионалам в своем деле.
Физический труд — простейший вид целесообразной деятельности человека, характеризуемый затратами преимущественно мускульной энергии.
Умственный труд — труд, связанный в основном с духовной деятельностью человека. Он включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы и не предусматривает прямого взаимодействия работника со средствами производства.
Организаторский труд можно рассматривать как особый вид деятельности, направленной на решение общественно необходимых задач по регулированию и контролю социально-экономических процессов в сфере функционирования живого труда.
Исполнительский труд — процесс выполнения работником объема работ, определяемых должностной инструкцией на данную должность или работу.
Сложный труд — труд, требующий специальной подготовки, знаний.
Простой труд — это труд, не требующий специальной подготовки, знаний.
Самоорганизованный труд — это труд, когда претворяются в жизнь внутренние способности и возможности человека
Регламентированный труд — труд, определяемый продолжительностью полного рабочего дня. В настоящее время для работ в нормальных условиях продолжительность труда составляет 40 ч в неделю.
Процесс труда имеет и свою социально-психологическую структуру. Она включает в себя такие понятия, как мотивация, мотивы, потребности, интересы, стимулы, ценности, трудовая адаптация, удовлетворенность трудом и некоторые другие характеристики.
Все эти характеристики труда можно измерить социологическими и социально-психологическими методами исследования.
Заметим, что перечисленным выше понятиям во всех словарях дается примерно одна и та же характеристика, меняется только порядок слов или используются слова-синонимы. Поэтому мы в учебных целях дословно приводим их формулировки, опубликованные в Социологической энциклопедии, иногда с некоторыми уточнениями5.
Мотивация (от лат. moveo — двигаю, привожу в движение) — совокупность внутренних стимулов, вызывающих у человека или групп людей потребность в деятельности, направленной на достижение определенных целей.
Мотив — внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл, потребность в самовыражении, самореализации.
Потребность — объективное стремление к потреблению каких-либо материальных или духовных благ для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, нужда в чем-либо.
Интерес — активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; форма проявления познавательной потребности личности, ориентированная на тот или иной предмет, который вызывает положительные эмоции.
Стимул (от лат. stimulus — остроконечная палка, стрекало, которой погоняли животных) — внешнее побуждение к какому-либо действию. Различают стимулы моральные и материальные. Стимулы становятся мотивами в том случае, когда они объективно значимы и отвечают потребностям работника.
Ценность — свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, представляющее собой любое явление с точки зрения позитивной и негативной значимости для субъекта.
Трудовая адаптация — социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором — в отличие от биологического—и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.
Удовлетворенность трудом — состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов.
Контрольные вопросы и задания
1 См.: Труд и социальное развитие: словарь. М., 2001. С. 214.
2 См.: Труд и социальное развитие: словарь. С. 248.
3 См.: Труд и социальное развитие: словарь. С. 248. В рекомендациях МОТ (Международная организация труда) приводится десять основных факторов производственной среды, влияющих на работоспособность человека в процессе производства и вызывающих у него усталость (утомление). См.: Рекомендации о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах. МБТ. Женева, 1991. Т. 2. С. 1839-1843.
4 См.: Слезингер, Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: учеб. пособие. М., 1996.С. 74.
5 См.: Социологическая энциклопедия: в 2 т. /Национальный общественно-научный фонд / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. М., 2003.
Информация о работе Труд как объект социологического исследования