Труд как объект социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:51, доклад

Описание

Основные формы его проявления — это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1. Сущность труда.doc

— 411.50 Кб (Скачать документ)

 

В процессе производства продукта или оказания услуг работники  предприятия вступают в определенные трудовые отношения, которые обусловлены социальными, правовыми и функциональными аспек тами трудовой деятельности. Прежде всего это отношения между работодателем и наемным работником; между администрацией и профсоюзом; между работниками, выполняющими смежные трудовые функции, работы и операции; между трудовыми коллективами и т.д.

Таким образом, социально-трудовые отношения в  процессе труда, сам его характер и взаимодействие человека со средствами труда оказывают влияние на формирование и развитие работника и составляют социальную сущность труда.

Схематически это показано на рис. 4.2.

Творческий труд есть производственная деятельность работника, связанная с использованием им своих знаний, профессиональных навыков для достижения более высокой производительности и качества труда.

Репродуктивный труд — это труд, лишенный творческого начала, содержанием которого является механическое копирование, но на высокотехническом и технологическом уровне, доступном профессионалам в своем деле.

Физический труд — простейший вид целесообразной деятельности человека, характеризуемый затратами преимущественно мускульной энергии.

Умственный труд — труд, связанный в основном с духовной деятельностью человека. Он включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы и не предусматривает прямого взаимодействия работника со средствами производства.

Организаторский труд можно рассматривать как особый вид деятельности, направленной на решение общественно необходимых задач по регулированию и контролю социально-экономических процессов в сфере функционирования живого труда.

Исполнительский труд — процесс выполнения работником объема работ, определяемых должностной инструкцией на данную должность или работу.

Сложный труд — труд, требующий специальной подготовки, знаний.

Простой труд — это труд, не требующий специальной подготовки, знаний.

Самоорганизованный труд — это труд, когда претворяются в жизнь внутренние способности и возможности человека

Регламентированный труд — труд, определяемый продолжительностью полного рабочего дня. В настоящее время для работ в нормальных условиях продолжительность труда составляет 40 ч в неделю.

Процесс труда имеет и свою социально-психологическую  структуру. Она включает в себя такие понятия, как мотивация, мотивы, потребности, интересы, стимулы, ценности, трудовая адаптация, удовлетворенность трудом и некоторые другие характеристики.

 Все эти характеристики труда можно измерить социологическими и социально-психологическими методами исследования.

Заметим, что  перечисленным выше понятиям во всех словарях дается примерно одна и та же характеристика, меняется только порядок слов или используются слова-синонимы. Поэтому мы в учебных целях дословно приводим их формулировки, опубликованные в Социологической энциклопедии, иногда с некоторыми уточнениями5.

Мотивация (от лат. moveo — двигаю, привожу в движение) — совокупность внутренних стимулов, вызывающих у человека или групп людей потребность в деятельности, направленной на достижение определенных целей.

Мотив — внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл, потребность в самовыражении, самореализации.

 



 

Потребность — объективное стремление к потреблению каких-либо материальных или духовных благ для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, нужда в чем-либо.

Интерес — активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; форма проявления познавательной потребности личности, ориентированная на тот или иной предмет, который вызывает положительные эмоции.

Стимул (от лат. stimulus — остроконечная палка, стрекало, которой погоняли животных) — внешнее побуждение к какому-либо действию. Различают стимулы моральные и материальные. Стимулы становятся мотивами в том случае, когда они объективно значимы и отвечают потребностям работника.

Ценность — свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, представляющее собой любое явление с точки зрения позитивной и негативной значимости для субъекта.

Трудовая адаптация — социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором — в отличие от биологического—и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

Удовлетворенность трудом — состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов.

 

 

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте характеристику социальной сущности труда.
  2. Объясните, что такое «характер труда» и «содержание труда».
  3. Раскройте понятие «условия труда».
  4. Каким образом подразделяются условия труда.
  5. Что такое организация труда
  6. Покажите роль труда в развитии человека и общества.
  7. Дайте характеристику социально-трудовых отношений в сфере труда.
  8. Что входит в понятие «социально-психологическая структура труда»?
  9. Определите предмет социологии труда как специальной социологической науки.
  10. Какие основные цели можно достичь с помощью такой дисциплины, как социология труда?
  11. Какие задачи решает социология труда на современном этапе развития общества?
  12. Охарактеризуйте основные методы исследования в социологии труда.
  13. Какая существует связь между социологией труда и дисциплинами о труде социологического профиля?
  14. Что общего между социологией труда и некоторыми дисциплинами несоциологического профиля? Перечислите особенности, характерные только для социологии труда.

1 См.: Труд и социальное развитие: словарь. М., 2001. С. 214.

2 См.: Труд и социальное развитие: словарь. С. 248.

3 См.: Труд и социальное развитие: словарь. С. 248. В рекомендациях МОТ (Международная организация труда) приводится десять основных факторов производственной среды, влияющих на работоспособность человека в процессе производства и вызывающих у него усталость (утомление). См.: Рекомендации о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах. МБТ. Женева, 1991. Т. 2. С. 1839-1843.

4 См.: Слезингер, Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: учеб. пособие. М., 1996.С. 74.

5 См.: Социологическая энциклопедия: в 2 т. /Национальный общественно-научный фонд / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. М., 2003.


Информация о работе Труд как объект социологического исследования