Возможности влияния Интернета на социализацию личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:51, дипломная работа

Описание

Цель: определение возможностей влияния Интернета на социализацию личности.
Задачи:
раскрыть понятие «социализация», ее механизмы, уровни, этапы;
рассмотреть факторы социализации и их влияние на поведение ребенка;
раскрыть социальные возможности Интернета;
изучить влияние Интернета на социальное развитие личности и поведение ребенка;
исследовать влияние Интернета на социализацию личности детей.
разработать методические рекомендации по использованию Интернета как средство социализации.

Работа состоит из  1 файл

вкр.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)

Социальное  становление человека происходит в течение всей жизни.

Социализация  человека во взаимодействии с механизмами происходит на разных уровнях.

Выделяют два  уровня социализации:

  1. уровень первичной социализации;
  2. уровень вторичной социализации.

Первичная социализация — это та первая социализация, которой  индивид подвергается в детстве  и благодаря которой он становится членом общества [16].

Она происходит в сфере межличностных отношений  в малых группах. В качестве первичных  агентов социализации выступает  ближайшее окружение индивида –  это родители, близкие и дальние  родственники, сверстники, учителя. Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций, но не все играют одинаковые роли и имеют равный статус.

Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора  объективного мира его общества [16].

Данная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные  агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители  администрации и школы, армии, государства.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Человек в процессе социализации проходит следующие периоды: младенчество, детство, подростковый период, юность, зрелость, старость.

Младенческий  возраст начинается с периода  новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев [23, с. 89].

Целью социализации в этот период является формирование у ребенка мотивации на привязанность  к другим людям, выражающейся в доверии, послушании и желании делать им приятное.

У младенцев  начинают складываться тесные отношения  с взрослыми, которые о них  заботятся, в основном – это родители, братья и сестры, родственники. Эти люди становятся основными агентами социализации в жизни ребенка.

Чтобы правильно  развиваться, младенцам необходимо так же постоянно чувствовать, что  их любят, особенно впервые годы жизни. Это свидетельствуют об огромном значении для маленьких детей даже минимального человеческого общения. С момента рождения ребенок через других людей воспринимает и познает окружающий мир, а взрослый является центром всякой ситуации взаимодействия с ребенком.

В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают  влиянии: учителя, лидеры скаутских  организаций, воспитатели в летних лагерях, врачи. Всё больший упор делается на овладение мыслительными и познавательными навыками [23, с. 90].

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают  роли и правила поведения в  обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств  массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Единственное, что занимает еще больше времени в жизни ребенка – это сон.

Школа представляет собой общество в миниатюре –  именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения [7, с. 89]. Дети должны также приспособиться к тому, что они становятся членами большого коллектива, а не маленькой группы из трёх-четырех ребят, играющих вместе.

Самый долгий переходный период, который характеризуется  рядом физических изменений –  это подростковый период. В это  время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Подростковый возраст — стадия между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [23, с. 91].

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть, как можно большим количеством знаний, направляет умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего его увлекает.

Одно из новообразований  подросткового возраста – чувство взрослости. Ребёнок взрослеет, происходит становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Появляется желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смущает, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей [20, с. 68].

Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.

Зрелый возраст довольно размытая категория. Иногда категория  «зрелости» используется для определения  людей в возрасте за 30 лет, когда  мужчины и женщины предположительно уже «определились в жизни», имеют свою семью и профессиональную карьеру. Какое бы значение ни приписывалось термину «зрелый возраст», основные цели остаются такими же – любовь и работа [23, с. 93].

Основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины  проводят на работе. Работа также помогает организовать время, является сферой общения человека с другими людьми.

В зрелом возрасте повышается интерес к развитию. В своих мечтах о будущем большинство женщин видит себя в центре бурлящей жизни, в окружении любимых и любящих людей, особенно мужей, детей и коллег. Для мужчин первоочередное место в жизни имеют независимость и дух конкуренции. Согласно существующим стереотипам, мужчины в зрелом возрасте склонны к необдуманным, легкомысленным поступкам – они бросают жен ради молоденьких женщин, годящихся им в дочери, оставляют работу и живут на случайные заработки.

Тем не менее, большинству  людей удается справиться с этим кризисом, они постепенно приводят свои желания в соответствие со своими достижениями без серьезных моральных  переживаний и метаний.

Человек позднего возраста не прекращает усваивать социальный опыт. Развитие личности может прекратиться или даже повернуть вспять из-за ослабления физических и психологических  возможностей человека, что часто происходит в старости [23, с. 95].

В пожилом возрасте жизнь скрашивают лишь изредка отмечаемые дни рождения да ежемесячное получение  пенсии. Поэтому люди нехотя смиряются  с наступающей старостью, вместо того чтобы воспринимать её как новый  неповторимый этап жизни.

Социализация  пожилых отличается от социализации на более ранних периодах жизни ещё и тем, что роли пожилых людей чётко не определены. Люди пожилого возраста, стремятся выглядеть молодыми в обществе, где высоко ценится энергия молодости. Люди, значительная часть жизни которых осталась позади, не пользуются особым престижем или почётом.

Человек является существом социальным. Однако ни один человек не рождается готовым  членом общества. Восстановление индивида в общество - длительный и сложный процесс [21]. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация  личности происходит в разных направлениях, которые соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: познавательная, бытовая, эмоционально – чувственная, поведенческая, межличностная сферы.

Другими словами, в процессе социализации люди обучаются  тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные  чувства; каким образом познавать  окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Таким образом, социализация – достаточно сложный  процесс. Неоднозначность понятий подтверждает это. Из большого разнообразия определений мы остановились на одном – это, когда социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Социализация  человека происходит посредством механизмов социализации.

Существует  множество подходов к выделению  механизмов:

  1. психологический подход;
  2. способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта;
  3. подход, который выделяет социально-психологические механизмы и социально-педагогические механизмы.

Социальное  становление человека в течение  всей жизни происходит на двух уровнях:

  1. уровень первичной социализации;
  2. уровень вторичной социализации.

В самом общем  виде уровни социализации можно соотнести  с возрастной периодизацией жизни  человека.

В процессе социализации человек проходит следующие периоды: младенчество, детство, подростковый период, юность, зрелость, старость.

В целом социализация позволяет человеку стать полноценным  членом общества.

Социализация  личности происходит в разных направлениях, которые соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

 

1.2 Факторы социализации и их влияние на поведение ребенка

Социализация  протекает во взаимодействии людей  с огромным количеством разнообразных  условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами.

Факторы социализации – это обстоятельства, условия, побуждающие  человека к активности, к действию [17, с. 134].

Знания о  факторах весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в три группы.

К первой группе относятся макрофакторы (макро – большой) — мир, страна, общество, государство [17, с .135].

Макрофакторы  влияют на социализацию всех жителей  планеты или очень больших  групп людей, живущих в определенных странах.

Это мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна (территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы); государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями) [22].

Вторая группа – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – этнос, тип поселения, СМИ [17, с .136].

Мезофакторы –  это условия социализации больших  групп людей, выделяемых: по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая  или национальная принадлежность человека определяется, прежде всего, языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические  особенности, связанные со способами  социализации, подразделяются:

  1. витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей – вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) [24];
  2. ментальные, то есть духовные (менталитет – совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия) [24].

В условиях влияния  нескольких этносов успешная адаптация  состоит в том, чтобы не только приспособиться к новой среде, но и сохранить особенности своей  этнической группы.

Третья группа – микрофакторы (микро – маленький) – семья, группы сверстников, организации [17, с. 137].

Микрофакторы  – это социальные группы, оказывающие  непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы  социализации подрастающего поколения  не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации (общепринятые социальные нормы, семья, государственные и общественные учреждения и организации).

Ведущая роль в  процессе социализации наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям – детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях [25, с. 60].

Факторы социализации могут вызывать как негативное, так и позитивное влияние на поведение ребенка.

К позитивным влияниям можно отнести – особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни.

В жизненном  укладе силен социальный контроль за поведением ребенка, характерна «открытость» общения; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни [14].

СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Основные функции средств массовой коммуникации:

  1. поддержание и укрепление общественных отношений;
  2. социальное регулирование и управление;
  3. распространение научных знаний и культуры;
  4. информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
  5. координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия;
  6. помощь в реализации социальных ролей;

Информация о работе Возможности влияния Интернета на социализацию личности