Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:51, дипломная работа
Цель: определение возможностей влияния Интернета на социализацию личности.
Задачи:
раскрыть понятие «социализация», ее механизмы, уровни, этапы;
рассмотреть факторы социализации и их влияние на поведение ребенка;
раскрыть социальные возможности Интернета;
изучить влияние Интернета на социальное развитие личности и поведение ребенка;
исследовать влияние Интернета на социализацию личности детей.
разработать методические рекомендации по использованию Интернета как средство социализации.
Так же встречаются и негативные моменты. Современный мир обладает рядом следующих проблем:
Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.
Факторы социализации
являются одновременно и средовыми
факторами формирования личности. Основным
требованием к развивающей
Факторы социализации, в свою очередь, оказывают влияние на результат социализации.
Влияние факторов социализации на поведение ребенка может приводить к возникновению отклонений социализации.
Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает социализацию личности с противоположными знаком и целями [11].
Если сущность процесса социализации сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, которые объективно приводят к деформации общественных связей.
Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации».
Десоциализация означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых ею усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения [11].
Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды, что и социализация, в то время как частичная десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте.
В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального восстановления личности, усвоению ею позитивных социальных норм или ценностей [11].
Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных, она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации и ряда других категорий лиц.
Итак, на социализацию влияют множество факторов. Факторы – это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. Факторы социализации условно можно объединить в три группы:
Факторы социализации могут вызывать как негативное, так и позитивное влияние на поведение ребенка.
Каждый фактор в той или иной мере влияет на личность и поведение ребенка, в результате чего происходит возникновение отклонений социализации.
На сегодняшний день огромное влияние и распространение получили СМИ. К СМИ относят и Интернет.
2. ИНТЕРНЕТ КАК МЕЗОФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ
2.1 Социальные возможности Интернета
На современном этапе развития общества Интернет представляет собой глобальную сеть, которая объединяет пользователей различных организаций, а также частных пользователей. Возможности этой сети до сих пор не изучены, и можно только догадываться, какое влияние оказывает она на процесс социализации.
В настоящее время Интернет один из важных факторов социализации личности. Его можно отнести к мезофакторам социализации, так как Интернет – многогранное СМИ. Очевидно, что Интернет можно рассматривать как средство массовой информации, так как есть направленность на массовую аудиторию и аудитория имеет тенденцию увеличиваться.
Сегодня, говоря об Интернете, обычно имеют в виду лишь часть этой всемирной компьютерной сети, а именно Всемирную паутину – World Wide Web, сокращенно просто Web или WWW.
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК [10, с. 96].
Число людей, пользующихся Интернетом хотя бы 1 раз в полгода, в России составляет 39,9 млн. человек или 35 % взрослого населения страны. В настоящее время свыше 500 млн. человек более или менее регулярно пользуются Интернетом, а через два года их число, по мнению экспертов, превысит 1 млрд. Разумеется, такая аудитория не могла остаться невостребованной — Интернет давно превратился в огромную информационную площадку [9, с. 32].
Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем передачи данных. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть».
Всемирная паутина на сегодняшний день это наиболее продвинутый и интересный ресурс – гипертекстовая система навигации в Интернет.
Распространение Интернета в России постоянно расширяется, причем во всех направлениях: подключается все больше пользователей, появляются новые серверы, прежние серверы на глазах становятся "толще". Причем такой рост характеризуется процессом с положительной обратной связью – с увеличением интересных и полезных ресурсов в сети становится целесообразнее к ней подключаться.
Интернет предоставляет пользователям всевозможные информационные и коммуникационные услуги.
Информационные услуги – услуги доступа к информации [9, с.35]:
Прежде всего, сюда можно отнести энциклопедии и словари, информационно-поисковые службы, справочные ресурсы, развлекательные ресурсы, Интернет-банки.
Интернет-ресурсы, оформленные в виде словарей и энциклопедий, пользуются особой популярностью, поскольку они предоставляют открытый доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным в электронном формате — учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям. Эти сервисы значительно облегчают работу с содержательным наполнением образовательных ресурсов сети Интернет и дают возможность педагогам и обучающимся формировать собственные библиографические описания.
Информационно-поисковые службы – это программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющие возможность поиска информации в Интернете [19, с.56].
Основная функция – свободный поиск информации в информационных массивах по совокупности признаков. Свойством современных ИПС в Интернете является то, что пользователь должен уметь сформулировать свой запрос в виде набора ключевых слов.
К справочным ресурсам относятся расписание поездов, погода, телефонные коды и номера. Среди всего богатства и разнообразия информационного наполнения Интернет справочные ресурсы подходят для получения точных фактических сведений об отдельных лицах, событиях, организациях и странах, а также для определения терминологических понятий. Часто из справочников и энциклопедий можно почерпнуть точные данные по конкретной предметной области, отталкиваясь от которых следует расширять разыскания, используя поисковые системы и справочники ресурсов Интернет. Использование всего спектра справочных ресурсов Интернет неизмеримо расширяет инструментарий библиографа. Общая тенденция при этом такова, что в обозримой перспективе практически все значимые источники будут размещены в Интернет, который позволяет использовать их максимально эффективно [19, с. 58].
Существует огромное количество разнообразных развлекательных ресурсов. Среди них и сайты, где можно играть в онлайн-игры, и ресурсы, на которых можно совершенно бесплатно посмотреть онлайн - игры, либо просто пообщаться в различных Интернет-сообществах. Достоинств, которые могут удовлетворить самые разнообразные потребности данного ресурса, огромное количество. Появляются новые интересные возможности. В настоящее время развлекательные ресурсы сети интернет очень активно развиваются [19, с. 59].
В сети Интернет существуют сервисы, называемые Интернет-банками. В них за несколько минут вы можете открыть виртуальный счет с возможностью получения на него безналичных платежей из любого банка мира. Находящиеся на счету средства можно перевести в деньги электронных платежных систем или различными способами [19, с. 60].
Коммуникационные услуги – услуги обмена информацией, общения [9, с. 38]:
К коммуникационным
услугам можно отнести
Отличительной чертой Интернет-магазинов по сравнению с обычной формой торговли является то, что интерактивный магазин может предложить значительно большее количество товаров и услуг и обеспечить потребителей значительно большим объемом информации, необходимым для принятия решения о покупке. Кроме того, за счет использования компьютерных технологий возможен персональный подход к каждому из клиентов, исходя из истории его посещений магазина и сделанных ранее покупок [14, с. 60].
Сегодня в период расцвета информационных и Интернет-технологий проблема передачи информации на огромные расстояния без какого-либо контроля не стоит. Однако именно этот самый период произвел на свет другую проблему – проблему бесконтрольного информационного потока, в ряде случаев стимулирующего агрессивное поведение.
Безусловно, сегодня Интернет уже можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Образно, компьютер, подключенный к сети Интернет можно сравнить с домом, куда ежедневно доставляют десятки тысяч газет и журналов, который подключен к тысячам каналов телевидения и радио.
Непосредственными сферами социализации, как правило, называются семья, воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей, знакомых и соседей, а также средства массовой информации.
Сеть Интернет, предоставляя человеку, неограниченные возможности общения в реальном времени, превратилась из простого множества связанных сетью компьютеров в сообщество пользователей сети, сообщество людей, соотносящих свое поведение с определенными правилами и законами виртуального пространства. Как и любое другое общество, сообщество пользователей сети Интернет представляет собой социальную среду, где индивидуум в результате социализации может стать личностью и где личность может изменить своим ценностям [13, с. 32].
Огромная роль Интернета в быту и в частности в общении становится с каждым днем все более и более очевидна. Возможно, что через несколько десятков лет, даже у лиц без определенного места жительства будет само собой разумеющимся иметь ноутбук с постоянным подключением к Интернету, электронным почтовым ящиком или даже личной Интернет страничкой. Тем не менее, что бы ни было в будущем, мы имеем настоящее, в котором Интернет играет колоссальную роль в процессе обмена информацией и конкретно общения.
Итак, Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир.
Распространение Интернета в России постоянно расширяется, причем во всех направлениях. Такой рост характеризуется процессом с положительной обратной связью – с увеличением интересных и полезных ресурсов в сети становится целесообразнее к ней подключаться. И чем шире становится аудитория Интернета, тем больше пользователей и компаний хотят там работать.
Многие пользователи уже обратили внимание на уникальные возможности Интернета.
Интернет предоставляет пользователям всевозможные услуги:
Глобальная сеть стремительно входит в жизнь россиян и многие уже не представляют свою жизнь без него.
Влияние Интернета на людей нельзя не заметить. Оно может быть положительным и отрицательным.
Интернет может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
Достаточно длительное пребывание в Интернете, ограждает человека от реальной жизни, заменяя её на виртуальную, что пагубно влияет на личность и здоровье человека.
Возможности, которые предоставляет Интернет сегодня заставляют человека проводить много времени в сети, что в дальнейшем влияет на поведение и на социализацию человека.
2.2 Влияние Интернета на социальное развитие личности и поведения ребенка
Информация о работе Возможности влияния Интернета на социализацию личности