Возможности влияния Интернета на социализацию личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:51, дипломная работа

Описание

Цель: определение возможностей влияния Интернета на социализацию личности.
Задачи:
раскрыть понятие «социализация», ее механизмы, уровни, этапы;
рассмотреть факторы социализации и их влияние на поведение ребенка;
раскрыть социальные возможности Интернета;
изучить влияние Интернета на социальное развитие личности и поведение ребенка;
исследовать влияние Интернета на социализацию личности детей.
разработать методические рекомендации по использованию Интернета как средство социализации.

Работа состоит из  1 файл

вкр.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)

Эти рекомендации позволят детям правильно использовать сеть Интернет для социализации в различных сферах жизнедеятельности человека.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В выпускной  квалификационной работе мы рассмотрели проблему влияния Интернета на социализацию детей. Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать следующие выводы.

      1. Раскрывая понятие «Социализация» мы выяснили, что социализация – достаточно сложный процесс. Неоднозначность понятий подтверждает это. Из большого разнообразия определений мы остановились на одном – это, когда социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Социализация  человека происходит посредством механизмов социализации.

Существует  множество подходов к выделению механизмов:

  1. психологический подход;
  2. способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта;
  3. подход, который выделяет социально-психологические механизмы и социально-педагогические механизмы.

Социальное  становление человека в течение всей жизни происходит на двух уровнях:

  1. уровень первичной социализации;
  2. уровень вторичной социализации.

В самом общем  виде уровни социализации можно соотнести  с возрастной периодизацией жизни  человека. В процессе социализации человек проходит следующие периоды: младенчество, детство, подростковый период, юность, зрелость, старость.

В целом социализация позволяет человеку стать полноценным  членом общества.

Рассматривая  влияние факторов социализации на поведение человека, становится ясным, что на социализацию влияют множество факторов. Факторы – это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. Факторы социализации условно можно объединить в три группы:

  1. макрофакторы (макро – большой) — мир, страна, общество, государство;
  2. мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – этнос, тип поселения, СМИ;
  3. микрофакторы (микро – маленький) – семья, группы сверстников, организации.

Факторы социализации могут вызывать как негативное, так  и позитивное влияние на поведение  человека.

Каждый фактор в той или иной мере влияет на личность и поведение человека, в  результате чего происходит возникновение  отклонений социализации.

Человек развивается в той мере, в какой он овладевает накопленным опытом. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности.

К факторам социализации относят и Интернет.

Раскрывая социальные возможности интернета, мы пришли к  выводу, что  Интернет – это глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир.

Распространение Интернета в России постоянно расширяется, причем во всех направлениях. Такой рост характеризуется процессом с положительной обратной связью – с увеличением интересных и полезных ресурсов в сети становится целесообразнее к ней подключаться. И чем шире становится аудитория Интернета, тем больше пользователей и компаний хотят там работать.

Интернет предоставляет пользователям всевозможные услуги:

  1. информационные;
  2. коммуникационные.

Интернет стремительно входит в жизнь россиян и многие уже не представляют свою жизнь без него.

Многие пользователи уже обратили внимание на уникальные возможности Интернета.

В целом, Интернет стал неотъемлемой частью в жизни  всего человечества. Виртуальный мир более комфортен и стабилен для современного человека. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир. Но и она в скором времени будет решена: чудовищные темпы развития компьютерных технологий приведут к тому, что для реальной жизни просто не останется места.

На данный момент является наиболее полным, оперативным и доступным  источником информации и СМИ. Он представляет собой совершенно новую среду для связи и общения, отличную от привычных всем средств массовой информации. Современный человек просто не может представить свою жизнь без Интернета. Мы живем в динамичном, быстро меняющемся мире, где всегда нужно быть в курсе событий. Интернет может контролировать все, популярность его растет поминутно.

Для каждого из нас, пользователей Интернета, он играет определенную роль в жизни.

Влияние Интернета на поведение людей нельзя не заметить. Оно может быть положительным и отрицательным, но игнорировать его существование просто невозможно.

Образованный, культурный человек самостоятельно будет «фильтровать» негативную и нежелательную информацию. В образовательных учреждениях, со стороны родителей дома, должны быть приняты меры преграждающие доступ к данным такого рода. Просто нужно быть более аккуратным и не поддаваться на провокации со стороны других пользователей Интернета.

  1. Практическое исследование проблемы позволило придти к следующим умозаключениям.

Интернет сегодня  способен обеспечить социализацию по всем сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, межличностной.

Интернет используется детьми для познания, как средство для общения, для учебы, как источник новостей, для игр в online, для нахождения информации о любимом кумире (-aх), для голосования за понравившуюся песню, исполнителя, фильм, для выражения своей социальной позиции, для познания окружающей действительности.

Для поиска информации дети используют разнообразные сайты  и поисковые системы.

Познавать информацию детям помогают и электронные  учебники, которые находятся в  Интернете.

Интернет позволяет  детям найти необходимую информацию по правилам ухода за собой, по дизайну комнаты, кулинарные рецепты, инструкции по правилам пользования бытовыми средствами

Он способствует формированию разнообразия чувств и  эмоций, при этом Интернет по-разному  может воздействовать на эмоционально-чувственную сферу личности.

При работе в  сети зачастую необходимо контролировать свое времяпребывания в виртуальной  жизни, но не всем это удается. Содержание Интернет-общения может быть самым  разнообразным.

Использование сети Интернет для формирования межличностных отношений так же подразумевает регистрацию в различных социальных сетях.

Интернет дает возможность увеличить количество друзей, позволяет общаться со знакомыми  из других городов, больше расскрыться  людям, не заменяет реальное общение с друзьями.

Интернет расширяет  социальный круг взаимодействия. Общение  в Интернете, по мнению респондентов, способствовало увеличению количества времени проводимого за компьютером, заменило человеческое общение.

По результатам  исследования, общение в Интернете может способствовать формированию как положительных качеств, так и негативных качеств личности.

Многие осознают, что работа в сети Интернет пагубно  влияет на функционирование их организма. Выражают свое отношение респонденты  и к негативной интернет-информации.

Именно избирательный  подход в работе сети Интернет позволит избежать пагубного влияния.

По результатам исследования нами были разработаны рекомендации, которые позволят детям правильно использовать сеть Интернет для социализации в различных сферах жизнедеятельности человека.

С учетом основных выводов работы нами были сформулированы рекомендации родителям:

  1. родителям следует ограничить работу детей в Интернете, следить какими ресурсами пользуется их ребенок в Интернете;
  2. стараться активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Беседовать с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета, чтобы вовремя предупредить угрозу;
  3. сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать;
  4. используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Андреева, Г. М. Социальная Психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс. – 2002. – 187 с.
  2. Баранов, А. Интернет-психология [Текст] / А. Баранов. – М.: Изд-во РИОР. - 2012. – 54 с.
  3. Библиотека книг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kodges.ru свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  4. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  5. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст] / Ю. В. Василькова. – М. - 1999. – 166 c.
  6. Войскунский, А. Е. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете [Текст] / А. Е. Войскунский. – М. – 2000. – 431 с.
  7. Гулина, М. А. Психология социальной работы [Текст] / М. А. Гулина. – СПб.: Изд-во «Питер». – 2002. – 123 с.
  8. Засурский, Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации [Текст] / Я. Н. Засурский. – М. – 2001. – 21. – 25 с.
  9. Копыл, В. И Знакомьтесь: Интернет [Текст] / В. И. Копыл. – М.: Изд-во «Харвест». – 2007. – 32. – 40 с.
  10. Коровченко, Э. А. Энциклопедия Internet 2004 [Текст] / Э. А. Коровченко. – М. – 2004. – 240 с.
  11. Лачашвили, Р. А. Формирование личности и социализация [Текст] / Р. А. Лачашвили. – М. – 2001.
  12. Леонтович, О. А. Проблемы виртуального общения [Текст] / О. А. Леонтович. – М.: Полемика. – 2000. – 6 с.
  13. Леонтьев, В. П. Новейшая энциклопедия Интернет 2003 [Текст] / В. П. Леонтьев. – М.: Изд-во «Олма-Пресс». – 2003. – 320 с.
  14. Марцинковская, Т. Д. Социальные эмоции и их роль в процессе социализации человека [Текст] / Т. Д. Марцинковская. – М. – 2003.
  15. Медицинский справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://med-tutorial.ru свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  16. Метрополия. Социальная психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metropolys.ru свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  17. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А. В. Мудрик. – Пенза. – 1994. – 134. – 140 с.
  18. Носов, Н. А. Виртуальная психология [Текст] / Н. А. Носов. – М.: Аграф. – 2000.
  19. Орлов, А. А. Интернет. Новейший справочник [Текст] / А. А. Орлов. – М.: Изд-во «Эксмо». – 2003. – 56. – 65 с.
  20. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК». - 2000. – 168 с.
  21. Психология от А до Я. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyznaiyka.net свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  22. Словари Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  23. Социальная психология: Учебник / А. Л. Свенцицкий. – М. - 2004. – 87. – 197 с.
  24. Социология. Электронные лекции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://immemoreal.com свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  25. Сухов, А. Н. Социальная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / А. Н. Сухов. – М. - 2001. – 160 с.

 


Информация о работе Возможности влияния Интернета на социализацию личности