Возрастная депривация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:07, реферат

Описание

Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ог¬раничение возможностей удовлетворения жизненно важ¬ных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе англий¬ских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВАРИАНТЫ 3
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 4
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 8
ДЕПРИВАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ 13
УПРАВЛЕНИЕ ЧУВСТВАМИ И СОВЛАДЕНИЕ
С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ 15
Понятие защитных механизмов 15
Происхождение психологических защит 17
Типы психологических защит 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ_Возростная_деприв.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Содержание: 
 

ВВЕДЕНИЕ           2

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВАРИАНТЫ   3

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ   4

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ       8

ДЕПРИВАЦИОННЫЕ  СИТУАЦИИ      13

Управление  чувствами и совладение

с проблемами поведения       15

    Понятие защитных механизмов      15
    Происхождение психологических защит     17

    Типы  психологических защит       18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          32

ЛИТЕРАТУРА          33 
 
 
 

 

Введение

 

    Депривация  — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе английских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный». Префикс  в данном случае передает усиление, движение вниз, снижение значения корня (по аналогии со словом «депрессия» — «подавление»).

    Таким образом, уже этимологический анализ показывает, что, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.

    В этой работе более подробно будет  описана психическая депривация в детском возрасте.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Психическая депривация и ее варианты

 

    Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких  жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности  для удовлетворения некоторых его  основных психических потребностей в достаточной мере в течение  длительного времени.

      Психические потребности ребенка  наилучшим образом удовлетворяются,  несомненно, его ежедневным общением  с окружающей средой. Если по  какой-либо причине ребенку препятствуют  в подобном контакте, если он  изолирован от стимулирующей  среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень. При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.

      Одним фактором при возникновении  психической депривации является  недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных.  Предполагается, что другим фактором  при возникновении психической  депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.

      Выделяют три основных  варианта психической  депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная),  социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

      Й.Лангмейер и З.Матейчек подчеркивают  некоторую условность и относительность  понятия психической депривации  – ведь существуют культуры, в  которых считается нормой то, что будет аномалией в другой  культурной среде. Помимо этого,  конечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, дети, воспитывающиеся в ситуации Маугли).

Эмоциональная и сенсорная депривация.

    Проявляется в недостаточной возможности  для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

    Как показывают многочисленные психологические  исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга  в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних  впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

    Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н.М.Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н.М.Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

    Данные, полученные Н.Н.Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ребенка. Известный советский психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей-пятой неделе жизни ребенка и являясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Эта гипотеза противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т.п.), либо потребность в общении.

    Одним из подтверждений своей гипотезы Л.И.Божович считает факты, полученные при изучении эмоциональной жизни младенца. Так, психолог М.Ю.Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. М.Ю.Кистяковская пишет, что полученные данные показывают «неправильность той точки зрения, согласно которой положительные эмоции появляются у ребенка при удовлетворении его органических потребностей. Все полученные материалы говорят о том, что удовлетворение органических потребностей лишь снимает эмоционально-отрицательные реакции, создавая этим благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положительных реакций, но само по себе их не порождает... Установленный факт — появление у ребенка первой улыбки и других положительных эмоций при фиксации предмета — противоречит точке зрения, согласно которой улыбка представляет собой прирожденную социальную реакцию. Вместе с тем, поскольку возникновение положительных эмоций связано с удовлетворением какой-то потребности организма... этот факт дает основание считать, что у младенца наряду с органическими потребностями имеется также потребность в деятельности зрительного анализатора. Эта потребность проявляется в положительных, непрерывно совершенствующихся под влиянием внешних воздействий реакций, направленных на получение, сохранение и усиление внешних раздражений. И именно на их основе, а не на основе безусловных пищевых рефлексов возникают и закрепляются положительно-эмоциональные реакции ребенка и происходит его нервно-психическое развитие». Еще великий русский ученый В.М.Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок как бы ищет новых впечатлений.

    Безучастность, отсутствие улыбки у детей из приютов, домов ребенка замечались многими уже с самого начала действий таких учреждений, первые из которых датируются IV веком нашей эры (335 г., Цареград), а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком. Известно изречение испанского епископа, относящееся к 1760 году: «В приюте ребенок становится грустным и многие от грусти умирают». Однако как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX века. Эти феномены, впервые систематически описанные и проанализированные американским исследователем Р.Спитцем, были им названы феноменами госпитализма. Суть сделанного Р.Спитцем открытия состояла в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р.Спитц отмечает, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до 15-18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторонам висели занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.

    Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б.Лофенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Эти результаты проявляются в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.

    Другая  исследовательница, Т.Левин, изучавшая  личность глухих детей с применением  теста Роршаха (известной психологической  методики, основанной на интерпретации  испытуемым серии картинок с изображениями цветных и черно-белых клякс), обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

    Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, госпитализм — явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние как таковое. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.

    И.Лангмейер  и 3.Матейчек полагают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.

    По  мнению М.Монтессори, имя которой  занимает особое место в детской  психологии и педагогике, автора знаменитой системы сенсорного воспитания, так и вошедшей в историю как система Монтессори, участвовавшей в организации первых домов ребенка, яслей для детей беднейших слоев населения, наиболее сензитивным, наиболее чувствительным для сенсорного развития ребенка, а следовательно, и подверженным наибольшей опасности от отсутствия разнообразных внешних впечатлений является период от двух с половиной до шести лет. Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований.

    Однако  для практики можно признать справедливым тезис, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды обитания ребенка.

    Необходимость создавать в детских учреждениях  сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время  всеми, на деле реализуется примитивно, однобоко и неполно. Так, часто из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, лозунгами, выкрасить стены в яркие цвета и т. п. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет бить по голове. В свое время еще Н.М.Щелованов предупреждал о том, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов. 

Социальная депривация. 

       Наряду с эмоциональной и сенсорной  выделяют также социальную депривацию.

      Развитие ребенка во многом  зависит от общения со взрослыми,  которое влияет не только на  психическое, но и, на ранних  этапах, на физическое развитие ребенка. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

      Сразу после рождения у ребенка  отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Информация о работе Возрастная депривация