Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:07, реферат
Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ог¬раничение возможностей удовлетворения жизненно важ¬ных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе англий¬ских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный».
ВВЕДЕНИЕ 2
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВАРИАНТЫ 3
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 4
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 8
ДЕПРИВАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ 13
УПРАВЛЕНИЕ ЧУВСТВАМИ И СОВЛАДЕНИЕ
С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ 15
Понятие защитных механизмов 15
Происхождение психологических защит 17
Типы психологических защит 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33
Оппозиция — активный протест ребенка против норм и требований взрослых — наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны близких. Когда младенец не может удовлетворить свою потребность в удовольствии за счет поглощения пищи, то становится требовательным и агрессивным (начинает кусать материнскую грудь или сосать замещающий ее объект, например, свой палец). Такие поведенческие взаимосвязи могут быть предстадией формирования зрелых защитных механизмов проекции и замещения.
Развитию личности в максимальной степени способствует уверенность в том, что ничто не сможет нарушить отношений любви и привязанности. Когда эта уверенность подрывается, возникает оппозиция. Тогда поведение детей с позиции окружающих взрослых становится необъяснимым, хотя на самом деле оно является реакцией на недостаток тепла с их стороны и призывом вернуть любовь. Реакции этого типа характеризуются большим разнообразием и интенсивностью проявлений. К ним относят взрывные реакции со вспышками гнева, разрушительными действиями и агрессией, общее двигательное возбуждение с временным сужением сознания, злонамеренные поступки, прямо или косвенно причиняющие вред обидчику, а у маленьких детей — судороги.
Обычно
оппозиция провоцируется
Если при рождении брата или сестры родители не догадались должным образом распределить между детьми заботу и ласку, то у старшего может возникнуть чувство одиночества, которое нередко преследует его всю последующую жизнь. Возникающее чувство неуверенности дети обычно стараются заглушить демонстрацией чрезмерной решительности, например, предлагают отдать младенца соседке, обратно в родильный дом или тайком относят «в огород, на капустную грядку». Такое их поведение с позиции взрослых нередко кажется необъяснимым, хотя на самом деле это — реакция на недостаток любви со стороны близких. Подобная ситуация может возникнуть не только при рождении второго ребенка, но и вследствие появления отчима, мачехи. И в этих обстоятельствах оппозиция нацелена на разнообразные сигналы родным с требованием экстренного возврата внимания, заботы и любви. Тогда ребенок демонстративно представляется больным, прогуливает занятия или бежит из дома, действуя по принципу «чем хуже, тем лучше». Если эта защитная реакция сохраняется у подростков, то она может проявиться в непонятных кражах, преувеличенном интересе а алкоголю, наркотикам, в суицидных демонстрациях, самооговорах, распутстве.
Если трактовать оппозицию, (поведенческую реакцию активного протеста) как элемент более общей защитной стратегии конфронтации, можно выделить и ее основные подсознательные грани — проекцию и замещение.
Имитация — это незрелая форма идентификации. Она существенно отличается от идентификации тем, что является целостной. Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому герою во всем. Поэтому нередко имитацию рассматривают как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. У младенца на врожденной основе, через присвоение поведения взрослого очень быстро вырабатываются мимика, улыбки, жесты, восклицания (паралингвистическая языковая система). Уже в первые недели ребенок способен подражать некоторым мимическим действиям, которые он видит. Подкрепляя проявления младенческой мимики эмоционально, взрослые ждут от ребенка соответствующих ответных реакций, а некоторые из этих реакций вырабатывают специально.
В отличие от ребенка, у взрослого подражание избирательно. Он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, не распространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этого человека. Соответственно и эмоциональное отношение к предмету подражания у взрослого более сдержанное, чем у ребенка. Повышенная эмоциональность и глобальность восприятия способствует созданию у ребенка (с помощью имитации) кумиров и созреванию идеалов. В этом важная роль имитации в развитии личности. С ее помощью дети могут научиться новым реакциям даже без внешнего подкрепления, просто наблюдая за другим. При этом полезно обратить внимание на то, что ребенок чаще создает себе кумиров под влиянием родителей или других взрослых, а не берет их из книг.
Для дошкольников и младших школьников характерно или глобальное приятие кого-либо (положительная имитация), или его глобальное отрицание (отрицательная имитация). Чаще всего они имитируют поведение родителей, старших членов семьи, взрослых или подростков из ближайшего окружения, воспитателей и учителей. Для каждого периода жизни есть свои значительные фигуры. В качестве модели ребенок выбирает того, кто, как ему кажется, больше преуспел в удовлетворении своих потребностей, чем он.
Для того чтобы защита с помощью имитации была эффективной, она должна существенно снижать внутреннее напряжение.
Поэтому дети, отвергнутые родителями, склонны во всем имитировать их поведение в надежде вернуть их любовь, а подрост-!' ки, стремящиеся стать членами подростковой группы, — во всем имитировать групповое поведение. Такая ситуация возникает, например, когда ребенок подражает старшим детям, мастурбируя (онанируя) или участвуя в развратных действиях. При этом пример для подражания ребенок или подросток обычно выбирает не сам, он диктуется ему извне социальной средой. Если маленький ребенок подражает во всем родителям, потому что они представляются ему всемогущими, то в дальнейшем, в подростковом возрасте на фоне реакции группирования со сверстниками такое безграничное принятие может превратить детей в фанатов (болеющих за определенную футбольную команду, следующих по пятам за любимой рок-группой, марширующих в повязках с фашистской свастикой).
Компенсация — это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. Компенсация — это отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи. Например, плохой ученик утешает себя тем, что он «зато» побеждает в драках, а ребенок, которого в семье не любят, — тем, что он «зато» хорошо себя ведет.
Все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, порождает тревогу. Только знание того, что его очень любит мать, делает ребенка более уверенным и позволяет ему легче компенсировать имеющиеся у него недостатки. Продуктивным подходом в подобных случаях является «возврат в прошлое» и исправление нарушений «там». Иначе у тревожного, не чувствующего себя в безопасности ребенка неизбежно развиваются разнообразные компенсаторные стратегии для того, чтобы совладать с чувством изоляции и беспомощности.
Он может стать враждебным, желая расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или он может стать сверхпослушным, чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. Тогда у него развивается нереалистический, идеализированный образ самого себя, чтобы именно так компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он иногда старается подкупить других или пользуется угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе, чтобы завоевать сочувствие. Еще одна стратегия такого ребенка — поиск власти над другими. С помощью власти он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способным эксплуатировать людей. Или ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт победы оказывается для него важнее, чем достижение как таковое. Возможны также обращение агрессии вовнутрь и самоуничижение. При этом ребенок может более или менее постоянно фиксироваться на любой из этих стратегий, тогда конкретная стратегия может приобрести характер потребности.
Люди, страдавшие в детстве реальными физическими недостатками или имевшие особенности чисто психологического свойства, которые они воспринимали как недостатки (маленький или слишком большой рост), прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных черт характера, способностей и умений, и это им не только удается, но нередко приводит к выдающемуся развитию других способностей. Примером такой компенсации может служить жизнь известного психолога Альфреда Адлера. Он на собственном опыте познал, что такое органический дефект, так как из-за рахита не ходил до четырех лет. Едва начав ходить, заболел тяжелой пневмонией. Все еще нетвердо стоя на ногах, несколько раз попадал в уличные катастрофы. И, тем не менее, вместо того чтобы замкнуться в своем болезненном мире, он решил стать врачом. И хотя ему очень хотелось заниматься спортом с другими ребятами, он проводил время за чтением классиков.
Дети с отклонениями в физическом развитии особенно страдают в коллективе от издевательств и насилия. Их часто дразнят и дают неприятные прозвища. Вместе с оскорбительными кличками, за счет генерализации детского сравнения, этим детям приписывается много других отрицательных черт. Как результат усвоения угнетающих оценок сверстников у них постепенно формируется общее негативное отношение к себе и, как следствие, назревает душевный конфликт. Ощущая внутренний дискомфорт, эти дети стремятся компенсироваться прежде всего в семье и именно здесь обрести повышенное уважение и любовь. Если ребенка эффект его усилий не удовлетворяет, если он чувствует, что не может сказать, что «зато его больше всех любят мама, папа, дедушка и бабушка», то возникает особое, компенсаторное поведение. Оно обнаруживается в чрезмерной самоуверенности, дерзости, неестественности, которая бросается в глаза. Если призыв ребенка к родителям уделять ему больше внимания неэффективен, то наблюдается замещающий уход в другой мир — мир других ценностей: сначала в мир фантазий, а позднее и в мир молодежного китча. В определенный момент своего развития «Я» он получает способность преодолевать неудовольствие и уходить от него с помощью фантазии. Для некоторых детей фантазии о том, что они самые богатые, умные или не те, кто они есть на самом деле («незаконнорожденные принцы»), могут также существенно снизить внутреннее напряжение.
Защита по типу компенсации осуществляется не по месту недостатка или нарушения, а в другой, далекой сфере. Например, хромота, низкий рост, заикание вызывают стремление приобрести власть или престиж, а не развить пораженную функцию до полного восстановления.
Эмансипация — это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права. В общем случае — это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых. Хотя эмансипация считается преимущественно подростковой поведенческой реакцией, однако в последние годы, в связи с большими требованиями, предъявляемыми ребенку со стороны взрослых и общества, она проявляется все раньше. Когда родители или воспитатели часто предъявляют ребенку необоснованные претензии, чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту или возможности достигнутого им уровня развития, когда «все нельзя», то увеличивается вероятность формирования реакций эмансипации. Вырабатывая приемы эмансипации, ребенок с их помощью отрабатывает перенесение на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности. Эмансипация порой оборачивается грубостью в отношениях взрослых. Дети, которым приходится часто ощущать на себе агрессивные действия родителей, склонны к развитию и интенсивному использованию такого переноса при восприятии окружающего мира как источника постоянной угрозы.
Например, широко распространено представление, что дети осознают любовь к своим родителям раньше, чем к другим объектам окружающего мира. Однако исследования психологов показали, что это — иллюзия. Обычно ребенок впервые осознает любовь к животному, сверстнику, а не к родителям. Это происходит потому, что для ребенка младшего возраста отец и другие близкие люди — объекты, скорее, зависимости и страха, чем любви, которая по своей природе основана на равенстве и независимости. Многие родители не желают принять реальность любви их ребенка не к ним, а к животному или сверстнику, и реагируют на нее, либо открыто отвергая эту первую привязанность, либо даже в более жесткой форме — высмеивая.
Осознанная
или неосознанная ревность к предметам
первой любви ребенка является одним из
наиболее сильных стимулов возникновения
оппозиции и эмансипации. Другим стимулом
может служить жесткая авторитарная требовательность
отца. Неудивительно, что такое отношение
может вызвать враждебность, которая быстро
подавляется, так как объект этой враждебности
— отец. Однако при подавлении физиологические
и эмоциональные компоненты реакции сохраняются,
поэтому они обнаруживаются в виде нарастающего
подсознательного страха либо приводя
к приниженной подчиненности отцу, либо
выливаясь в бунт против жизни вообще.
Здесь важно не упустить из виду, что эмоции
детей нередко носят амбивалентный характер.
Такая детская амбивалентность в дальнейшем
переносится на отношение к окружающим.
Так, любовь к отцу трансформируется в
идентификацию с лидером, а враждебность
к нему — в проективную агрессию по отношению
к власти. Вырастая, такой человек обнаруживает
к власти двойственное отношение: ненавидит
ее, восстает против нее и в то же время
восхищается ею и подчиняется ей.