Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:07, реферат
Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ог¬раничение возможностей удовлетворения жизненно важ¬ных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе англий¬ских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный».
ВВЕДЕНИЕ 2
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВАРИАНТЫ 3
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 4
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 8
ДЕПРИВАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ 13
УПРАВЛЕНИЕ ЧУВСТВАМИ И СОВЛАДЕНИЕ
С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ 15
Понятие защитных механизмов 15
Происхождение психологических защит 17
Типы психологических защит 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33
внутренние психические изменения ребенка, с помощью которых он приспосабливается к среде.
Происхождение психологических защит. Механизмы психологической защиты действуют автоматично, не согласуясь с сознанием, и потому их относят к особому классу неосознаваемых явлений, которые называют автоматизмами. Мавтоматизмы – это действия и акты, которые совершенствуются сами собой, независимо от сознательных желаний и намерений человека.
С точки зрения психоанализа автоматические процессы могут иметь двоякое происхождение. Некоторые из них никогда не осознавались, так как были врожденными или сформировались очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Другие процессы прошли через сознание и только потом перестали осознаваться. Главным в этом является понимание того, что личность «реагирует», «не замечает», «забывает» или «оправдывает себя» в неприятной ситуации автоматично, т.е. не отдавая себе в этом отчета.
Как средство адаптации и разрешения психологических конфликтов защитные автоматизмы развиваются в процессе развития. Они ограждают ребенка от неудовольствия, исходящего изнутри (внутренние инстинктивные стимулы), и от неудовольствия, источники которого находятся во внешнем мире. В младенческом и раннем возрасте (до 1 года) незрелый детский организм имеет минимальные средства защиты от негативных эмоций, связанных с неприятными и опасными стимулами. Это ряд врожденных защитных двигательных реакций, к которым относят отдергивание, зажмуривание, крик, плач, улыбку, сосание, движения туловища, конечностей, головы и т. д.
Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик — результат спазма голосовой щели. Первый кряк — это и первое проявление эмоции гнева: спазмы вызывают ощущение стеснения и неудобства, состояние неудовольствия, а следовательно, мотивируют стремление избавиться от них. В данном случае невозможно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение — у новорожденного еще нет никакого жизненного опыта. Однако уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле, а позднее с отрывом от матери, и тем самым защищает себя.
В
дальнейшем, на базе врожденных
безусловных реакций
путем усложнения форм поведения (форм
двигательной активности) в процессе индивидуального
научения усложняются и формы психического
реагирования. При этом последние можно
рассматривать и как фактор, и как следствие
предыдущих тенденций. В результате развития
и научения начинают функционировать
и более сложные защитные поведенческие
реакции (пассивный протест, оппозиция,
имитация, компенсация), и первые защитные
психологические механизмы (отрицание,
проекция, | замещение).
Типы
психологических защит
Уход — наиболее распространенный у маленьких детей защитный механизм. Это самая прямая из всех возможных защита. Если ситуация кажется слишком трудной, ребенок просто уходит от нее, физически или мысленно.
Идентификация — более позитивный механизм защиты, чем уход. Идентификация представляет собой процесс инкорпорирования (перемещение во внутренний, психический план) ценностей, установок и взглядов других людей. Дети перенимают установки таких могущественных в их глазах людей, как их родители, чтобы стать более похожими на них, т. е. более привлекательными, сильными и признанными. Это помогает ослабить тревогу, испытываемую из-за своей относительной беспомощности.
Проекция. Когда дети приписывают свои собственные непозволительные мысли или поступки кому-то другому и тем самым искажают действительность, используется защитный механизм, называемый проекцией. «Это сделала она, а не я», — проективное утверждение, которое многим приходилось слышать невозможно, даже употреблять. Выражение «Она не такая, как я» кажется более приемлемым, чем «Она мне не нравится». Проекция сложнее, чем уход. При уходе дети обычно знают, чего они пытаются избежать. В случае проекции они сами могут пребывать в заблуждении по поводу того, что произошло на самом деле.
Замещение — подмена реального источника гнева или страха чем-то или кем-то другим. Этот вид защиты иногда проявляется достаточно рано и тесно связан с развитием детских игр и ролью игрушек в нормализации психического равновесия ребенка в трудных ситуациях. Играя с куклой или зверюшкой, ребенок может дать ей возможность делать и говорить все, что ему самому запрещено: быть жестоким, ругаться, высмеивать других и т. п. Как замещение такая смещенная агрессия может сформироваться, если физическое наказание используется с целью пресечь агрессию ребенка по отношению к другим детям или животным. Даже единичных случаев такого воспитания достаточно, чтобы ребенок усвоил (необязательно на осознанном уровне), что агрессия в отношении окружающих вполне допустима, а вот жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Например, старший брат может злиться на свою младшую сестру, но не имеет права ударить ее из-за страха наказания. Возможно, он даже самому себе не может признаться в том, что ему этого хочется, поэтому вместо того чтобы побить сестру, он мучает свою собаку.
Замещение может выступать не только как смещенная агрессия, но и как возможность облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства. В этом смысле понятно, почему ребенку так важно поговорить о собственных проблемах. Для него рассказ является простейшей формой замещения, ведь рассказать — значит что-то сделать. У говорящего появляются две возможности: что его услышат и что он сам выслушает себя. Однако при этом слушание должно быть полным понимания.
Изоляция — это защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Нередко изоляция проявляется у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминаниях о них с чувством тревоги, этими событиями спровоцированным. Например, опасная для ребенка ситуация может возникнуть, когда родители не любят друг друга, однако удерживаются от того, чтобы ссориться или каким-либо другим образом обнаруживать свою неприязнь. В то же время холодность лишает их отношения с детьми непринужденности. Тогда ребенок живет в обстановке, не позволяющей ему вступать в тесный контакт ни с матерью, ни с отцом. Он чувствует себя напуганным, никогда не зная наверняка, что чувствуют и думают его родители. В результате ребенок прибегает еще к одному подсознательному защитному механизму — изоляции. Он отключается от внешнего мира и погружается в собственный мир, предается мечтам, становится отчужденным. В дальнейшем уход в себя приводит к повышенной тревожности, к ощущению отсутствия прочных корней в этом мире.
Неудивительно, что, повзрослев, этот ребенок с большой вероятностью сохранит качество отчуждения в своих любовных отношениях. Для ребенка значительно менее травмирующей является ситуация скандала и бурных объяснений, чем тихое, ледяное неприятие друг друга.
Отрицание — отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо события имеют место. Дети могут реагировать на огорчающую их ситуацию, например смерть любимого домашнего животного, делая вид, будто оно все еще живет в доме и спит с ними по ночам.
Вытеснение, как крайняя форма отрицания, представляет собой бессознательный акт стирания пугающего события или обстоятельств в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ. Нет необходимости прибегать к фантазии, так как ребенок на самом деле не помнит, что такое событие когда-то произошло. Например, провинившийся ребенок, которому воспоминание о каком-либо событии неприятно, из-за бестактных вопросов взрослых вынужден вспомнить о нем. Он начинает заменять реальные факты вымышленными, описывающими событие, как оно должно было развиваться согласно желаниям ребенка. Так формируется детская лживость. Если проанализировать результаты тестирования по методике «Рисунок человека» детей с физическими аномалиями, то можно обратить внимание на то, как часто они не прорисовывают фигуру, ограничиваясь изображением головы, особенно лица, либо рисуют фигуру в условной манере. Тем самым они реализуют вытеснение непривлекательных особенностей своего тела, позволяющее снизить интенсивность психической травмы.
Регрессия. Когда ребенок возвращается к более ранним, не соответствующим его возрасту формам поведения как к способу справиться со стрессовой ситуацией, он использует механизм защиты, называемый регрессией. Восьмилетняя девочка вдруг принялась сосать большой палец и кутаться в одеяло — поведение, нехарактерное для нее уже в течение нескольких лет, — и все это после того, как ее лучшая подруга сильно пострадала в автокатастрофе.
Таким образом, это защита путем возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, в которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия. Достаточно распространенной является ситуация, когда в семье, где родился еще один ребенок, старший начинает капризничать и дурачиться как маленький, подсознательно полагая, что за это и любят малыша взрослые, и пытаясь тем же способом добиться того же результата. Суть взаимодействия с родителями сводится к проблеме: каким быть, чтобы они меня снова полюбили? Опасения, что не удастся реализовать родительские ожидания, приводит к напряжению, превращающемуся в мечты о необыкновенных успехах, которых в действительности достичь невозможно. Конфликт на почве краха завышенных притязаний нередко приводит ребенка к уходу в болезнь.
Реактивное образование. На мысли и желания, вызывающие тревогу, дети отвечают поведением, противоречащим желаемому. Например, если им хочется уцепиться за родителей, они отталкивают их и ведут себя преувеличенно независимо и самоуверенно.
Сублимация — это процесс, при котором у детей происходит вытеснение сексуальности, особенно детского сексуального любопытства. Вначале оно сублимируется из частной любознательности в общую, а затем перерастает в мощное влечение к исследовательской деятельности.
Отказ — самая ранняя форма защитного поведения. В ее основе лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Пассивный протест можно понимать как элемент глобальной защитной поведенческой стратегии отдаления (отделения), сущность которой составляют подсознательные защитные автоматизмы изоляции и отрицания. Реакция пассивного протеста проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, в отказе от пищи, от игр, в уходах из дома. Такая реакция чаще всего возникает у ребенка, если его внезапно оторвали от матери, семьи, привычной группы сверстников и поместили в больницу, санаторий, ясли или в чужую семью.
Достаточно
часто пассивный протест
Реже реакция пассивного протеста развивается дома, когда в отношениях родителей ребенок не ощущает проявлений достаточной внимательности, заботы, заинтересованности. Ребенок, потребности которого в ласке, эмоциональных контактах постоянно не удовлетворяются, постепенно становится неконтактным (аутичным). Подобный «поведенческий уход» является бессознательным защитным механизмом. У детей постарше пассивный протест обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требуемых действий или в уходе из дома, интерната, детского сада, школы. Нередко возникновение этой реакции определяется неприятием ребенком пренебрежительного, деспотического отношения родителей, издевательств, телесных наказаний, семейных конфликтов; предпочтения, оказываемого другим братьям и сестрам, непомерных требований, несправедливых замечаний, предвзятого отношения. При сохранении травмирующей его психику обстановки уходы становятся привычной реакцией и возникают по любому, даже самому незначительному поводу. В редких случаях в качестве реакции на тяжелую, непереносимую обстановку дети совершают попытки самоубийства.
Частными случаями реакции пассивного протеста являются мутизм (отсутствие речи) и нарушения соматовегетативных функций (рвота, недержание мочи, кала, насильственный кашель ипр.). В случае локального мутизма ребенок не разговаривает либо в определенном месте (семья, детсад, школа), либо с определенными людьми (мачеха, врач, учитель). При тотальном мутизме отсутствие речи не зависит от ситуации или собеседника. Нарушения соматовегетативных функций, как правило, сочетаются с упрямством и отказом от общения с теми, на кого направлен протест.