Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:07, реферат
Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ог¬раничение возможностей удовлетворения жизненно важ¬ных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе англий¬ских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный».
ВВЕДЕНИЕ 2
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВАРИАНТЫ 3
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 4
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 8
ДЕПРИВАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ 13
УПРАВЛЕНИЕ ЧУВСТВАМИ И СОВЛАДЕНИЕ
С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ 15
Понятие защитных механизмов 15
Происхождение психологических защит 17
Типы психологических защит 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33
Спецификой становления детской системы психологической защиты является то, что первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных (поведенческих) реакций при участии элементарных психических функций. Эти постепенно усложняющиеся автоматические изменения поведения, возникающие в ответ на травмирующие воздействия, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Поведенческие реакции экспрессивны, доступны внешнему наблюдению и регистрации, поэтому не только позволяют осуществлять определенные изменения во внешней среде, но и привлекают к себе внимание окружающих взрослых. Позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие, в первую очередь, психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений — трансформации внутренней картины мира и образа самого себя.
У большинства детей используются несколько видов защитных механизмов. Очень редко бывает так, чтобы ребенок выбрал один вид и прибегал исключительно к нему. Уход и отрицание характерны в основном для маленьких детей. А вот для защиты с помощью реактивного образования нужно быть более зрелым. Некоторые защитные механизмы дети осваивают, наблюдая за поведением родителей или братьев и сестер, но большинству видов защитного поведения ребенок научается непосредственно, познавая на собственном опыте, какие из них лучше всего помогают справиться с тревогой, не вызывая дополнительных осложнений.
В своей работе я попыталась рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, в чистом виде каждый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда различные виды депривации сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возникающей вследствие лишения ребенка с раннего возраста заботы матери, ее тепла.
О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, на длительный срок помещаемых в клиники больных детей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.
Сейчас
у нас много делается для детей,
которые испытывают материнскую
депривацию в ее крайних формах,
— для детей, находящихся в домах
ребенка, детских домах, интернатах. Но
проблема начинает осознаваться и шире.
Многие призывают сегодня дать матери
максимальную возможность быть дома с
ребенком за счет увеличения послеродового
отпуска, перехода на пятидневку в школе,
на сокращенный рабочий день для матери,
доплату отцу, чтобы мать имела возможность
не работать.
1. И.А.Фурманов, Н.В.Фурманова. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов. М., «Владос». 2004.
2. Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте., 1984.
3. Выготский Л.С.// Собр.соч.: в 6 т. М., 1983. Т.4.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1996. № 6.
5. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.
6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985.
7.
Обухова Л.Ф. Детская
8. Пиаже Э. Психическое развитие младших школьников. Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.