Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:45, лекция

Описание

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Работа состоит из  1 файл

антикризисное упр т. 1-6.doc

— 694.50 Кб (Скачать документ)

 Указанные способы регулирования имеют  как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений людей осуществляется путем размещения займов среди самого населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.

 Подавить  истоки напряженности и снизить  остроту долгового кризиса страны может только устойчивый экономический  рост. Обеспечить его в короткие сроки сложно, но можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики.

 В первую очередь, это агропромышленный комплекс: переработка, торговля и от них вложения в сельское хозяйство. Сельское хозяйство  должно получить средства от компаний, которые работают в сфере переработки и торговли.

 Специфика ценового регулирования обусловлена  тем, что высокие (близкие к мировым  и даже превышающие их) цены на ресурсы  обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой промежуточных звеньев и высокими налогами на ресурсы. С названными выше тесно связана проблема крайне незначительного участия бюджетной системы в поддержке и развитии экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

 Производство. Преодоление кризисного состояния  требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения  страны. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой  другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научнотехнического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

 До последнего времени политика государства сводилась  к следующему. Промышленная политика направлена на активный рост промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки конкурентоспособных производств и видов деятельности. С одной стороны, среди простаивающих мощностей, безусловно, есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Есть и такие, которые были остановлены изза резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей, импортной экспансии, искусственного сокращения платежеспособного спроса.

 Процесс реанимации потребует серьезных  организационных усилий и времени. В социальном аспекте загрузка производственных фондов обеспечивает рост персонала, снижение безработицы и преступности в  стране.

 С учетом сказанного государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления; социальноэкономическая направленность; сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов; создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения; адресный характер мероприятий; система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности; обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научнопроизводственного и интеллектуального потенциала; широкое использование аренды, инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности, лизинга.

 Ключевым  звеном промышленной политики выступает  повышение роли научнотехнического прогресса. НТП и тенденции глобализации и интеграции, усиление конкуренции обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости. Падение престижа науки ускорило отставание в инновационной сфере, обернулось неконкурентоспособностью большинства товаров и услуг, резким снижением объемов производства. Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сделать такие выводы: антикризисное поведение предприятий отличается от действий, которые эффективны в стабильных условиях развития экономики; в промышленности уже созданы различные модели антикризисного менеджмента.

 Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается непропорциональным размещением  капитала и труда, резким падением объемов  производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возрастает.

 В таких  условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать  регулирование рыночных сил. Оно  позволяет решать проблемы, связанные  с несостоятельностью рынка, способствует организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Цель борьбы с бедностью – обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления.

 Цель  социального страхования – оградить каждого гражданина от резкого снижения уровня жизни и доходов. Цель выравнивания доходов – обеспечить каждому  человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

 Таким образом, если не будет действенной политика выравнивания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции  в формировании человеческого капитала.

 Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой – обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения.

 Между тем  деятельность государства в социальной сфере не достигает запланированных результатов.

 В основе социальнопсихологического дискомфорта  и синдрома угасающего настроения населения  – значительное снижение жизненного уровня. Наряду с этим, государственные  органы предоставляют в распоряжение уполномоченных банков денежные ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии. Государство не предпринимает также серьезных усилий и для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предлогом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социальнобытовая и культурная инфраструктура. Таким образом, направление изменений социальноэкономической ситуации в стране в последние годы находится в явном несоответствии с современными социальными целями.

 Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса. В ситуации кризиса особенно актуальна интеграция рыночных отношений с государственным воздействием на социальноэкономические процессы на всех уровнях – от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданского общества. Продолжая испытывать давление узкокорыстных интересов отдельных групп, государство пытается выполнять политические, экономические и социальные функции в общенациональных интересах и целях.

 Государственное регулирование призвано открывать  простор, стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и  парализовывать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

   

         Т №3  Содержание антикризисного управления.

Необходимость и возможность  антикризисного управления

 Термин  «антикризисное управление» возник сравнительно недавно с началом  реформирования экономики России и  с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что для выхода экономики из кризиса необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях.

 Обострение  кризиса в России вызвало потребность  в директивном антикризисном управлении. Этот особый тип управления получил название антикризисного.

 При этом возникает вопрос о необходимости  антикризисного управления как практической деятельности, науки и учебной  дисциплины после выхода страны из кризиса, ведь, безусловно, экономический кризис, каким глубоким он ни был, когда-нибудь пройдет.

 Но история  экономического развития многих стран  и особенности развития воспроизводственных  процессов в социально-экономических  системах, рассмотренные в предыдущей лекции свидетельствуют, что кризисы и цикличность являются неотъемлемыми характеристиками любого процесса развития.

 Неотвратимость  и неизбежность периодов спада и  подъема в развитии различных  систем существует при любом, даже самом  успешном управлении. И не только экономика, но и все системы развиваются циклично, не только в ходе расширенного воспроизводства возникают кризисные ситуации. Поэтому процесс управления социальноэкономической системой должен быть всегда антикризисным.

 Антикризисное управление – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

 Возможность антикризисного менеджмента связано с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисного управления определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.

 Все проблемы антикризисного управления можно распределить по четырем группам. Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных  ситуаций.

 Вторая  группа проблем антикризисного управления связана с методологическими  проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем  финансовоэкономического характера. Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

2. Признаки и особенности антикризисного управления

 В широком  смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное  управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

 Сущность  антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

 В зависимости  от разновидности кризиса будет  различаться и механизм управления им.

 Но система  антикризисного управления должна соответствовать  следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным  системам управления; склонность к  усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация  управления; повышение интеграции.

 Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в  следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных  программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Информация о работе Антикризисное управление