Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:45, лекция

Описание

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Работа состоит из  1 файл

антикризисное упр т. 1-6.doc

— 694.50 Кб (Скачать документ)

 Несостоятельность (банкротство) в зависимости от условий  может быть:

 1) непредвиденной – такое банкротство возникает вследствие острой кризисной ситуации на предприятии, вызванной различными обстоятельствами: стихийными бедствиями, политической нестабильностью в стране, банкротство должников, ухудшение общей экономической ситуации и т. д. В подобных случаях государство, как правило, должно приходить на помощь предприятию по преодолению кризиса;

 2) ложной – ее еще можно назвать «вызванной». Должники прибегают к сокрытию собственного имущества и средств с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Такие действия предусматривают уголовную ответственность;

 3) неосторожной – наступает вследствие неэффективной и нерациональной деятельности, а также осуществления различных рискованных операций. Наиболее распространенный вид банкротства. Его особенностью является то, что наступает не сразу, а постепенно, т. е. существует возможность для его предвидения и прогнозирования. Для этого необходимо регулярно осуществлять анализ состояния предприятия, в первую очередь финансового.

 Говоря  о порядке установления банкротства  важно подчеркнуть следующее. Само объявление юридического лица несостоятельным является простой процедурой, которая обычно происходит после суда. Однако ей предшествует достаточно сложная работа, в которой есть свои обязательные условия: это обязательное наличие как минимум двух сторон процесса (должника и кредитора), наличие самого факта банкротства (несостоятельности) и признание арбитражным судом или же кредиторами предприятия банкротом.

 Вышеупомянутый  закон содержит нормы материального  и процессуального права для  физических и юридических лиц. В  его состав входят основания для признания предприятия должника банкротом, порядок проведения мер по предупреждению банкротства, отношения между должниками и кредиторами и т. д.

 Этот  закон не предусматривает обязательную ликвидацию предприятия после установления факта банкротства. В том случае, если существуют возможности для восстановления нормального функционирования предприятия (с целью предотвращения его ликвидации), проводятся специальные реорганизационные процедуры, о которых будет сказано ниже.

Основные  параметры диагностирования банкротства

 Банкротство, как правило, представляет собой  не моментальное явление, а постепенный  надвигающийся процесс. Исключения составляют внезапные критические  ситуации (стихийные бедствия и т. д.).

 Поэтому банкротство необходимо диагностировать, чтобы прогнозировать его наступление.

 Прежде  всего необходимо изучить предпосылки  банкротства, которые представляют собой совокупность внутренних и  внешних факторов.

 К внутренним факторам можно отнести следующие.

 1. Снижение эффективности использования ресурсов и материалов предприятия, его производственной мощности. Отсюда высокая себестоимость продукции.

 2. Дефицит оборотных средств предприятия изза нерациональной политики управления и деятельности предприятия.

 3. Низкий уровень сбыта продукции по причине неэффективной деятельности маркетинговых служб предприятия.

 4. Привлечение заемных средств на невыгодных условиях.

 Внешние факторы:

 1) экономические: кризисное состояние экономики, общий спад производства, инфляция, неустойчивость и нестабильное положение в финансовой системе, повышение цен на материалы и ресурсы, усиление международной конкуренции, неплатежеспособность и банкротство партнеров;

 2) политические: политическая нестабильность, утрата части рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности.

 В настоящее  время для диагностики банкротства  предприятий применяется ограниченный круг параметров:

 а) коэффициент текущей ликвидности, Ктк;

 б) коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом, Коск;

 в) коэффициент восстановления платежеспособности, Квп;

 г) коэффициент утраты платежеспособности, Куп.

 Для того чтобы признать структуру баланса  неудовлетворительной, а предприятие  – неплатежеспособным, достаточно наличия одного из условий:

 1) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода ниже 2,0;

 2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже 0,1.

 Коэффициент текущей ликвидности отражает совокупную обеспеченность предприятия оборотными и денежными средствами для ведения эффективной деятельности. Рассчитывается этот коэффициент следующим образом:

Текущие активы + Расходы будущих периодов / (Текущие  пассивы – (Доходы будущих периодов + Фонды потребления + Резервы будущих расходов)).

 Коэффициент обеспеченности собственным оборотным  капиталом отражает наличие собственных  оборотных средств на предприятии, которые необходимы для осуществления  его финансовой деятельности. Рассчитывается:

Текущие активы – Текущие пассивы / Текущие активы.

 В ситуации, если коэффициент текущей ликвидности и доля собственного оборотного капитала в текущих активах ниже нормативного, но отмечается тенденция роста этих показателей, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный 6 месяцам:

Квп = (Ктл + 6/Т (Ктл – Ктлн))/2,

 где Ктл – значение коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода;

 Т – отчетный период;

 Ктлн  – значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода.

 Если  Квп > 1, то у предприятия есть возможность для восстановления своей платежеспособности; если Квп < 1, то у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.

 При Квп < 1 рассчитывается коэффициент уплаты платежеспособности предприятия:

Куп = (Ктл + 3/Т (Ктл – Ктлн))/2.

 Если  Куп > 1, то предприятие имеет возможность не утратить платежеспособность. При Куп< 1 предприятие скорее всего утратит свою платежеспособность.

 При неудовлетворительной структуре баланса (Ктл и Коск ниже нормативных), но при существовании возможности для восстановления платежеспособности в определенный период признание предприятия неплатежеспособным может быть отсрочено на шесть месяцев.

 Может возникнуть такая ситуация, при которой  Ктл и Коск выше нормативных, но Куп < 1 и предприятие не признается неплатежеспособным. В таком случае изза реальной угрозы утраты предприятием платежеспособности оно ставится на соответствующий учет в Мингосимущества по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

 Если  предприятие признается банкротом, а структура его баланса – неудовлетворительной, то перед передачей экспертного заключения в арбитражный суд, запрашивается дополнительная информация и проводится исследование производственно-финансовой деятельности предприятия с целью выявления альтернативы:

 1) проведение реорганизационных мероприятий для восстановления платежеспособности предприятия;

 2) проведение ликвидационных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

 Диагностика банкротства подразумевает под  собой в первую очередь определение объекта анализа. Следует отметить тот факт, что отклонение от нормы коэффициентов не всегда свидетельствует о наличии ситуации банкротства. Кроме того, в некоторых ситуациях банкротство или ликвидация какоголибо предприятия невыгодны кредиторам и государству. Поэтому в законодательстве существует процедура восстановления платежеспособности предприятия.

 Вышерассмотренный метод диагностики банкротства  является нормативным. Вообще их существует несколько, но внимания заслуживает  интегральная оценка. Наиболее распространенным методом в ней является модель Альтмана. Она представляет собой пятифакторную модель, факторами которой являются такие параметры диагностики риска банкротства:

 1) отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия;

 2) уровень рентабельности капитала;

 3) уровень доходности активов;

 4) оборачиваемость капитала;

 5) коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному.

 В принципе, ни один из этих и других существующих методов не дает стопроцентных результатов. Но благодаря им можно получить хотя бы примерную картину риска банкротства, что тоже является немаловажным.

Цели  и функции маркетинга в антикризисном  управлении

 Для того чтобы рассмотреть маркетинг  в свете антикризисного управления, необходимо дать его общую оценку. Маркетинговая деятельность сводится к исследованию рынка спроса и предложения и последующей разработке программы организации по действиям на рынке.

 Основной  целью маркетинга является определение  размера спроса на товар, который  выражается в величине объемов продаж данного товара и доли, занимаемой им на рынке. Основной принцип – ориентация на клиента, его интересы и потребности. Однако маркетинг не ограничивается лишь исследованием и созданием рынка спроса. В действительности его значение намного выше. Например, реклама, которая является одним из основных средств привлечения потребителей, также является составной частью маркетинговой службы.

 В настоящее  время маркетинг является неотъемлемой частью антикризисного управления. Стратегия  организации, ее ценовая политика, объемы производства и выпуска продукции, расширение ассортимента – это лишь малая часть применения маркетинга. В период кризиса, когда так важно разработать эффективную антикризисную стратегию, большое внимание принадлежит маркетинговым исследованиям как средству диагностики рыночных возможностей и позиций организации, ее сильных и слабых сторон, а также исследования возможностей и угроз со стороны рынка.

 Для того чтобы обеспечить необходимый уровень  антикризисного управления, необходимо рассмотреть комплекс средств маркетинга, которые по сути своей являются факторами рыночной инфраструктуры.

 1. Товар – продукция и услуги, производимые фирмой и предлагаемые потребителю.

 Менеджер  должен иметь информацию о потребности  рынка в товаре и его актуальности. Если кризис в организации возник из-за отсутствия спроса на товар или услугу, то стоит пересмотреть предлагаемый ассортимент. Это актуально для тех организаций, которые занимаются производством сезонных товаров – как правило, производство одного вида товара (например, мороженого) в зимний период сокращается в несколько раз по вполне понятным причинам. Это позволяет поставлять актуальные товары без потери денежных средств.

 2. Цена – это денежная сумма, которую потребитель уплачивает за товар.

 В сфере  антикризисного управления ценовая  политика организации имеет очень  большое значение, так как именно от нее во многом зависит устойчивое финансовое положение фирмы. Грамотная  ценовая политика возможна только в  случае изучения спроса потребителей и предложения фирмконкурентов.

 3. Место товара на рынке – сюда относятся методы распределения товаров на рынке, представляющие собой занятие наиболее выгодных позиций с точки зрения доступности для покупателя.

 4. Реклама – воздействие на потребителя с целью его привлечения для приобретения того или иного товара. В последние десятилетия реклама приняла огромные масштабы и при грамотном управлении может даже помочь преодолеть кризисную ситуацию.

 Использование этих средств на конкретном рынке  и для конкретных видов товаров позволяет определить фактический маркетинговый потенциал организации и угрозы для нее со стороны рынка, что крайне важно при разработке стратегии антикризисного управления.

Информация о работе Антикризисное управление