Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:45, лекция

Описание

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Работа состоит из  1 файл

антикризисное упр т. 1-6.doc

— 694.50 Кб (Скачать документ)

 Маркетинговые возможности организации оцениваются  при помощи таких рыночных понятий, как цена, спрос и предложение. Именно их совокупное рассмотрение отражает действие экономических законов на рынке и их возможное влияние на состояние организации.

 Помимо  исследования рынка, маркетинг при  разработке антикризисной политики рассматривает также внутреннюю среду организации, а именно:

 1) технико-технологический потенциал;

 2) ресурсный потенциал;

 3) информационные технологии;

 4) работу персонала;

 5) особенности производственного процесса;

 6) уровень управления и контроля.

 Это и  есть те структуры, от которых зависят качественноколичественные характеристики товара; они также исследуются на наличие возможных осложнений для их своевременного устранения.

 Но все-таки основная задача маркетинга в антикризисном  управлении – это исследование внешней рыночной среды организации, в первую очередь – микросреды. Речь идет о таких важных субъектах, как поставщики, конкуренты, партнеры. От их компетентности и надежности очень многое зависит, особенно когда организация находится в кризисе. Необходимо анализировать действующие связи и взаимоотношения и формировать новые, выгодные условия.

 Большим плюсом будет исследование стратегий  конкурентов, их тактики и поведения  на рынке.

 В задачи антикризисного управления входит также  наблюдение за состоянием уровня развития техники и технологий для сохранения конкурентоспособности организации и повышения качества продукции. Это наблюдение также входит в функции маркетинга; сюда включается не только научно-техническое развитие, но и социальные, политические, культурные изменения, к которым организация очень чувствительна в период кризиса.

 Как известно, отдельную роль в антикризисном  управлении играет информация. Маркетинговые  службы призваны исследовать состояние  ситуации на отдельных рынках (в  том числе и мировом), в регионах страны и всего мира. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что в современном мире степень конкурентной борьбы очень высока, поэтому важно исследование не только рынка и различных факторов, составляющих социально-экономическую среду, но особо важен и анализ самой технологии менеджмента: систем управления, планирования, прогнозирования, работы с кадрами, навыков в рекламе и т. д.

Использование средств маркетинга в антикризисном  управлении

 Маркетинг представляет собой не только систему  мониторинга и анализа рыночной среды, но и является системой управления.

 Конечно, это не приоритетная управленческая структура в организации, однако нужно отметить, что в зависимости  от стадии антикризисного менеджмента, используются те или иные маркетинговые  средства.

 В свете  этого можно выделить 3 основных состояния: предкризисное управление, кризисное и послекризисное.

 1. Предкризисное управление. На этом этапе основными задачами маркетинга являются предотвращение кризисной ситуации и построение основных стратегических планов.

 Основными средствами управления являются:

 1) стратегии, направленные на предотвращение кризисов;

 2) стратегические планы организации, бизнес-планы, составление рекламных кампаний;

 3) формирование основных маркетинговых стратегий (рыночных и стратегий посредством маркетинга);

 4) разработка программ стимулирования и мотивации труда;

 5) диагностика состояния среды бизнеса и факторов риска;

 6) разработка программы принятия решений.

 Такие методы позволяют исследовать основные социальноэкономические тенденции, получать опыт, который в дальнейших периодах обеспечивает более быстрое и эффективное реагирование на возникновение различных ситуаций на рынке и с помощью различных средств управления позволяет избегать негативных последствий.

 2. Кризисное управление. Основной целью является скорейший и как можно более безболезненный выход из кризиса. Средства управления:

 1) антикризисные стратегии и программы по выходу из кризиса;

 2) стратегии, направленные на снижение негативного влияния кризиса на состояние организации;

 3) планы и стратегии, разрабатываемые для каждой конкретной ситуации (если кризис достаточно глубокий);

 4) программы по минимизации затрат;

 5) диагностика наиболее неустойчивых структур.

 В сфере  маркетингового управления приоритет  отдается ситуационным программам, так как они в большей степени адаптированы к конкретным условиям и, следовательно, являются более эффективными.

 3. Послекризисное управление. Акцент делается на реабилитации и стабилизации положения организации:

 1) стабилизационные программы;

 2) стратегии, направленные на обновление проблемных зон;

 3) стратегии, направленные на оценку сильных и слабых сторон организации, а также на поиск новых рыночных возможностей;

 4) инновационные предпринимательские структуры.

 В антикризисном  управлении важное место принадлежит такому средству маркетинга, как информационные и коммуникационные структуры.

 Информация  в настоящее время занимает передовые  позиции в менеджменте, тем более  в антикризисном, где так важна  своевременная и точная оценка ситуации.

 Поскольку сам маркетинг подразумевает  под собой исследование рынка, понятно, что на первом месте стоит качество получаемой информации, так как на основе получаемых данных разрабатываются  антикризисные стратегии и принимаются  решения.

 Коммуникация  – это способ движения информации, посредством которого устанавливаются связи. В антикризисном управлении коммуникации являются средством оценки и движения информации преимущественно для маркетинговых служб; точнее сказать, коммуникация – это основное средство маркетинга по работе с информацией. В основном используются внешние виды коммуникаций – непосредственное взаимодействие с рыночными структурами, СМИ, населением.

 Конечно, существуют и внутренние коммуникации – это взаимосвязи между отделами и подразделениями организации), однако приоритет принадлежит все-таки внешним. В работе с информацией большое значение имеют методы ее использования и обработки. Эффективность использования зависит от оснащенности организации техническими средствами и новейшими разработками, которые значительно сокращают сроки обработки и повышают качество получаемых данных.

 В антикризисном  управлении роль эффективных коммуникаций резко возрастает, так как от достоверности  и своевременности информации зависят  правильность и направление действий. Говоря о средствах маркетинга в антикризисном управлении, нельзя не сказать о рекламе как о наиболее распространенном и эффективном средстве коммуникации. Реклама – это вид коммуникации, действующий на рынке и обеспечивающий движение товара к потребителю посредством предоставления информации об основных характеристиках товара – разумеется, наиболее положительных. Реклама устанавливает взаимосвязь между производителем и потребителем, тем самым являясь средством управления, обеспечивающим развитие производства и рыночных отношений. 

  Т №4 Ключевые факторы антикризисного управления 

Эффективность антикризисного управления

Для адаптации предприятия  или его отдельных частей к внешнему окружению предлагается в первую очередь оценка ключевых компетенций или ключевых факторов успеха, фаз развития производственной (технологической), корпоративной бизнес- процессной структур, структуры отношений корпоративной собственности и организационной структуры корпоративного антикризисного управления для реализации, оценка их синергетического эффекта и выявление элементов лимитирующих эффективную реализацию отдельных функций и процессов.

Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР)- комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационности деятельности компании.

Типы ключевых факторов успеха, зависящие от технологии качество проводимых НИОКР (особенно важно в  фармацевтике, медицине, космической  индустрии и других высокотехнологичных  отраслях);

возможность инноваций в производственном процессе;

возможность разработки новых товаров;

степень овладения  существующими технологиями ключевых факторов успеха, относящиеся к производству низкая себестоимость продукции (достижение экономии на масштабах производства…);

качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте);

выгодное местонахождение  предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке;

доступ к квалифицированной  рабочей силе;

высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей);

возможность выполнения заказов потребителей ключевых факторов успеха, относящиеся к реализации продукции широкая сеть оптовых  дистрибьюторов/дилеров;

широкое присутствие  в точках розничной торговли;

наличие точек розничной  торговли, принадлежащих компании;

низкие расходы  по реализации;

скорая доставка ключевых факторов успеха, относящиеся к маркетингу;

высокая квалификация сотрудников отдела реализации;

доступная для клиентов система послепродажного обслуживания.

 Выход из кризиса путем использования инновационных инфраструктур 

 Создание  новых инновационных структур - одна из основных задач экономической  политики как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти  структуры позволяют стабилизировать  экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в условиях значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся |идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.

 Инновационные структуры нового типа в ряде случаев  возникли как условие выхода из кризисной  ситуации.

 Эффективное управление инновационным процессом  требует специальных организационно-экономических  механизмов. Это, в первую очередь, связано  с условиями неопределенности, которые  характерны для инновационной деятельности. Неопределенность охватывает практически все фазы: от научно-исследовательских работ до продажи научно-технической продукции на рынке. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока или новая продукция; потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. |Эта проблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс.

 Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной Деятельности, технологического трансферта, коммерциализации (научно-технической продукции.

 Создание  инновационной инфраструктуры зависит  от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В  странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс  софтизации, характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией - опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

Информация о работе Антикризисное управление