Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:45, лекция
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Маркетинговые
возможности организации
Помимо исследования рынка, маркетинг при разработке антикризисной политики рассматривает также внутреннюю среду организации, а именно:
1) технико-технологический потенциал;
2) ресурсный потенциал;
3) информационные технологии;
4) работу персонала;
5) особенности производственного процесса;
6) уровень управления и контроля.
Это и есть те структуры, от которых зависят качественноколичественные характеристики товара; они также исследуются на наличие возможных осложнений для их своевременного устранения.
Но все-таки основная задача маркетинга в антикризисном управлении – это исследование внешней рыночной среды организации, в первую очередь – микросреды. Речь идет о таких важных субъектах, как поставщики, конкуренты, партнеры. От их компетентности и надежности очень многое зависит, особенно когда организация находится в кризисе. Необходимо анализировать действующие связи и взаимоотношения и формировать новые, выгодные условия.
Большим плюсом будет исследование стратегий конкурентов, их тактики и поведения на рынке.
В задачи антикризисного управления входит также наблюдение за состоянием уровня развития техники и технологий для сохранения конкурентоспособности организации и повышения качества продукции. Это наблюдение также входит в функции маркетинга; сюда включается не только научно-техническое развитие, но и социальные, политические, культурные изменения, к которым организация очень чувствительна в период кризиса.
Как известно, отдельную роль в антикризисном управлении играет информация. Маркетинговые службы призваны исследовать состояние ситуации на отдельных рынках (в том числе и мировом), в регионах страны и всего мира. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что в современном мире степень конкурентной борьбы очень высока, поэтому важно исследование не только рынка и различных факторов, составляющих социально-экономическую среду, но особо важен и анализ самой технологии менеджмента: систем управления, планирования, прогнозирования, работы с кадрами, навыков в рекламе и т. д.
Маркетинг представляет собой не только систему мониторинга и анализа рыночной среды, но и является системой управления.
Конечно, это не приоритетная управленческая структура в организации, однако нужно отметить, что в зависимости от стадии антикризисного менеджмента, используются те или иные маркетинговые средства.
В свете этого можно выделить 3 основных состояния: предкризисное управление, кризисное и послекризисное.
1. Предкризисное управление. На этом этапе основными задачами маркетинга являются предотвращение кризисной ситуации и построение основных стратегических планов.
Основными средствами управления являются:
1) стратегии, направленные на предотвращение кризисов;
2) стратегические планы организации, бизнес-планы, составление рекламных кампаний;
3) формирование основных маркетинговых стратегий (рыночных и стратегий посредством маркетинга);
4) разработка программ стимулирования и мотивации труда;
5) диагностика состояния среды бизнеса и факторов риска;
6) разработка программы принятия решений.
Такие методы позволяют исследовать основные социальноэкономические тенденции, получать опыт, который в дальнейших периодах обеспечивает более быстрое и эффективное реагирование на возникновение различных ситуаций на рынке и с помощью различных средств управления позволяет избегать негативных последствий.
2. Кризисное управление. Основной целью является скорейший и как можно более безболезненный выход из кризиса. Средства управления:
1) антикризисные стратегии и программы по выходу из кризиса;
2) стратегии, направленные на снижение негативного влияния кризиса на состояние организации;
3) планы и стратегии, разрабатываемые для каждой конкретной ситуации (если кризис достаточно глубокий);
4) программы по минимизации затрат;
5) диагностика наиболее неустойчивых структур.
В сфере маркетингового управления приоритет отдается ситуационным программам, так как они в большей степени адаптированы к конкретным условиям и, следовательно, являются более эффективными.
3. Послекризисное управление. Акцент делается на реабилитации и стабилизации положения организации:
1) стабилизационные программы;
2) стратегии, направленные на обновление проблемных зон;
3) стратегии, направленные на оценку сильных и слабых сторон организации, а также на поиск новых рыночных возможностей;
4) инновационные предпринимательские структуры.
В антикризисном управлении важное место принадлежит такому средству маркетинга, как информационные и коммуникационные структуры.
Информация в настоящее время занимает передовые позиции в менеджменте, тем более в антикризисном, где так важна своевременная и точная оценка ситуации.
Поскольку
сам маркетинг подразумевает
под собой исследование рынка, понятно,
что на первом месте стоит качество
получаемой информации, так как на
основе получаемых данных разрабатываются
антикризисные стратегии и
Коммуникация – это способ движения информации, посредством которого устанавливаются связи. В антикризисном управлении коммуникации являются средством оценки и движения информации преимущественно для маркетинговых служб; точнее сказать, коммуникация – это основное средство маркетинга по работе с информацией. В основном используются внешние виды коммуникаций – непосредственное взаимодействие с рыночными структурами, СМИ, населением.
Конечно,
существуют и внутренние коммуникации
– это взаимосвязи между
В антикризисном
управлении роль эффективных коммуникаций
резко возрастает, так как от достоверности
и своевременности информации зависят
правильность и направление действий.
Говоря о средствах маркетинга в антикризисном
управлении, нельзя не сказать о рекламе
как о наиболее распространенном и эффективном
средстве коммуникации. Реклама – это
вид коммуникации, действующий на рынке
и обеспечивающий движение товара к потребителю
посредством предоставления информации
об основных характеристиках товара –
разумеется, наиболее положительных. Реклама
устанавливает взаимосвязь между производителем
и потребителем, тем самым являясь средством
управления, обеспечивающим развитие
производства и рыночных отношений.
Т №4 Ключевые
факторы антикризисного управления
Эффективность антикризисного управления
Для адаптации предприятия или его отдельных частей к внешнему окружению предлагается в первую очередь оценка ключевых компетенций или ключевых факторов успеха, фаз развития производственной (технологической), корпоративной бизнес- процессной структур, структуры отношений корпоративной собственности и организационной структуры корпоративного антикризисного управления для реализации, оценка их синергетического эффекта и выявление элементов лимитирующих эффективную реализацию отдельных функций и процессов.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)- комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационности деятельности компании.
Типы ключевых факторов успеха, зависящие от технологии качество проводимых НИОКР (особенно важно в фармацевтике, медицине, космической индустрии и других высокотехнологичных отраслях);
возможность инноваций в производственном процессе;
возможность разработки новых товаров;
степень овладения существующими технологиями ключевых факторов успеха, относящиеся к производству низкая себестоимость продукции (достижение экономии на масштабах производства…);
качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте);
выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке;
доступ к квалифицированной рабочей силе;
высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей);
возможность выполнения заказов потребителей ключевых факторов успеха, относящиеся к реализации продукции широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;
широкое присутствие в точках розничной торговли;
наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;
низкие расходы по реализации;
скорая доставка ключевых факторов успеха, относящиеся к маркетингу;
высокая квалификация сотрудников отдела реализации;
доступная для клиентов
система послепродажного
Выход
из кризиса путем использования
инновационных инфраструктур
Создание
новых инновационных структур - одна
из основных задач экономической
политики как экономически развитых,
так и развивающихся стран. Эти
структуры позволяют
Инновационные структуры нового типа в ряде случаев возникли как условие выхода из кризисной ситуации.
Эффективное
управление инновационным процессом
требует специальных
Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной Деятельности, технологического трансферта, коммерциализации (научно-технической продукции.
Создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс софтизации, характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией - опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.