Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение причин возникновения мирового финансового кризиса, изучение опыта развитых стран по борьбе с кризисными ситуациями.
В связи с этим в задачи курсовой работы входит:
- рассмотреть причины и предпосылки возникновения мирового кризиса;
- изучить опыт развитых стран и стран с переходной экономикой по борьбе с кризисными ситуациями;
- рассмотреть проблемы национальной экономике в свете мирового кризиса и поиска путей выхода из создавшейся ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА. ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ 5
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 12
3 ОСОБЕННОСТИ ВЫХОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ
СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Экономисты, прежде всего банкиры и финансисты, не могли не видеть, к чему ведет либеральная финансовая и экономическая политика. Известный в США и Европе глава страховой и инвестиционной корпорации Berkshire Hath way Inc. Уоррен Баффет образно назвал деривативы «финансовым оружием массового поражения». Предвидя опасные перспективы, представители банковских кругов в марте 2003 г. обсудили складывающуюся ситуацию на конференции в Лондоне. Вывод был более чем ясный - пузырь раздувается, грядет мировой финансовой кризис. Рекомендации центральным банкам: запасаться золотовалютными резервами, особенно золотом, ужесточать правила игры на финансовом рынке. В качестве радикальной меры предотвращения кризиса многие эксперты и ведущие экономисты из разных стран предлагали отказаться от политики глобализации и либеральной американской модели "ковбойского" капитализма, от правил институтов, находящихся под влиянием США, МВФ, Всемирного банка и ВТО, которые побуждают развивающиеся страны как можно быстрее открывать доступ к их экономикам.
Особенно усилилась критика этой модели, когда США и западные страны прибегли к частичной национализации финансовых компаний и банков, активизации надзорных, спасительных и профилактических мер. С другой стороны, экономисты и политики согласились, что необходимо соблюдать баланс между частными инициативами в финансовом секторе, его регулированием, проводить жесткую макроэкономическую политику. Появилось понимание того, что нужна реформа международной монетарной и финансовой систем.
Отсюда следует, что главной причиной современных финансово-экономических кризисов является доминирующая идеология свободного рынка и глобализации. Кроме главной причины, существуют и второстепенные причины кризиса. Для стран с «зарождающимися» рынками (по критериям МВФ, к ним относится и Беларусь) все причины возникновения мирового кризиса можно разделить на внешние и внутренние. Хотя на самом деле такое деление весьма условно, поскольку они переплетаются и могут возникнуть одновременно и подталкиваться внешними и внутренними обстоятельствами.
К внешним причинам кризисов МВФ отнес следующие:
- коллапс экспортных цен и чрезмерный рост импортных. Другими словами, внешний ценовой шок, поражающий страны с открытой экономикой, построившие свою экономическую модель на экспорте и импорте. Типичные представители таких стран - Китай, Таиланд, Украина, Россия, Беларусь и ряд других. Причем, если три упомянутые страны являются преимущественно экспортерами и обладают меньшей степенью открытости экономики, то о Беларуси и Таиланде можно говорить как о полностью открытых - доля их экспорта и импорта составляет соответственно свыше 60 и 70% от ВВП.
Как отметил президент Ассоциации белорусских банков Ф. Чернявский, «открытость экономик таких стран, как Беларусь, явилась каналом проникновения нынешнего кризиса. Эти страны страдают больше других, поскольку несут колоссальные потери в реальном секторе экономики. Почти все, что производится ими, может не найти сбыта на внешних рынках, ставших традиционными за долгие годы открытости».
- прекращение притока иностранных инвестиций и отток капитала за границу. Эта причина стала повсеместной, но практически не присуща Беларуси, так как объем внешних инвестиций в силу политических претензий Запада к стране пока невысок, а бегству капитала препятствует хорошо отлаженная система валютного контроля.
- высокая ревальвация или девальвация валют у зарубежных торговых партнеров. Эта причина нарушает валютный паритет. В текущем кризисе она проявилась, так как у большинства стран валютные курсы привязаны к доллару и евро, но колебания которых пока не катастрофичное.
- прекращение операций иностранных банков в стране. Поражает те страны, где иностранные банки доминируют в национальной банковской системе. В текущем кризисе от этого пострадали страны с рыночной экономикой - Исландия, Латвия и Южная Корея. А вот Китай, Россия, Беларусь, проводящие умеренную политику в отношении допуска иностранных банков на свои рынки, существенного негативного влияния от свертывания операций иностранных банков не почувствовали.
- резкое повышение процентных ставок на мировых рынках. Данный фактор в условиях, когда мировой кризис привел к рецессии и дефляции и, как результат, к снижению процентных ставок, пока не действует.
Среди внутренних причин МВФ выделяет такие.
- чрезмерное насыщение экономики денежной массой. По оценкам МВФ, этим, в числе других стран, страдают Украина и Беларусь. Но четких критериев объема оптимальной денежной массы не существует. Считается, что там, где высокая инфляция (от 5% и выше), денежную массу надо урезать. Это, актуально для Украины, Исландии, Латвии и Беларуси. Если наблюдается дефляция, денежную массу надо увеличивать. Это делают сейчас США, Великобритания, ЕС, Япония, Южная Корея, Китай и многие другие государства.
- чрезмерный бюджетный дефицит. Здесь существует оптимальный эмпирический критерий - 3% от ВВП. Такой уровень не должны превышать страны ЕС, но в США он зашкаливает за 9%, в Китае - меньше 3% , Украине - 7%, Латвии - 12%. В Беларуси дефицит бюджета удерживается в пределах 2-2,5%, а в 2008 г. он составлял всего лишь 0,5% ВВП.
- завышенный курс национальной валюты. Эта причина, по мнению МВФ, характерна почти для всех стран, кроме США, ЕС, Японии, Южной Кореи и других стран с рыночной экономикой (там курс свободно колеблется в резонанс с рынком) и Китая (там, как считают в США, МВФ и ВТО, он занижен по отношению к американскому доллару).
Кроме того, МВФ называет еще такие внутренние причины экономических кризисов, как политическая нестабильность, природные катастрофы, землетрясения, засухи и наводнения - они терзают страны Юго-Восточной Азии, Африки и Карибского бассейна.
Все же не внутренние причины породили нынешний мировой финансово-экономический кризис. То, что МВФ называет внутренними причинами кризиса, скорее всего инструменты решения внутренних социально-экономических задач. Кроме того, внутренние причины в разных странах обостряются структурными и ценовыми диспропорциями в экономике, оставшимися от прошлого, неадекватными новым экономическим условиям методами управления, ошибками в экономической политике и прогнозировании, а также рядом других факторов.
В условиях кризиса, вызванного для большинства стран, включая Беларусь, глобальным внешним влиянием, внутренние причины еще больше проявляют свое негативное действие.
Еще одна группа причин связана с плохим регулированием финансового сектора. Это погоня за высокими прибылями без должной оценки риска; невыверенные правила подписки на облигации и другие долговые обязательства; слабое управление рисками; сложные и непонятные финансовые продукты; чрезмерный ливеридж; слабый контроль со стороны властей и их неспособность оценивать последствия происходящего на финансовых рынках; усложнение странами проблем через неадекватную макроэкономическую политику и структурные реформы; нескоординированные действия стран.
В целом классификация причин возникновения мирового кризиса МВФ дает неплохую подсказку, в каких областях надо действовать, чтобы устранить эти причины или избежать их. Однако методы, которые он прописывает тем или иным странам для лечения экономики, не всегда соответствуют их реальным экономическим и политическим условиям. МВФ вообще не дает рекомендаций правительствам, им остается полагаться на собственный опыт и брать на себя основные риски, либо объединять усилия группы государств по выработке и реализации совместных и скоординированных антикризисных мер.
Джордж Сорос отмечает, что сходство менаду кризисами 1929,1987, 2008 годов недостаточно оценено высшими чиновниками и публикой как процесс исторического перемещения финансовой и экономической власти в мировой экономике. В 1929 году Соединенные Штаты находились в процессе «замещения» Великобритании как ведущей экономической державы мира. В 1987 году власть перетекала из Соединенных Штатов к азиатской экономической супердержаве Японии. Крах 1987 года запомнится как сигнальное событие этого процесса, а также как предвестник изменения международного финансового порядка. Он явил первое драматичное свидетельство растущего несоответствия глобальной финансовой системы, основанной на непостоянной и обесценивающейся резервной валюте - долларе США. К 2008 году часть экономической власти перешла к Китаю, Индии, Бразилии. В ретроспективе легко восстановить последовательность событий, приведших к краху. Бум на фондовых рынках подпитывался растущей массой долларов, затем сокращение ликвидности создало предварительные условия для кризиса. В этом отношении 1987 и 2008 годы также сродни 1929-му. Джордж Сорос напомнил, что краху 1929 года предшествовало повышение процентных ставок при краткосрочном заимствовании для сделок с акциями.
Российский академик Сергей Глазьев выделяет субъективные и объективные причины финансового кризиса. Субъективных, на его взгляд, две. Во-первых, бесконтрольная долларовая эмиссия, проводимая по принципу финансовой пирамиды. Во-вторых, накопление виртуальных финансовых обязательств, общую сумму которых он оценивает в 300 трлн. долл. и называет «финансовым цунами». Объективная причина одна: свойственный развивающимся системам структурный кризис экономики, который случается каждые 40-50 лет, длится 3-5 лет и завершается технологическим обновлением.
Сторонники социалистических идей видят все зло в системе капиталистических производственных отношений. Основная задача капиталистического способа производства - получение максимальной прибыли и формирование общества потребления. Выражение Карла Маркса «При 10% нормы прибыли капитал начнет активно действовать, а при 300% пойдет на любое преступление», считают социалисты. Погоня за деньгами и перепроизводство товаров и услуг периодически приводят капиталистическую экономику к кризисам, которых за два века было огромное количество. Катализаторами их всегда являются наиболее богатые страны. Марксисты предлагают для защиты от мирового финансового кризиса перейти к социализму посредством национализации в базовых отраслях экономики.
Финансовый кризис XXI века существенно отличается от кризисов перепроизводства товаров, присущих раннему капитализму. Это, прежде всего, кризис ликвидности - денег в экономике много, а у конкретных субъектов хозяйствования нет наличности для осуществления очередных платежей. Поясним, как и почему это происходит, на смоделированных, но соответствующих реальным ситуациях.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
Финансово-экономический
Разразившийся мировой кризис достаточно быстро дошёл до Швеции, но, как и раньше, не застал её врасплох. Более того, как отмечал Андсш Борг, министр финансов Швеции, «страна быстрее справится с влиянием кризиса по сравнению с другими европейскими странами, в силу наличия бюджетного профицита». Другими преимуществами шведской экономики стали низкие лимиты ипотечного кредитования, система общественных финансов и наличие плавающей валюты - шведской кроны.
Учитывая опыт кризиса начала 90-х, когда многие финансовые институты были близки к краху, шведские банки в отличие от американских не стали выделять значительных лимитов на ипотечные кредиты "саб-прайм" - кредиты домохозяйствам с малым доходом. Два крупных шведских банка имели в кредитном портфеле значительную долю ипотечных кредитов рискованным клиентам в странах Балтии, однако это было компенсировано за счёт диверсификации портфеля.
После кризиса 1990-х годов шведское правительство ориентировалось на сокращение национального долга, поддерживая бюджетный дефицит в течение 15 лет. Уровень госдолга достиг своего пика в 1994 году, когда составил более 60% ВВП, но к 2008 году был сокращён вдвое. Именно этот налоговый режим, осуществлявшийся в течение продолжительного периода, позволил правительству в кризисной ситуации стимулировать экономику посредством предоставления налоговых льгот, не опасаясь увеличить государственный долг.
Благоприятным фактором послужило и наличие собственной национальной валюты - шведской кроны. В течение кризиса 90-х правительство стремилось поддерживать стабильный курс кроны, однако данная цель не была реализована в долгосрочном периоде, и крона была отпущена в свободное плавание, что сыграло позитивную роль во время нового кризиса: с сокращением спроса на шведские продукты сокращался спрос и на шведскую крону. Соответственно уменьшалась и стоимость кроны (или обменный курс), что удешевило шведские товары для иностранных потребителей и вернуло спрос на них на прежний уровень. Такой автоматический механизм подстройки обменного курса позволил смягчить внешнее влияние кризиса. Что касается США, то здесь доллар укреплялся в этот период, что было обусловлено возросшим внешним спросом на относительно стабильные государственные облигации. Это привело к росту спроса на доллар, делая американскую валюту, а, следовательно, и американские товары более дорогими для остального мира, усугубляя, таким образом, кризисную ситуацию.
Борясь с кризисом, властям Швеции одновременно приходилось принимать меры и по смягчению его неизбежных последствий, сглаживания экономического спада и обеспечению финансовой стабильности. Был реализован комплекс мер поддержки национальной экономики. Главными в их числе были:
- активная политика на рынке труда;
- поддержание ликвидности банковской системы и защита депозитов на внутреннем рынке (гарантии ликвидности Риксбанком для банковской системы, повышение порогового значения суммы депозитов, гарантируемых государством);
- поддержка неплатёжеспособных банков (стабилизационный фонд, поддержка государственных органов, законодательная база);
- вливание капитала в платёжеспособные банки;