Финансовый кризис в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определение причин возникновения мирового финансового кризиса, изучение опыта развитых стран по борьбе с кризисными ситуациями.
В связи с этим в задачи курсовой работы входит:
- рассмотреть причины и предпосылки возникновения мирового кризиса;
- изучить опыт развитых стран и стран с переходной экономикой по борьбе с кризисными ситуациями;
- рассмотреть проблемы национальной экономике в свете мирового кризиса и поиска путей выхода из создавшейся ситуации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА. ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ 5

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 12

3 ОСОБЕННОСТИ ВЫХОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ
СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 76.06 Кб (Скачать документ)

- поддержка кредитования предприятий (поддержка экспортных кредитных агентств, увеличение лимитов кредитования предприятий, поддержка автомобильной промышленности, отсрочка налоговых выплат).

На рынке труда шаги правительства подразумевали поддержание существующего уровня занятости при введении гибкого рабочего графика, а также сокращение трудовых издержек (сокращение бонусов) и упрощение администрирования. Удалось повысить мобильность рынков труда, что включало помощь в подборе работников соответствующей квалификации, меры социальной безопасности и прозрачность информации о вакансиях на рынке труда.

Для поддержания финансовой стабильности главными были меры, осуществляемые Риксбанком, Национальным кредитным бюро и шведским правительством касающиеся гарантий депозитов. Прежде всего, Риксбанк увеличил сумму гарантий по вкладам. Вместе с тем ЦБ Швеции начал реализовывать стабилизационный план, одобренный парламентом в октябре 2008 года. В числе прочего он включал гарантии по среднесрочным кредитам, а также меры по рекапитализации банков и прочих финансовых институтов, и был сформирован за счёт отчислений банков. Ответственность за распределение средств стабилизационного фонда, а также предоставление государственных гарантий была возложена на Национальное кредитное бюро и госфининспекцию Швеции.

Для защиты шведских вкладчиков, правительство  приняло решение о повышении порога депозитов, подлежащих гарантированию, до 500 000 крон, при этом гарантии распространялись на все виды депозитов - как срочные, так и счета до востребования. Такая гарантийная схема покрывала как обязательства шведских коммерчески банков, так и иностранных банков, действующих в Швеции (в случае непредоставления гарантии страной материнского банка). Данная схема вместе с тем подразумевала компенсацию депозитов вкладчиков отделений иностранных банков в объёме не меньшем, чем покрытие, предоставляемое в стране материнского банка.

Для финансирования мер по поддержанию  финансовой стабильности экономики был создан целевой стабилизационный фонд, независимый от федерального бюджета и пополняемый за счет отчислений банков и других финансовых институтов. На сегодняшний день он насчитывает 50 млрд шведских крон. На поддержку фонда могут рассчитывать платёжеспособные банки и кредитные институты, головной офис которых зарегистрирован в Швеции.

В силу ограничений ликвидности  на межбанковском рынке с начала финансового кризиса банкам и ипотечным кредитным институтам стало сложно привлекать среднесрочное финансирование, что, соответственно, сократило возможности компаний и домохозяйств получать банковские кредиты. В октябре 2008 года правительство Швеции одобрило схему предоставления государственных гарантий для банков и других финансовых институтов, позволяющую им получать поддержку от государства в форме гарантирования части их заимствований. Госгарантии представляют собой схему страхования. Банки отчисляют определенную комиссию за предоставление гарантии, а государство берёт на себя ответственность погасить банковские обязательства, если банки или финансовые институты будут не в состоянии выплатить займы самостоятельно. Комиссия банков в данном случае должна быть использована на погашение издержек, которые возникают при выпуске гарантий и их реализации.

Цель государственных гарантий состоит в том, чтобы обеспечить доступ к заимствованиям на межбанковском рынке, что, в свою очередь, обуславливает доступ домохозяйств и компаний к более дешёвому финансированию.

Участвовать в программе государственных  гарантий могут только банки и  финансовые институты "с достаточной  адекватностью капитала", то есть имеющие достаточное соотношение  капитала и обязательств. Сумма государственной поддержки, предоставляемой в форме государственных гарантий, составляет до 1,5 млрд крон. Для защиты интересов налогоплательщиков государство накладывает определённые ограничения на банки и финансовые институты, получившие государственную поддержку, как, например, лимиты на бонусы и вознаграждения.

Среди антикризисных мер правительство Швеции предложило в феврале 2009 года обеспечить для банков доступ к капитальной поддержке государства, чтобы улучшить капитальную базу банков и повысить их способность предоставлять кредиты домохозяйствам и компаниям.

По мнению правительства, в первую очередь инвестировать в банковский капитал должны акционеры, однако оно готово поддержать банки как инвестор последней инстанции. Финансовые институты могут обращаться за государственной поддержкой в форме участия в капитале при размещении выпуска акций, при этом государство приобретает акции или производные инструменты капитала первого порядка, что позволяет банку укрепить капитальную базу, а государству получить процент по акциям. При этом государство может приобрести до 70% объёма выпуска на тех же условиях, что и частные инвесторы. В случае если государство приобретает более 70% акций, то данная сделка осуществляется на условиях, определяемых государством, с учётом интересов налогоплательщиков. При реализации подобных схем участия государства в капитале банков на финансовые институты также накладывается ограничение по выплате бонусов менеджерам.

Правительство Швеции приняло закон о возможности предоставления экстренной помощи банкам при их неспособности платить по текущим обязательствам. Она предоставляется с целью недопущения банкротства финансового института и как следствие - ущерба стабильности финансовой системы. В случае предоставления экстренной помощи, а именно погашения государством банковских обязательств, правительство становится основным акционером неплатёжеспособного института. При реализации данной схемы от имени правительства выступает Национальное кредитное бюро.

В числе прочих антикризисных мер  правительством предоставлялась отсрочка налоговых выплат, нацеленная на поддержание ликвидности предприятий в ситуации, когда их доступ к кредитованию ограничен. Начиная с января 2009 года компания, при необходимости, могла обратиться в Агентство по налогам Швеции и получить двухмесячную отсрочку по налогам на заработную плату за период февраль-декабрь 2009 года.

Вместе с тем для стимулирования кредитования национальных предприятий шведское правительство выделило 3 млрд крон Шведской экспортной кредитной корпорации и 2 млрд "АЛМИ Форстагспартнер". Цель данной меры состоит в поддержке экспортноориентированных отраслей. Вместе с тем агентство "АЛМИ" стало финансировать до 80% суммы экспортных контрактов (по сравнению с установленными ранее 50%) для расширения возможностей привлечения финансирования для средних и малых предприятий.

Таким образом, реализованная антикризисная стратегия оказалась достаточно эффективной. Подтверждением тому служит выход на положительное значение роста ВВП: прогноз 1,2% в 2010 году против спада в 2009 году (-4%), а также сокращение безработицы с 8,5% в 2009 до 8,2% в 2010 году. Аналогичные показатели для Еврозоны составили: рост ВВП в 2010 году 0,7% против спада - 4,1% в 2009 году и увеличение безработицы с 9,9% в 2009 году до 11,7% в 2010 году.

Общий вывод, который можно сделать  из сказанного, состоит в том, что  предпринятые правительством Швеции превентивные меры и антикризисные программы позволили стране легче пережить потрясения и восстановить свою дееспособность на этапе выхода из этой ситуации.

Значимость антикризисной стратегии  Швеции состоит, в том, что она  показала возможность минимизировать последствия кризиса. В целом  успешный, плавный выход Швеции из критической ситуации важен ещё и потому, что она представляет собой государство общественного благосостояния, основанное на доминировании именно государства в сфере распределения и осуществления социальной политики. А это важнейшая гарантия нормального существования и развития людей - главного общественного капитала, без которого невозможен никакой прогресс [22, c. 84-95].

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ  ВЫХОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ

СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

 

Большинство экономически активного  населения и практически все  предприятия России

, особенно работающие на экспорт,  ощутили на себе влияние финансового  кризиса. Даже самые крупные  компании сократили инвестиционные программы, прибегли к увольнению персонала или переходу на сокращенную рабочую неделю. Экстренная помощь, конечно, нужна была многим предприятиям, в том числе стратегическим, которые и возглавили список нуждающихся.

Что касается банковской системы, то здесь происходило ужесточение  требований банков к потенциальным заёмщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многих ипотечных и потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентных кредитов). На какое-то время произошла полная остановка межбанковского рынка, ставки по кредитам возросли до 25%. Среди антикризисных мер помощи экономике страны следует отметить: выделение из госбюджета средств в размере 500 млрд рублей на поддержку фондового рынка, снижение нормы резервирования для банков в сумме 300 млрд рублей, выделение дополнительных средств для размещения на депозитах в крупнейших банках.

Для того чтобы помочь коммерческим банкам справиться с возникшими трудностями, Банк России дважды снижал нормативы  обязательных резервов, а также расширил перечень банковских активов, принимаемых  ЦБ РФ в залог при рефинансировании банков. По инициативе Банка России были внесены изменения в законодательство, согласно которым он мог кредитовать банки без обеспечения.

В числе прочих мер, реализованных  ЦБ и правительством РФ - повышение  порога гарантирования вкладов до 700 тыс. рублей, финансирование Агентства  по страхованию вкладов в объёме 200 млрд рублей, субординированные кредиты финансовым институтам, запрет на короткие продажи на фондовом рынке, снижение налога на прибыль с 24 до 20%, поддержка малого и среднего бизнеса, программы поддержки автопроизводителей, АПК и ОПК, предоставление государственных гарантий стратегически значимым предприятиям и другие.

Многие из названных антикризисных  мер, реализуемых российским правительством, идентичны формам поддержки национальной экономики, применяемым в Швеции и других странах, что вполне естественно. Современная Россия всё более активно интегрируется в мировую экономическую систему, но, конечно, было бы неправильно, а, возможно, и неэффективно для России механически копировать и воспроизводить на своей территории опыт других стран, в том числе и Швеции. Реалистичный подход заключается, видимо, в том, чтобы аспекты этого опыта использовались после критического их осмысления.

Изменение ситуации на валютном рынке  Республики Беларусь заставило еще раз на всех уровнях управления оценить последствия принимаемых решений и задуматься о причинах сложившегося положения. Сегодня нет недостатка в оценках экспертов.

По оценкам экспертов, существующая экономика Беларуси неспособна осуществлять внешнеэкономическую деятельность с положительным сальдо. Это означает, что Беларусь не влияет на ценовой аспект более чем 42% экспорта. Конъюнктура же цен нередко неблагоприятна. Так было с калийными удобрениями в 2009 г. - низкие цены и уменьшившийся спрос сократили объем отгрузки к предыдущему году в натуральном выражении на 54%. В 2010 г. российские пошлины на нефть сказались на экспорте нефтепродуктов, занимавших в 2009 г. почти 38% в структуре внешнеэкономических поставок. В 2010 г. их доля сократилась на 9,3%, а валютная выручка уменьшилась на 868,8 млн.долл., или на 10,7%. Но и это еще не все. Импорт нефти подорожал на 66%, в то время как цена на нефтепродукты увеличилась только на 22,4%. С каждым годом труднее обеспечивать конкурентоспособность за счет ценового фактора на традиционных рынках. Так, в 2010 г. при увеличении производства грузовых автомобилей в 2,3 раза экспортная выручка за транспортные средства возросла только на 52%.

В условиях увеличения отрицательного сальдо внешней торговли, сложившихся бюджетных расходов и роста заработной платы республика вынуждена осуществлять внешние заимствования. В результате на 01.01.2011 г. валовой внешний долг Беларуси составил 28,5 млрд.долл., или 51,8% ВВП, увеличившись за шесть лет (с 2005 г.) в 5,8 раза. Из него 55% составляет долгосрочный долг. К примеру, в Украине внешний долг приближается к 40% ВВП, что, по мнению украинских ученых, является пороговым, или критическим значением. Немаловажно и то, что 64% долгосрочного долга набрано органами госуправления. С 2005 г. их заимствование увеличилось в 20 раз.

Долги придется отдавать, продавая предприятия  и банки. А что дальше? Нет, выход  надо искать в изменении структуры экономики и создании эффективных рабочих мест. Попробуем определить это понятие. В сфере исследований и разработок новой продукции удельный вес заработной платы в структуре себестоимости превышает 37%. В высокотехнологичных отраслях - до 25%. Примем в качестве критерия эффективности рабочего места удельный вес заработной платы в 20%. При сложившемся уровне средней зарплаты 500 долл. и должной рентабельности 20% годовая выработка с такого рабочего места с учетом НДС составит 39,6 тыс.долл. (500x5x1,2x1,2 (НДС)х11 мес.). То есть рабочее место, обеспечивающее 40 тыс.долл. годовой производительности, можно признать эффективным. При численности занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи, торговле и общественном питании и МТС в 3144 тыс. человек ВВП должен формироваться в объеме 124,5 млрд.долл. Фактически же в 2010 г. этот показатель составил 54 млрд., т.е. в 2,3 раза меньше расчетного. Следовательно, эффективной в Беларуси можно признать заработную плату только в 2,3 раза меньше выплаченной, или 217 долл. По сути, выплаты 283 долл. не обеспечиваются создаваемыми ценностями. Это деньги, полученные в долг, увеличивающие общую внешнюю задолженность Беларуси и влияющие на валютный спрос.

Министерство экономики подготовило  очередную программу инновационного развития на 2011-2015 гг., в которой предлагаемые мероприятия намечается финансировать на 71% за счет иностранных инвестиций. Всего предполагается на реализацию программы направить 18,4 млрд.долл. Следовательно, ежегодно иностранные инвесторы, по мнению разработчиков, будут, вкладывать в инновационные программы 2,6 млрд.долл. В 2010 г. прямые иностранные инвестиции составили 1,3 млрд. долл., уменьшившись к 2009 г. на 26,7%.

Между тем, в общении с реальными  инвесторами приходится слышать  вопрос: почему в Беларуси все говорят  об инвестициях, но никто не ставит задачу создания рабочих мест? Их удивляет, что решения принимаются в зависимости от суммы инвестиций, а не реально создаваемых рабочих мест. Приходится объяснять, что в Беларуси нет безработицы, как нет и денег для обновления промышленности, поэтому нам нужны инвестиции, а не рабочие места.

Информация о работе Финансовый кризис в РБ