Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение причин возникновения мирового финансового кризиса, изучение опыта развитых стран по борьбе с кризисными ситуациями.
В связи с этим в задачи курсовой работы входит:
- рассмотреть причины и предпосылки возникновения мирового кризиса;
- изучить опыт развитых стран и стран с переходной экономикой по борьбе с кризисными ситуациями;
- рассмотреть проблемы национальной экономике в свете мирового кризиса и поиска путей выхода из создавшейся ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА. ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ 5
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 12
3 ОСОБЕННОСТИ ВЫХОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ
СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Мировой финансово-экономический кризис заметно сказался на объемах внешней торговли Республики Беларусь. Так, экспорт по результатам 2009 г. упал на 34,7% по сравнению с 2008 г., импорт - на 27,5%. В результате сальдо внешней торговли товарами возросло по модулю более чем на 400 млн. долл. США и достигло 7 281,4 млн. со знаком "минус". Беларусь потеряла 83% рынка грузовых автомобилей, продажи тракторов уменьшились на 40%, а калийных удобрений - на 38%.
Следует отметить, что если экспорт из стран СНГ и вне СНГ сократился примерно одинаково, на 35 и 34,4% соответственно, то импорт из стран СНГ упал почти на 7% больше, чем из стран вне СНГ (на 29,8 и 23% соответственно).
Приведенные выше данные свидетельствуют не только о влиянии мирового кризиса на экономику Беларуси, в значительной степени зависящую от импорта и также сильно ориентированную на экспорт, но и о том, что зависимость от импорта республики значительно выше, чем потребность в ее экспортных товарах на мировом рынке. Кроме того, еще раз подтверждается тот факт, что экономика Беларуси является малой, что свидетельствует о том, что страна практически не оказывает влияния на мировые цены. В результате по большинству товарных групп в 2009 г. индекс средних цен экспорта был ниже аналогичного показателя по импорту.
Экспорт уменьшился практически во все страны - основные торговые партнеры республики, хотя их состав существенных изменений не претерпел. Китай переместился с 10-го (в 2008 г.) на 14-е место, а Индия — с 14-го на 8-е. Германия занимала в 2008 г. 8-ю позицию, а по результатам 2009 г. переместилась на 5-е место по доле в белорусском экспорте.
Экспорт Беларуси по-прежнему остается высококонцентрированным: на первую десятку стран приходится более 80% белорусских поставок за рубеж.
Обращает на себя внимание хорошая динамика роста поставок в Германию, а также активизация внешней торговли между Беларусью и Индией (в результате роста экспорта в эту страну более чем наполовину она вошла в десятку основных внешнеторговых партнеров Беларуси по экспорту по результатам 2009 г.; по импорту она переместилась с 27-го на 24-е место).
Что касается Германии, то следует отметить, что рост поставок в данную страну произошел в основном за счет более чем двукратного увеличения экспорта сырой нефти. Несколько увеличились поставки овощей, лесоматериалов продольно распиленных, мебели и некоторых других позиций, не занимающих большого удельного веса в структуре экспорта. Поставки остальных товарных позиций значительно уменьшились. Так, поставки азотных удобрений сократились почти в 2 раза, нитей комплексных синтетических — в 2,1 раза, полуфабрикатов из нелегированной стали — более чем в 20 раз. Без учета позиции сырой нефти экспорт в Германию сократился в 2010 г. на 27,9% по сравнению с предыдущим годом.
Рост экспорта в Индию был вызван значительным увеличением поставок калийных удобрений (в 1,7 раза) и полуфабрикатов из нелегированной стали (в 3,9 раза), то есть тоже имел место рост сырьевого и полусырьевого экспорта, в то время как поставки товаров с большей степенью обработки не возросли.
Несмотря на кризис, белорусский экспорт возрос в следующие страны: Дания (темп роста 117,8% по сравнению с 2008 г.), Албания (201,2), Греция (243,7), Португалия (107,4), Германия (121,5), Тайвань (126,5), Монголия (141,6), Афганистан (163,4), Бангладеш (845,6), Индия (155,5), Пакистан (268), Туркменистан (153,9), Филиппины (166), Азербайджан (114,1), Израиль (187,8), Ирак (505,8), Йемен (114,7), Ливан (947,7), ОАЭ (129,3), Саудовская Аравия (148,8), Эфиопия (647,8), Камерун (191,9), Алжир (332,8), Гана (221,5), Нигерия (166,6), Мексика (113,9), Венесуэла (133,2), Чили (269,8%) и некоторые другие.
Удельные веса основных стран, откуда Беларусь ввозит продукцию, остались без изменений. К ним относятся: Россия (58,5% совокупного импорта в 2009 г.), Германия (7,8%), Украина (4,5%), Китай (3,8%), Польша (2,8%), Италия (2,5%), США (1,5%), Франция (1,4%), Великобритания (0,9%), Чехия (0,8%). На вышеназванные страны приходится около 85% совокупного импорта Республики Беларусь. По сравнению с 2008 г. импорт из всех этих стран уменьшился в среднем на 10—25%.
Несмотря на общую тенденцию снижения импорта, он возрос из следующих стран: Исландия (темп роста 107% по сравнению с 2008 г.), Сербия (120,3), КНДР (126), Монголия 116,8), Бангладеш (116,5), Бутан (348,3), Таджикистан (113,1), Грузия (128,7), Оман (360,2), Саудовская Аравия (301,6), некоторые страны Африки, Канада (111,4%) и некоторых других [27, с. 13-15].
Эти данные еще раз подтверждают тезис о снижении спроса на белорусские товары на основных рынках. Вместе с тем они говорят о возможностях по наращиванию поставок за счет расширения рынков сбыта белорусских экспортных товаров. Так, платежеспособный спрос сохраняется во многих странах, которые пострадали от кризиса менее значительно. В основном это азиатские страны и страны Латинской Америки.
В результате финансово-экономического кризиса падение экспорта было не одинаковым по всем группам товаров. Так, экспорт продовольствия и химической продукции не только не упал, но даже несколько возрос. В меньшей мере наблюдалось падение экспорта кожевенного сырья, текстиля, обуви, различных приборов и аппаратов. Вместе с тем в наибольшей степени кризис сказался на экспорте минеральных продуктов, химической промышленности, недрагоценных металлов, транспортных средств. Учитывая, что именно данная продукция имеет наибольший удельный вес в белорусском экспорте, в результате наблюдалось такое значительное снижение экспортных потоков в целом.
С целью преодоления негативных тенденций во внешнеэкономической деятельности Правительством Республики Беларусь был реализован комплекс мер в области таможенно-тарифного регулирования и поддержки отечественных экспортеров. Так, были отменены вывозные таможенные пошлины на все виды товаров, за исключением нефти и нефтепродуктов; установлена единая ставка налога с продаж товаров белорусского и импортного производства; разрешены поставки ряда сельскохозяйственных и продовольственных товаров, продукции деревопереработки без заключения сделок на биржевых торгах Белорусской универсальной товарной биржи; значительно упростилась процедура оформления внешнеторговых сделок; расширена финансовая поддержка предприятий как в прямой форме, так и через налоговое льготирование [27, с. 15]. Предпринятые меры позволили замедлить темп роста отрицательного сальдо внешней торговли к IV кварталу 2009 г., но, конечно, не смогли коренным образом изменить ситуацию.
Анализ показывает, что причины падения экспорта в Беларуси следует искать не только в падении спроса и цен на белорусскую продукцию в результате мирового финансово-экономического кризиса, но и в нерациональной структуре самого белорусского экспорта, его недостаточной диверсификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мировом кризисе виновата не глобализация экономик, а международные институты. Их обязанность вырабатывать правила и устанавливать рамки для движения капитала. Оказалось, что правы были лауреаты Нобелевской премии Стиглиц, То бин, Кругман, а также Сорос, которые говорили о необходимости ограничивать и регулировать алхимию финансов.
Мир не хотел видеть, что сформировались новые центры экономической мощи: Китай, Индия, Бразилия, Россия (БРИК). Более того, сознательно закрывал на это глаза. К примеру, в апреле 2008 г. Всемирный банк уменьшает ВВП Китая (WDI date- base) за 2006 г. почти в 2 раза: с 10 до 6 трлн. долл., а Индии - с 4,1 до 2,7 трлн. долл. Даже после кризиса в Азии и кризиса высокотехнологичных компаний СП1А в МВФ больше говорили о необходимости регулирования, чем предпринимали какие-либо шаги.
Анализ слабостей мировой
Сформулируем шесть принципов достижения поставленной цели.
Международные и государственные институты обязаны задать правовые рамки функционированию финансовых рынков, обеспечивающие их устойчивость и адаптивность к внешним воздействиям, снижение спекулятивной составляющей. Адаптивность требует, чтобы правила трансфера капитала были не раз и навсегда зафиксированы, а стали гибкими и зависели от ситуации: в определенных ситуациях допускается свободное движение капитала, в других, четко описанных, - его сдерживание. И эти правила должны быть обязательны для всех (принцип легитимизации международных финансовых организаций на конвенциалъной основе). При соблюдении странами мирового финансового кодекса они автоматически должны получать право использования кредитов МВФ без политических условий, который, в свою очередь, должен получить статус кредитора последней инстанции.
Аналитическим фундаментом мирового финансового кодекса должна стать новая теория финансовых рисков, ориентированная не на средние вероятностные меры рисков (среднестатистический риск), а на "пессимистические меры" рисков. Оценивать риски нужно не только при исторически преемственном развитии процессов, но необходимы методики, позволяющие видеть риски при критическом течении процессов (принцип актуальных рисков - среднематематические и пессимистические критерии). В первую очередь на новые методики должны перейти рейтинговые агентства, старые методики которых политизированы и показали свою полную несостоятельность при кризисном течении событий.
При выработке нового мирового финансового порядка нужно стремиться к сокращению существующих дисбалансов, понимая, что рецессия в США и ЕС не обязательно определяет рецессию в мире (принцип многополярности). Новая расстановка экономической мощи требует увеличения числа голосов стран БРИК и других динамично развивающихся стран в МВФ и Всемирном банке. Фактически это и произошло при переходе от G7 к G20. Нельзя, чтобы ведущая роль в управлении между- народными институтами принадлежала только США. Кстати, побочный эффект кризиса - начало более глубокого понимания Евросоюзом своих, отличных от США, финансовых интересов и осознание иллюзорности надежд сделать евро главной мировой валютой. Хотя с учетом вхождения в Евросоюз Польши и стран Балтии маловероятно, что ЕС в ближайшее время перестанет быть "моральным вассалом США" (выражение М. Гане - директора Парижской школы социальных наук).
Снова актуальной становится идея М. Кейнса о замене одной резервной валюты корзиной валют. Она могла бы состоять из доллара, евро, юаня, иены, российского рубля (принцип множественности резервных валют) по числу крупных региональных объединений НАФТА, ЕС, АСЕАН с Китаем и Японией; СНГ).
Финансовая стабильность в мире требует быстрых и четких действий при минимальном кризисном ажиотаже в масс-медиа. Незачем создавать панику у широких масс (принцип общественной рациональности поведения). Неквалифицированные комментарии в прессе, особенно желтой, во многом способствовали динамике и глубине кризиса, подрывали доверие финансовых институтов друг к другу, а населения - к ним, провоцировали панику вкладчиков. Необходимы международные соглашения центральных банков о взаимной прозрачности и закрытости определенных фрагментов финансовой информации для широких масс (резервы, интервенции и т. п.). Нужно создать новую систему стимулов для рационального поведения участников финансовых рынков, в частности, изменить порядок стимулирования инвестиционных банкиров: бонусы не должны прямо зависеть от выигрышей, поскольку такое поощрение заставляет чрезмерно рисковать.
Нужна новая концепция валютных резервов стран как по структуре, так и по инструментам (принцип национальных резервов), а не золотовалютных резервов центрального банка). Нельзя доверять все государственные сбережения центральному банку (даже под контролем Министерства финансов). У Центробанка должен оставаться только минимум, необходимый для поддержания обменного курса, все остальное должно быть в суверенных фондах управления государственными сбережениями. Суверенные фонды могут приобретать за рубежом не только собственность, но и технологии, заводы под ключ.
Главный вывод - процессы финансовой
глобализации не должны сопровождаться
дерегулированием. Только эффективная
и единая для всех финансовых институтов
страны система регулирования, адекватная
открытости финансовых рынков, позволяет
минимизировать внешние кризисные воздействия.
Однако новые требования к системам регулирования
так и не были реализованы на практике.
Единственное, что было сделано под предлогом
борьбы с финансированием терроризма
и легализацией доходов, полученных незаконным
путем, - ликвидировано понятие банковской
тайны. Сбор информации о международных
операциях ТНБ, их анализ и выработка на
этой основе новых единых правил ограничения
финансовых спекуляций не были осуществлены,
а предложения лауреатов Нобелевской
премии Стиглица (отмена бонусов за риск),
Тобина (налог на спекулятивные движения
капитала) не были услышаны. Даже опыт
отдельных стран, успешно противостоявших
кризису, например, Китай - азиатскому,
Чили - латиноамериканскому, не был обобщен
и принят на вооружение МВФ. Нужны не косметические
меры в виде большей прозрачности небольших
национальных банков и золотовалютных
резервов, а радикальная реформа экономических
взглядов, в том числе на роль ТНБ. Реформа
должна идти не в сторону национального
эгоизма и дирижизма, а, напротив, двигаться
в направлении выработки нового финансового
порядка для мировой экономики XXI в. Цель
такой реформы - повышение устойчивости
международных потоков капиталов и снижение
их спекулятивного характера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: