Кризис в организации и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:05, доклад

Описание

Понятие кризиса и причины его возникновения. Типология (разновидности) кризисов. Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью. Эффективность антикризисного управления.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 64.36 Кб (Скачать документ)

. Глава 1. Кризис в организации и его характеристика 
 
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения 
 
Греческое слово «кризис» означает решение. Впоследствии понятие кризиса было расширено, оно применяется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности существующей тенденции. 
 
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. 
 
Кризис - это переломный этап в функционировании любой системы, на котором она подвергается воздействию извне или изнутри, требующему от нее качественно нового реагирования. Основная особенность кризиса заключается в угрозе разрушения системы. [9] 
 
Основная функция кризиса — разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны и в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности. 
 
Кризисные ситуации и явления могут разворачиваться на различных уровнях: личности, группы людей, предприятия (организации, фирмы), отрасли, региона, государства, группы государств. 
 
Причины возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса. Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности может выявить предрасположенность организации к наступлению кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей. Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Потому необходимо различать симптомы и причины, чтобы уметь по симптомам находить истинные причины кризиса и учитывать возможность ложных симптомов. 
 
Симптом - это первоначальное внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам. 
 
Фактор кризиса - это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса. 

 

 Основные причины  возникновения кризисных ситуаций

 

1.1 Причины возникновения  кризисных ситуаций на предприятиях  и в организациях

 

Возникновение кризисных  ситуаций на предприятии или в  организации обусловлено самыми разнообразными причинами, которые  в соответствии с теорией антикризисного управления могут быть разделены  на экономические, технические, социальные, политические, природные и др. При  этом отдельно рассматриваются внутренние и внешние по отношению к предприятию  или организации причины, а сами кризисы разделяются на прогнозируемые и непредсказуемые.

Техническая катастрофа или  хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки  конкурентов или конфликт в собственном  трудовом коллективе, потребительский  бойкот или некомпетентность руководства  компании – вот далеко неполный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии  или в организации.Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.

Последствия кризиса также  могут быть достаточно разнообразными:

необходимость уплаты штрафных санкций;

смена руководства компании или собственника;

массовые увольнения работающих;

отзыв продукции с рынка;

остановка производства;

ликвидация (закрытие) предприятия;

поглощение предприятия  фирмой – конкурентом и др.

Главная причина большинства  кризисов – нарушение безопасных условий функционирования предприятий  и организаций. В настоящее время  явно прослеживается тенденция к  осложнению криминогенной обстановки вокруг различных компаний. Правоохранительные органы ежегодно выявляют десятки тысяч преступлений. Совершенных в сфере экономики и влияющих на безопасность функционирования предприятий и организаций.

Причины такой ситуации достаточно многообразны:

использование субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции;

отсутствие некоторых  важных законов и невыполнение действующих  законодательных актов по вопросам развития экономики и предпринимательства;

социально – экономическая  нестабильность в обществе;

низкий жизненный уровень  основной массы населения, увеличение безработицы и, как следствие, снижение гражданской ответственности членов общества за свои противозаконные действия;

высокий уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных  связей организованных преступных групп  с одновременным повышением их мобильности, технической оснащенности и финансовых возможностей.

Успешная работа любого предприятия  и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной системы  защиты всех факторов и условий его  деятельности. Наиболее важными объектами  защиты являются:

личная безопасность персонала, работающего на данном предприятии;

собственность предприятия  в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые и информационные ресурсы, объекты  интеллектуальной собственности и  др.);

права предприятия как  самостоятельного субъекта рыночных отношений, в т.ч. права его структурных  подразделений и отдельных сотрудников.

Обеспечение безопасности предприятия  и предотвращение кризисных ситуаций предполагают прежде всего квалифицированную оценку уровня различных видов риска в деятельности фирмы – геополитического, отраслевого, производственного коммерческого, финансового, валютного, кредитного, транспортного, инвестиционного и др. Реальный уровень безопасности предприятия или организации в значительной степени определяется умением их руководителей и специалистов эффективно использовать различные способы минимизации риска. Нарушение экономической безопасности предприятия и возникновение кризисной ситуации нередко являются следствием применения к нему другими хозяйствующими субъектами различных форм недобросовестной конкуренции.

Специалистам внутрифирменных  служб по связям с общественностью  необходимо учитывать в своей  деятельности недоброжелательное, а  иногда и враждебное отношение фирм – конкурентов к своей компании. Организация информационных взаимосвязей с данной категорией общественности должна предусматривать необходимый  уровень безопасности собственного предприятия.

Наиболее характерные  формы проявления недобросовестной конкуренции определены законодательно:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных  причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его  деловой репутации;

введение потребителя  в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с  товарами других хозяйствующих субъектов;

самовольное использование  товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также  копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

получение, использование, разглашение  научно – технической , производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца.

Внутрифирменные службы по связям с общественностью вместе с другими  подразделениями компании должны участвовать  в предотвращении и ликвидации последствий  кризиса. В зависимости от его  причины, масштабов и величины прогнозируемого  ущерба должен разрабатываться и  реализовываться конкретный план информационного  обеспечения и взаимодействия с  различными группами общественности.

 

2. Причины возникновения кризисов

Причины кризисов делятся на:

объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

субъективные, отражающие ошибки в  управлении.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.

Внешние причины связаны с тенденциями  и стратегией макроэкономического  развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране.

Внутренние причины могут быть вызваны рисковой стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством  управления, неэффективной инновационной  и инвестиционной политикой.

Опасность кризиса существует всегда, и ее необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое  значение имеют не только причины  его возникновения, но и разнообразные  последствия.

Выход из кризиса не всегда сопровождается позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние  нового кризиса, может быть даже еще  более продолжительного и глубокого. Кризисы могут возникать как  цепная реакция.

Также существует возможность консервации  кризисных ситуаций на довольно продолжительный  период времени. Это объясняется  политическими причинами, характером кризиса, а также возможностью управления процессом кризисного развития.

Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому  выходу из ситуации, обновлению или  разрушению организации, качественным или количественным изменениям и  т.д.

Послекризисные изменения в организации бывают долгосрочными и краткосрочными, обратимыми и необратимыми, а также могут приводить к обострению или ослаблению кризиса.

Разные последствия кризиса  определяются не только его характером, но и эффективностью процесса антикризисного управления, которое может смягчать или обострять кризис.

Возможности управления в этом отношении  зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера  мотивации, а также понимания  причин и последствий кризисной  ситуации.

3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии

Кризис на предприятии вызывается не соответствием его финансово-хозяйственных  параметров, параметрам окружающей среды. В основе причин кризисной ситуации не предприятии лежат внешние  и внутренние факторы. Умение предприятия  приспосабливаться к изменению  технологических, экономических и  социальных факторов служит гарантией  его выживания.

К внешним факторам, оказывающим  сильное влияние на деятельность предприятия, относят:

1.нестабильность налоговой системы;

2.уровень развития науки и  техники;

3.уровень инфляции;

4.финансовое состояние партнеров  по бизнесу;

5. политическая стабильность и  направленность внутренней политики.

Значение последнего фактора предполагает формирование следующих качественных показателей:

отношение государства к предпринимательской  деятельности;

принципы государственного регулирования  экономики;

отношение собственности;

меры, принимаемые в целях защиты потребителя с одной стороны, и предпринимателя - с другой.

Внутренние факторы являются результатом  деятельности самого предприятия. Они  подразделяются на три подгруппы  в зависимости от необходимости  формирования денежных потоков предприятия:

факторы, связанные с операционной деятельностью (неэффективный маркетинг, не эффективная структура текущих  затрат, низкий уровень использования  основных средств, высокий уровень  страховых и сезонных запасов, недостаточно диверсифицированный ассортимент  продукции, не эффективный производственный менеджмент);

факторы, связанные с инвестиционной деятельностью (неэффективный фондовый портфель, высокая продолжительность  незавершенного строительства, не достижение запланированных объемов прибыли  по инвестиционным проектам, не эффективный  инвестиционный менеджмент);

факторы, связанные с финансовой деятельностью (неэффективная финансовая стратегия, не оптимальная структура  активов, высокая доля заемного капитала, рост дебиторской задолженности, в  целом не эффективный финансовый менеджмент).

Рассмотренные выше группы включают в себя множество конкретных действующих  в каждой фирме индивидуальных факторов.

Чаще всего неудача в бизнесе  связана с неопытностью менеджеров, низким уровнем ответственности  руководителей предприятия перед  собственниками за последствия принимаемых  решений, за сохранность и эффективное  использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственный  результат его деятельности.

Также одной из причин оказывающих  влияние на функционирование организации  является отсутствие стратегии и  ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным.

Регулярное проведение финансово-экономического анализа деятельности предприятия  обеспечит руководство необходимой  информацией для приятия адекватных управленческих решений.

4. Типология (разновидности) кризисов

Практика показывает, что кризисы  не одинаковы не только по своей  сути, но и причинам и последствиям. Необходимость разветвленной классификации  кризисов вызвана дифференциацией  средств и способов управления ими. Если существует типология и понимание  характера кризиса, то появляются возможности  снижения его остроты, сокращения времени  и обеспечение безболезненности протекания кризиса.

Существуют общие и локальные  кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные только ее часть.

Информация о работе Кризис в организации и его характеристика