Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:05, доклад
Понятие кризиса и причины его возникновения. Типология (разновидности) кризисов. Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью. Эффективность антикризисного управления.
. Глава 1. Кризис в организации
и его характеристика
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения
Греческое слово «кризис» означает решение.
Впоследствии понятие кризиса было расширено,
оно применяется ко всякому резкому переходу,
ко всем переменам, воспринимаемым как
нарушение непрерывности существующей
тенденции.
Кризис – это крайнее обострение противоречий
в социально-экономической системе (организации),
угрожающее ее жизнестойкости в окружающей
среде.
Кризис - это переломный этап в функционировании
любой системы, на котором она подвергается
воздействию извне или изнутри, требующему
от нее качественно нового реагирования.
Основная особенность кризиса заключается
в угрозе разрушения системы. [9]
Основная функция кризиса — разрушение
тех элементов, которые наименее устойчивы
и жизнеспособны и в наибольшей мере нарушают
организованность целого. Происходит
упрощение системы и возрастание ее стройности.
Кризисные ситуации и явления могут разворачиваться
на различных уровнях: личности, группы
людей, предприятия (организации, фирмы),
отрасли, региона, государства, группы
государств.
Причины возникновения кризисов в организации
могут быть различными. Но очень важно
распознавать симптомы кризисного развития,
чтобы своевременно использовать программы
антикризисного управления. Необходимо
различать факторы, симптомы и причины
кризиса. Симптомы проявляются в показателях
и, что очень важно, в тенденциях их изменения,
отражающих функционирование и развитие
организации. Так, анализ показателей
фондоотдачи, производительности, эффективности,
энерговооруженности может выявить предрасположенность
организации к наступлению кризиса. Большую
роль играет анализ финансово-экономических
и социально-экономических показателей.
Симптомы не всегда отражают причины кризиса.
Потому необходимо различать симптомы
и причины, чтобы уметь по симптомам находить
истинные причины кризиса и учитывать
возможность ложных симптомов.
Симптом - это первоначальное внешнее
проявление кризисных явлений, которые
не всегда характеризуют истинные причины
кризиса, но по которым эти причины можно
установить. Оценивать кризисы следует
не только по его симптомам, но и по причинам
и реальным факторам.
Фактор кризиса - это событие, или зафиксированное
состояние, или установленная тенденция,
свидетельствующие о наступлении кризиса.
Основные причины
возникновения кризисных
1.1 Причины возникновения
кризисных ситуаций на
Возникновение кризисных ситуаций на предприятии или в организации обусловлено самыми разнообразными причинами, которые в соответствии с теорией антикризисного управления могут быть разделены на экономические, технические, социальные, политические, природные и др. При этом отдельно рассматриваются внутренние и внешние по отношению к предприятию или организации причины, а сами кризисы разделяются на прогнозируемые и непредсказуемые.
Техническая катастрофа или
хроническая
Последствия кризиса также могут быть достаточно разнообразными:
необходимость уплаты штрафных санкций;
смена руководства компании или собственника;
массовые увольнения работающих;
отзыв продукции с рынка;
остановка производства;
ликвидация (закрытие) предприятия;
поглощение предприятия фирмой – конкурентом и др.
Главная причина большинства кризисов – нарушение безопасных условий функционирования предприятий и организаций. В настоящее время явно прослеживается тенденция к осложнению криминогенной обстановки вокруг различных компаний. Правоохранительные органы ежегодно выявляют десятки тысяч преступлений. Совершенных в сфере экономики и влияющих на безопасность функционирования предприятий и организаций.
Причины такой ситуации достаточно многообразны:
использование субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции;
отсутствие некоторых
важных законов и невыполнение действующих
законодательных актов по вопросам
развития экономики и
социально – экономическая нестабильность в обществе;
низкий жизненный уровень
основной массы населения, увеличение
безработицы и, как следствие, снижение
гражданской ответственности
высокий уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных связей организованных преступных групп с одновременным повышением их мобильности, технической оснащенности и финансовых возможностей.
Успешная работа любого предприятия и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной системы защиты всех факторов и условий его деятельности. Наиболее важными объектами защиты являются:
личная безопасность персонала, работающего на данном предприятии;
собственность предприятия в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые и информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и др.);
права предприятия как
самостоятельного субъекта рыночных отношений,
в т.ч. права его структурных
подразделений и отдельных
Обеспечение безопасности предприятия и предотвращение кризисных ситуаций предполагают прежде всего квалифицированную оценку уровня различных видов риска в деятельности фирмы – геополитического, отраслевого, производственного коммерческого, финансового, валютного, кредитного, транспортного, инвестиционного и др. Реальный уровень безопасности предприятия или организации в значительной степени определяется умением их руководителей и специалистов эффективно использовать различные способы минимизации риска. Нарушение экономической безопасности предприятия и возникновение кризисной ситуации нередко являются следствием применения к нему другими хозяйствующими субъектами различных форм недобросовестной конкуренции.
Специалистам внутрифирменных
служб по связям с общественностью
необходимо учитывать в своей
деятельности недоброжелательное, а
иногда и враждебное отношение фирм
– конкурентов к своей
Наиболее характерные формы проявления недобросовестной конкуренции определены законодательно:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом в
самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
получение, использование, разглашение научно – технической , производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца.
Внутрифирменные службы по связям с общественностью вместе с другими подразделениями компании должны участвовать в предотвращении и ликвидации последствий кризиса. В зависимости от его причины, масштабов и величины прогнозируемого ущерба должен разрабатываться и реализовываться конкретный план информационного обеспечения и взаимодействия с различными группами общественности.
2. Причины возникновения кризисов
Причины кризисов делятся на:
объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;
субъективные, отражающие ошибки в управлении.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.
Внешние причины связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране.
Внутренние причины могут быть вызваны рисковой стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, неэффективной инновационной и инвестиционной политикой.
Опасность кризиса существует всегда, и ее необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют не только причины его возникновения, но и разнообразные последствия.
Выход из кризиса не всегда сопровождается позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более продолжительного и глубокого. Кризисы могут возникать как цепная реакция.
Также существует возможность консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительный период времени. Это объясняется политическими причинами, характером кризиса, а также возможностью управления процессом кризисного развития.
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому выходу из ситуации, обновлению или разрушению организации, качественным или количественным изменениям и т.д.
Послекризисные изменения в организации бывают долгосрочными и краткосрочными, обратимыми и необратимыми, а также могут приводить к обострению или ослаблению кризиса.
Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и эффективностью процесса антикризисного управления, которое может смягчать или обострять кризис.
Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, а также понимания причин и последствий кризисной ситуации.
3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии
Кризис на предприятии вызывается
не соответствием его финансово-
К внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относят:
1.нестабильность налоговой
2.уровень развития науки и техники;
3.уровень инфляции;
4.финансовое состояние
5. политическая стабильность и
направленность внутренней
Значение последнего фактора предполагает формирование следующих качественных показателей:
отношение государства к
принципы государственного регулирования экономики;
отношение собственности;
меры, принимаемые в целях защиты потребителя с одной стороны, и предпринимателя - с другой.
Внутренние факторы являются результатом деятельности самого предприятия. Они подразделяются на три подгруппы в зависимости от необходимости формирования денежных потоков предприятия:
факторы, связанные с операционной
деятельностью (неэффективный маркетинг,
не эффективная структура текущих
затрат, низкий уровень использования
основных средств, высокий уровень
страховых и сезонных запасов, недостаточно
диверсифицированный
факторы, связанные с инвестиционной
деятельностью (неэффективный фондовый
портфель, высокая продолжительность
незавершенного строительства, не достижение
запланированных объемов
факторы, связанные с финансовой деятельностью (неэффективная финансовая стратегия, не оптимальная структура активов, высокая доля заемного капитала, рост дебиторской задолженности, в целом не эффективный финансовый менеджмент).
Рассмотренные выше группы включают в себя множество конкретных действующих в каждой фирме индивидуальных факторов.
Чаще всего неудача в бизнесе
связана с неопытностью менеджеров,
низким уровнем ответственности
руководителей предприятия
Также одной из причин оказывающих
влияние на функционирование организации
является отсутствие стратегии и
ориентация на краткосрочные результаты
в ущерб среднесрочным и
Регулярное проведение финансово-экономического
анализа деятельности предприятия
обеспечит руководство
4. Типология (разновидности) кризисов
Практика показывает, что кризисы
не одинаковы не только по своей
сути, но и причинам и последствиям.
Необходимость разветвленной
Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные только ее часть.
Информация о работе Кризис в организации и его характеристика