Кризис в организации и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:05, доклад

Описание

Понятие кризиса и причины его возникновения. Типология (разновидности) кризисов. Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью. Эффективность антикризисного управления.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 64.36 Кб (Скачать документ)

В конкретном случае необходимо учитывать  границы социально-экономической  системы, ее структуру и среду  функционирования.

По проблематике кризиса можно  выделить макро и микро кризисы. Макро кризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микро кризис охватывает только одну или группу взаимосвязанных проблем.

Особенностью кризиса является то, что он будучи даже локальным или микро кризисом, как цепная реакция может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, поскольку в системе существует органическая взаимосвязь всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Такая ситуация возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты или наоборот осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.

По структуре отношений в  социально-экономической системе  можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических и технологических  кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношения экономических агентов, кризисы не платежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства.

В группе экономических кризисов отдельно выделяют финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы - это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп и образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, менеджеров и персонала и т.д. Часто социальные кризисы являются продолжением и дополнением экономических кризисов.

Особое положение в группе социальных кризисов имеет политический кризис, который, как правило, затрагивает все сферы общественной жизни и переходит в кризисы экономические.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, разделения ответственности отдельных подразделений (регионов, филиалов, дочерних фирм). В организационном устройстве любой социально-экономической системы обостряются организационные отношения. Организационной кризис проявляется как паралич организационной деятельности.

Психологические кризисы - это кризисы психологического состояния человека. Как правило, психологические кризисы присущи не только отдельному человеку, но и оказывают влияние на массы.

Технологические кризисы возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

По причинам возникновения кризисы разделяются  на природные, общественные и экологические.

Кризисы могут  быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут быть спрогнозированными и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса (например, потребности реструктуризации производства и т.д.). Неожиданные кризисы часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, каких либо природных явлений.

Разновидностью предсказуемых  кризисов является циклический кризис, который имеет тенденцию периодического наступления, а так же известные фазы своего протекания.

Кризисы бывают явные и скрытые. Первые протекают легко и также легко обнаруживаются. Вторые протекают наиболее сложно т.к. их сложно обнаружить и их последствия более глубокие.

Кризисы бывают: глубокими и легкими. Глубокие ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы.

Кризисы также подразделяются на затяжные и кратковременные. Затяжные проходят сложно и болезненно, и часто являются следствием не своевременного управления кризисной ситуацией, непониманием сущности и характера кризиса, а также его причин и последствий.

 

 

 

1.2 Антикризисное  управление и регулирование

 

Процесс реализации антикризисных  процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом. Мировой  опыт показывает, что антикризисный  процесс в условиях рыночной экономики  – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное  управление и антикризисное регулирование. Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий. Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д. Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное регулирование  – это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования. Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

совершенствование законодательной  базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая  оказание государственной поддержки  неплатежеспособным предприятиям и  привлечение инвесторов, участвующих  в оздоровлении этих предприятий;

принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление  кризиса неплатежей;

приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

создание института арбитражных  и конкурсных управляющих. Государственным  органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная  служба по делам о несостоятельности  и финансовому оздоровлению (ФСДН). ФСДН выполняет следующие функции:

анализирует экономическое  и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия  в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

Антикризисный процесс –  применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной  оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия  могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может  привести к ликвидации вполне перспективных  предприятий, к санации явно несостоятельных  предприятий, обострению интересов  должников и кредиторов. Основными  этапами антикризисного управления являются: (в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния)

разработка бизнес-плана  финансового оздоровления предприятия;

регулирование процесса финансового  оздоровления; оценка глубины финансового  и экономического кризиса предприятия  и эффективности мер по финансовому  оздоровлению;

выбор и реализация антикризисных  процедур.

 

1.3 Профилактика  возникновения кризисных ситуаций  при установлении связей с  общественностью

 

Во внешней и внутренней среде любой компании всегда имеются  определенные группы общественности (конкуренты, местные органы власти, собственный  персонал и т.п.),экономические и политические интересы которых не совпадают с интересами развития фирмы.

Установление и поддержание  взаимосвязей с такими категориями  общественности должно предусматривать  обеспечение безопасных условий  функционирования компании. Для решения  этой задачи на предприятиях и в  организациях с долгосрочными целями развития целесообразно создать  в рамках своей внутренней системы  управления собственные службы безопасности, тесно взаимодействующие с внутрифирменными службами по связям с общественностью. Главными целями этих подразделений  должны быть:

определение важных направлений  негативного изменения факторов внешней и внутренней среды функционирования;

профилактика возникновения  угроз безопасности фирмы;

выявление реальных действий конкурентов, партнеров, собственного персонала и представителей других групп общественности, наносящих  ущерб предприятию или организации;

пресечение выявленных мер  безопасности;

ликвидация негативных последствий  и восстановление либо повышение  первоначального уровня безопасности.

При построении системы безопасности предприятия должны соблюдаться  принципы законности, комплексности, своевременности, активности, универсальности, непрерывности, надежности и эффективности. Работа службы безопасности предприятия и  взаимосвязанного с ней подразделения  по связям с общественностью должна учитывать необходимость обеспечения  взаимной ответственности персонала  и руководства, соблюдение баланса  интересов личности и предприятия, организацию тесного взаимодействия с государственными структурами  безопасности.

Основные задачи по обеспечению  безопасности предприятия или организации  и профилактике возникновения кризисных  ситуаций при установлении и поддержании  связей с общественностью:

оценка внешней и внутренней среды компании для 0конкурентов  и собственных сотрудников;

комплексное обеспечение  безопасности функционирования предприятия  при осуществлении им научно –  исследовательской, проектно – конструкторской, производственной, торговой, рекламной, финансово – кредитной, посреднической, информационной и иной деятельности;

обнаружение, анализ и ликвидация возможных каналов утечки конфиденциальной информации;

всесторонняя защита коммерческой тайны предприятия с использованием экономических, правовых, организационных  и технических методов защиты;

охрана имущества предприятия  в его различных видах (здания, сооружения, помещения, оборудование, сырье, материалы, транспортные средства, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовая продукция, денежные средства в рублях и валюте, объекты интеллектуальной собственности и др.)

обеспечение личной безопасности руководства предприятия и его  ведущих специалистов;

разработка внутренней нормативно – методической документации по различным  вопросам обеспечения безопасности предприятия;

подбор и обучение персонала  для работы непосредственно в  подразделениях службы безопасности предприятия  и службы по связям с общественностью;

выработка рекомендаций по подбору, обучению и расстановке кадров для  различных подразделений предприятия;

постоянное совершенствование  используемых методов и средств  дневной работы соответствующих  служб последних достижений науки  и техники в этой области. Использование  прогрессивного передового опыта защиты, организация непрерывного и целенаправленного  обучения сотрудников безопасности предприятия и подразделения  по связям с общественностью.

 

1.4 Причины и  последствия возникновения кризисов. Разновидность кризисов

 

Причины кризиса могут  подразделяться на объективные, связанные  с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные  ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.) Причины  кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

Если согласиться с  тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно  сделать вывод, что опасность  кризиса существует постоянно, его  необходимо предвидеть и прогнозировать.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация  кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия  кризиса могут сводиться к  резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит  от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной  методологии.

Если есть классификация  и знание типа кризиса, есть возможности  снижения его воздействия, обеспечения  безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие  и локальные кризисы. Общие кризисы  охватывают всю социально-экономическую  систему, локальные – одну или  несколько подсистем.

По проблематике кризиса  следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных пре-имуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.

Информация о работе Кризис в организации и его характеристика