Кризис в организации и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:05, доклад

Описание

Понятие кризиса и причины его возникновения. Типология (разновидности) кризисов. Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью. Эффективность антикризисного управления.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 64.36 Кб (Скачать документ)

В совокупности социальных кризисов следует указать политический кризис – противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

Организационные кризисы  возникают вследствие противоречий в процессах обособления и  интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется  обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.

Психологические кризисы  – это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности  работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис – это  кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности  в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются  на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия.

Рис. 1. Классификация кризисов

 

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут  предсказываться и возникают  под воздействием объективных факторов развития – необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов под воздействием макроэкономических факторов.

Неожиданные кризисы возникают  вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социальноэкономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие.

Глубокие кризисы могут  дестабилизировать части или  всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают  более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также  делится на кратковременные и затяжные.

Фактор времени чрезвычайно  важен в кризисной ситуации, чем  длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны  с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

 

 

 

 

 

 
Причина кризиса - это события или  явления, вследствие которых появляются факторы кризиса. 
 
Причины кризиса: 
 
1. Объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации. 
 
2. Субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении. 
 
3. Природные, обусловленные особенностями климата, землетрясениями и др. 
 
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. 
 
Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность наступления кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса – может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. 
 
Существует возможность консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться и определенными политическими причинами. Последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: их причинами и возможностью управления процессами кризисного развития. 
 
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми. [табл.2] 
1.2 Классификация кризисов 
 
Предлагается следующая классификация кризисов на предприятии или в организации с учетом многообразия форм проявления кризисов и их классификаций в источниках по различным критериям: 
 
1.Срокам развития: 
 
•продолжительный кризис, с большим промежутком времени и медленным развитием; 
 
•краткосрочный, быстрый, с минимальным промежутком времени. 
 
2.Направлениям деятельности организации: 
 
•локальный, по одному или нескольким направлениям деятельности, например, кризис управления (менеджмента), то есть отсутствие высокопрофессиональных менеджеров, способных модернизировать управление предприятием; 
 
•системный, по всей системе деятельности предприятия. 
 
3.Стратегии развития предприятия: 
 
•кризис роста, то есть отсутствие нововведений не позволяет увеличивать производительность труда и производства продукции; 
 
•застоя (стагнации), не способность предприятия к модернизации, то есть обновлению; 
 
•упадка, неэффективное использование оборотных средств приводит к снижению показателя ликвидности. 
 
4.Причинам появления и развития кризиса: 
 
•экзогенные, зависящие от внешних процессов, происходящих вне организации, но влияющих на ее деятельность (социальных, экономических, технологических и политических); 
 
•эндогенные, процессы, происходящие внутри организации. Например, когда фирма стремиться к максимальному успеху и не учитывает, что предельные состояния - нежизнеспособны. В реальном мире жизнеспособен только синтез противоположных интересов и тенденций в допустимых пределах. Успехом можно считать соотношение прибылей и убытков приблизительно как 2 : 1. 
 
5.Стадиям жизненного цикла организации или предприятия: 
 
•кризис создания, когда отсутствует удовлетворительное текущее финансовое обеспечение и не планируется бюджет развития; 
 
•кризис роста, возникает при снижении прибыльности; 
 
•сокращение доли рынка приводит к кризису на стадии зрелости, стабильной деятельности предприятия; 
 
•на стадии старения основная причина кризиса - потеря ликвидности. 
 
6.Агрегированному состоянию кризисов: 
 
•потенциальный (возможный), может быть на стадии создания организации; 
 
•латентный (скрытый), такой кризис можно не заметить на стадии роста организации, когда продукция предприятия пользуется спросом, и фирма имеет максимальную прибыль. Но при этом нарастает сопротивление окружающей среды, появляется множество конкурентов; 
 
•острый, преодолимый кризис, характерен для стадии зрелости (стабилизации) в деятельности организации, когда фирма стремиться к инновациям; 
 
•острый, непреодолимый кризис может развиться на стадии старения фирмы, неспособной к модернизации, то есть к радикальным изменениям. 
 
7.Целям предприятия: 
 
•кризис стратегий - угроза потенциала роста и развития предприятия или его потеря; 
 
•достижение результатов - угроза целям, эффективным результатам деятельности или потеря их; 
 
•кризис ликвидности - опасность потери ликвидности, а отсюда возникновение дефицита бюджета; 
 
•банкротство - неликвидность, дефицит бюджета предприятия и невозможность выхода из кризиса. 
1.3 Признаки кризиса в организации и стадии его развития 
 
Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а, следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения. 
 
Преодоление кризисов – управляемый процесс. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления. В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере. 
 
Наиболее полное представление признаков кризиса дает Винер и Каан. С помощью 11 признаков им удалось наиболее полно описать понятие кризиса: 
 
- кризисы - это часто переломный пункт в развивающейся смене событий и действий; 
 
-они часто образуют ситуацию, при которой огромное значение играет неотложность, срочность действий; 
 
-они угрожают целям и ценностям; 
 
-их последствия носят тяжелый характер для будущего, задействованных в нем участников; 
 
-они состоят из событий, которые создают новые условия для достижения успеха; 
 
-они привносят неопределенность в оценку ситуации и в разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса; 
 
-они снижают контроль над событиями и их влиянием; 
 
-они снижают время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у участников; 
 
-имеющаяся в распоряжении у участников информация, как правило, недостаточна; 
 
-они вызывают нехватку имеющегося в распоряжении у участников времени; 
 
-меняют отношения между участниками; 
 
Правомерно и необходимо разделение кризисного процесса на стадии, что облегчает как ранее его распознавание, так и обоснование системы мер по его сглаживанию, преодолению. [табл.1] 
 
Ф. Гельрих выделяет следующие стадии кризиса: 
 
1.Потенциальный кризис. Кризис предприятия, как процесс, находит свое начало в фазе потенциального, то есть, только возможного, но еще не реального кризиса. Из-за отсутствия его достоверных симптомов, данное состояние предприятия характеризуется как «квазинормальное», то есть, практически, как состояние, в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время, точку отсчета возникновения кризисной ситуации. 
 
2.Латентный, скрытый кризис. Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым, уже имеющимся или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействие которого не определяемо имеющимся в наличии у предприятия стандартным инструментарием. Но применение специальных методик раннего распознавания позволяет на этой стадии оказать активное воздействие на латентный кризис с помощью предупреждающих мероприятий. То есть, на данной стадии имеющийся в наличии у предприятия потенциал преодоления кризиса, как правило, не используется в полном объеме. Основной упор здесь делается на применении систем раннего оповещения, распознавания. 
 
3.Острый преодолимый кризис. На этом этапе непосредственное «ощущение» предприятием исходящего от кризиса негативного воздействия. Вместе с этим усиливается интенсивность деструктивных влияний, направленных против предприятия, что вызывает резкую нехватку, давление времени, срочность и неотложность принятия решений. На данной стадии еще есть возможность преодоления острого кризиса, так как имеющийся в наличии потенциал достаточен, хотя требуется мобилизация все больших сил предприятия. 
 
4.Острый непреодолимый кризис. Если не удается преодолеть острый кризис, то предприятие вступает в последнюю стадию развития кризисного процесса, которая заканчивается его ликвидацией. То есть, на этом этапе требования для преодоления кризиса значительно превышают имеющийся потенциал. Кроме того, справиться с кризисной ситуацией невозможно, отчасти из-за отсутствия или неудачных мероприятий, действий, из-за все более увеличивающегося давления времени и из-за усиливающейся интенсивности направленных против предприятия деструктивных воздействий.[8] 

 

 

 

 

1. Причины возникновения  кризисов и их роль в социально-экономическом  развитии общества

1.1 Причины возникновения и типология кризисов

Кризис - период острого затруднения, обострения противоречий в процессе социально-экономического развития общества.

Причины кризиса могут  быть: 1) объективными, связанными с  устаревшей материально-технической  базой и необходимостью реструктуризации экономики; 2)субъективными, вызванными ошибками в управлении; 3) природными, проявляющимися вследствие наводнений, землетрясений, климатических аномалий.

Причины кризиса можно  также разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны с тенденциями развития мировой экономики, политической ситуацией в стране, наличием конкурентной борьбы, а внутренние причины - с рискованной экономической стратегией фирмы, недостатками в организации производства, ошибками в управлении, внутренними конфликтами, неграмотной инвестиционной политикой.

В качестве последствий кризиса  можно представить оздоровление ситуации, разрушение конфликтного процесса или фирмы, а также возникновение  нового кризиса. Последствия кризиса  могут вести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и  последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии фирмы могут быть долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Поскольку кризисы различаются  по причинам, последствиям и своей  сути, необходимо их классифицировать, что позволит выработать механизм управления ими. По масштабам проявления можно  выделить общие кризисы, охватывающие всю социально-экономическую систему, а также локальные, влияющие только на ее часть. По проблематике они подразделяются на макрокризисы, имеющие большие масштабы и объемы проблематики, и микрокризисы, охватывающие только отдельную проблему.

По специфике проявления выделяют следующие кризисы.

1. Экономический, характеризующий острое обострение финансового состояния фирмы или в целом общества.

2. Социальный, обостряющий противоречия различных социальных групп: работников и работодателей, персонала и менеджеров, специалистов различных профессий. В рамках социального кризиса выделяют политический, характеризующий кризис власти, политического устройства общества.

3. Организационный, проявляющийся  как кризис разделения и интеграции  деятельности, распределения функций,  отделение филиалов или дочерних  предприятий.

4. Психологический, характеризующийся неустойчивостью социально-психологического климата общества или отдельного коллектива. Он проявляется в виде неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением, чувства неудовлетворенности в будущем.

5. Технологический, обостряющий противоречия между тенденциями, возможностями и последствиями научно-технического прогресса (например, использование атомной энергии). Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризиса отторжения новых технологических решений в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.

6. Природный, вызванный нарушениями естественных условий жизнедеятельности человека (наводнения, землетрясения). Его разновидностью выступает экологический кризис, возникающий при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека. Это загрязнение окружающей среды, пренебрежение требованиями законов природного равновесия, возникновение опасных технологий, истощение ресурсов.

По характеру проявления кризисы можно классифицировать по следующим признакам:

1.Предсказуемые и неожиданные.  Первые выступают как этап  развития, они могут прогнозироваться  и вызываются объективными причинами  - потребности реструктуризации  производства, изменение структуры  потребительских интересов под  воздействием научно-технического  прогресса. Неожиданные же кризисы  часто бывают результатом или  грубых ошибок в управлении, или  каких-либо природных явлений,  или экономической зависимости.  В рамках предсказуемых кризисов  выделяется циклический кризис, возникающий периодически и имеющий  известные фазы своего наступления  и протекания.

2.Явные и скрытые. Первые  протекают заметно и легко  обнаруживаются. Вторые воздействуют  незаметно и поэтому наиболее  опасны.

3.Глубокие и легкие. Глубокие, острые кризисы зачастую ведут  к разрушению различных структур  социально-экономической системы.  Легкие, мягкие кризисы протекают  более последовательно и безболезненно,  они лучше поддаются управлению.

4.Затяжные и кратковременные.  Затяжные кризисы проходят болезненно  и сложно. Они часто являются  следствием неумения управлять  кризисными ситуациями, непониманием  сущности и характера кризиса,  его причин и возможных последствий.

2.2 Необходимость  антикризисного управления

Антикризисное управление - это деятельность менеджеров, направленная на предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его последствий для последующего развития.

Необходимость антикризисного управления связана с проблемами развития общества. Например, возникновение  кризисных ситуаций в экологии, наносящих  вред здоровью человека, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, ориентированные на совершенствование  технологии производственных процессов. Так, в атомной энергетике антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, поиска новых технологий.

Всю проблематику антикризисного управления можно дифференцировать на 4 группы:

1. Проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Фирме желательно своевременно заметить наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, осознать его характер с тем, чтобы вовремя выстроить и запустить в действие механизм антикризисного управления.

2. Методологические проблемы  жизнедеятельности организации.  В процессе их решения формируются  миссия и цель управления, определяются  пути, средства и методы управления  в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает прежде всего проблемы экономического характера, связанные с поиском дополнительных ресурсов и источников финансирования при диверсификации производства.

3. Проблемы технологии  антикризисного управления. Они включают проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения фирмы в кризисной ситуации, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений.

4. Проблемы селекции персонала,  которые всегда сопровождают  кризисные состояния.

2.4 Эффективность  антикризисного управления

Развитие антикризисного управления должно сопровождаться повышением его эффективности.

Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.

Факторы, определяющие эффективность  антикризисного управления:

1. Профессионализм и искусство  антикризисного управления. Особую  значимость имеют оперативность  и гибкость управления, которые  проявляются в быстрых и решительных  действиях, оперативных мерах,  корректировки системы менеджмента  в зависимости от складывающихся  ситуаций, адаптации к условиям  кризиса. Поэтому для антикризисного  управления особенно важно проводить  психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые  способны чутко реагировать на  приближение кризиса и управлять  в экстремальных ситуациях.

2.Стратегия и качество  антикризисных программ. При разработке управленческих решений следует обратить внимание на такие качественные параметры, как полнота отражения проблемы, конкретность, своевременность, организационная значимость.

3.Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Прежде  всего, сюда относится система  мониторинга кризисных ситуаций, которая представляет собой специально  организованные действия по определению  вероятности и реальности наступления  кризиса и необходима для его  своевременного обнаружения и  распознавания.

Информация о работе Кризис в организации и его характеристика