Лекции по "Корпоративное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:17, курс лекций

Описание

Тема 1. Введение в корпоративное управление
1. Понятие и сущность корпоративного управления
2. «Принципы корпоративного управления» Организации экономического сотрудничества и развития (см. файл)

3. Стандарты корпоративного управления: международный и отечественный опыт

Работа состоит из  1 файл

Корпоративное упрвление.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)


Лекция 1.

Тема 1. Введение в корпоративное управление

 

              Понятие и сущность корпоративного управления. «Принципы корпоративного управления» Организации экономического сотрудничества и развития. Стандарты корпоративного управления: международный и отечественный опыт.

              Тенденции и особенности корпоративного строительства в развитых странах мира. Факторы формирования спроса на корпоративное управление. Правовые модели корпоративного управления в зарубежных правопорядках. Особенности правового регулирования российской модели корпоративного управления.

Правовые аспекты организации системы корпоративного управления. Основные участники и механизмы процесса корпоративного управления. Организация контроля за менеджментом со стороны акционеров. Отношения между различными группами акционеров. Отношения компании с другими заинтересованными группами (стейкхолдерами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность корпоративного управления

Существует множество определений данного понятия. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующее определение:

Корпоративное управление представляет собой систему, с помощью которой осуществляются управление и контроль за деятельностью предпринимательской  организации. Его структура определяет права и обязанности лиц, входящих в корпорацию, например, членов совета директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных лиц, и устанавливает правила и порядок принятия решений по делам корпорации (Принципы корпоративного управления ОЭСР. М., 2002. С.4).

Корпоративное управление – это совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которого управляется и контролируется деятельность корпораций.

Корпоративное управление в узком смысле, как управление акциями, следует отличать от управления производством, организации производства и от непосредственной производственной деятельности (менеджмента).

Механизмы корпоративного управления – это инструменты корпоративного контроля.

Корпоративный контроль по-разному трактуется в разных правовых системах.

В континентальном праве контроль рассматривается как надзор, проверка деятельности определенных лиц, то в общем праве контроль понимают как господство над корпорацией.

Наибольшее распространение получила доктрина общего права, согласно которой корпоративный контроль понимают как результат распределения сил, позиций, возможностей, власти среди субъектов корпоративных отношений. Контроль не исчерпывается только концентрацией акций (долей участия) в руках одного или группы акционеров или участников. Контролировать деятельность корпорации – значит иметь возможность определять ее стратегию, политику, выбор долгосрочных целей.

Исходя из этого, выделяют:

                  акционерный контроль, который представляет собой возможность обеспечить принятие или отклонение решений органами управления корпорации, в том числе по вопросу формирования персонального состава этих органов;

                  производственно-хозяйственный контроль – контроль за предпринимательской деятельностью.

 

Участники корпоративного управления

                  сама корпорация;

                  учредители, участники (акционеры корпорации – мажоритарные и миноритарные собственники);

                  органы управления корпорации;

                  работники корпорации;

                  государство;

                  кредиторы корпорации (банки и владельцы эмитируемых ценных бумаг);

                  другие предпринимательские структуры (поставщики, потребители, клиенты, конкуренты корпорации).

              Сферы интересов указанных субъектов чаще всего не совпадают. Соотношение их интересов определяется конкретными обстоятельствами: численностью акционеров (участников), распределением контроля, наличием портфельных, иностранных инвесторов, долей государственной собственности, масштабом и сферой деятельности корпорации, позициями высшего менеджмента, сложившимися в трудовом коллективе традициями. Наличие у участников корпоративного управления различных интересов не создает неразрешимого противоречия. В преодолении конструктивных противоречий согласно диалектическому закону единства и борьбы противоположностей – суть развития любой организации. В основу правового регулирования деятельности корпорации должен быть положен принцип сочетания интересов всех возможных групп субъектов.

 

 

Конфликт интересов

              Как правовая категория конфликт интересов обозначает противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего), и личными интересами этого уполномоченного.

              Конфликт интересов следует понимать как ситуацию или состояние дел, когда интересы участников корпоративных отношений не совпадают с интересами самой корпорации и (или) других участников корпоративных отношений. Суть конфликта интересов состоит не в самом факте нарушения корпоративного интереса в пользу индивидуального или группового, а в возможности возникновения ситуации, когда встает вопрос выбора между интересом корпорации в целом и иными интересами.

              На преодоление конфликта интересов направлены нормы законодательства, регулирующие сделки, в отношении которых имеется заинтересованность, положения, направленные на обеспечение прав миноритарных акционеров.

              Законодательство должно обеспечивать баланс интересов всех субъектов корпоративных отношений.  Например, большое внимание к защите прав миноритарных акционеров может привести к злоупотреблениям с их стороны. Это явление получило название гринмейл (от англ. корпоративный шантаж), оно выражается в том числе в несогласовании владельцами малых пакетов акций сделок с заинтересованностью, важных для развития бизнеса, подаче многочисленных судебных исков. Термин «гринмейл» в классическом понимании характеризует ситуацию, при которой определенный пакет акций АО находится во владении недружелюбно настроенной в отношении данного АО группы лиц, что вынуждает компанию, являющуюся объектом шантажа, выкупить акции со значительной премией (т.е. по цене, превышающей их рыночную стоимость), чтобы избежать применения к ней процедуры поглощения.

 

 

 

2. «Принципы корпоративного управления» Организации экономического сотрудничества и развития (см. файл)

 

3. Стандарты корпоративного управления: международный и отечественный опыт

С начала 1990-х годов объединения инвесторов, международные организации, ведущие биржи, известные экспертные и исследовательские центры, правительства различных стран активно работали над выработкой принципов корпоративного управления, которые бы обеспечивали наиболее комфортные условия для деятельности инвесторов, прежде всего портфельных, эффективный баланс между интересами основных групп участников корпоративного управления. Результаты работы получили свое воплощение в «кодексах передовой практики корпоративного управления» (codes of best corporate governance practices).  В настоящее время международными организациями, объединениями инвесторов, правительствами различных стран и компаниями принято свыше 100 документов такого рода.

К их числу можно отнести следующие:

                  «Кодекс Кэдбери» (Великобритания, 1991 г., подготовлен комитетом под руководством А.Кэдбери, сформированным Советом по финансовой информации, Лондонской фондовой биржей и профессиональным союзом бухгалтерских служащих);

                  «Основные направления и проблемы корпоративного управления», подготовленные в 1994 г.  советом директоров «Дженерал Моторс»;

                  «Кодекс корпоративной практики и поведения» (ЮАР, 1994 г., Институт директоров ЮАР при поддержке Предпринимательской палаты ЮАР и фондовой биржи Йоханнесбурга);

                  «Доклад комиссии Вьено» (Франция, 1995 г., 1999 г.);

                  «Основные принципы и направления корпоративного управления в США» (США, 1998 г., Калифорнийский пенсионный фонд гражданских служащих в отставке – крупнейший институциональный инвестор);

                  «Принципы корпоративного управления ОЭСР» 1999 г.;

                  «Кодекс надлежащей практики» (Бразилия, 1999 г., Бразильский институт корпоративного управления);

                  Кодекс «Рекомендуемого корпоративного управления» (Индия, 1998 г., Конфедерация промышленности Индии) и др.

              Аналогичными документами, подготовленными на высоком уровне с точки зрения юридической техники,  обладают Мексика, Румыния, Финляндия, Южная Корея, Нидерланды, Польша, Германия, Турция и т.д.

Основу содержания кодексов корпоративного управления составляют рекомендации по основным правовым аспектам и компонентам процесса корпоративного управления в хозяйственных обществах, таким, как подготовка и проведение общего собрания акционеров, избрание и обеспечение деятельности советов директоров, исполнительного органа (правления, генерального директора), раскрытие информации о деятельности компании, подготовка и проведение крупных корпоративных решений (слияния, поглощения, реорганизация)  и др.

              В России в 2002 г. по инициативе регулятора фондового рынка - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (в настоящее время аналогичный орган называется Федеральная служба по финансовым рынкам) был принят  Кодекс корпоративного поведения.                Кодекс корпоративного поведения – рекомендательный акт, который представляет собой часть международной системы стандартов корпоративного управления. Кодекс распространяет свое действие на хозяйственные общества и касается в основном открытых акционерных обществ.

              Высокая значимость придается в этих документах раскрытию информации о наиболее важных сторонах деятельности компании. Общая степень прозрачности компании оценивается по уровню раскрытия финансовой и нефинансовой информации. Важнейшим компонентом прозрачности компании считается прозрачность ее структуры собственности, в частности, информирование существующих акционеров и публичное раскрытие информации о реальных (бенефициарных) владельцах пакетов акций, превышающих 5%. Если этот порог ниже, то степень прозрачности компании считается выше. При этом ответственность за раскрытие такой информации возлагается на компанию-эмитента. Нежелание бенефициарных акционеров раскрывать себя не принимается в качестве достаточного объяснения. Информация о номинальных держателях акций не считается отражающей реальную картину структуры акционерного капитала.

Компания должна раскрывать достаточно подробную информацию о составе совета директоров и исполнительного органа. Рекомендации «передовой практики» особенно акцентируют внимание на раскрытии информации о составе совета директоров, так как в странах с англо-американской моделью корпоративного управления, совет директоров выступает в качестве основного органа представления и защиты интересов акционеров. В частности, состав такой информации, помимо кратки биографических данных каждого члена совета, должен содержать сведения о его предшествующих местах работы за последних несколько лет, о занятии им мест в советах директоров других компаний, владении акциями данной компании, размере получаемого вознаграждения. Таким образом, данная информация должна предоставлять акционерам и заинтересованным группам (потенциальным акционерам) возможность понять, существует ли у того или иного члена совета директоров конфликт интересов (например, связанный с пребыванием в составе директоров конкурирующих компаний), какова связь его материальных интересов с интересами компании (например, через владение акциями),  каков его уровень профессионализма.

              При оценке раскрытия финансовой информации особое внимание обращается на наличие публичной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами учета, и аудиторского заключения, подготовленного в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Финансовая отчетность считается более содержательной, если в ней приводятся следующие рассчитанные показатели:

                  размер чистой прибыли по основному виду деятельности;

                  размер чистой прибыли в расчете на акцию;

                  размер чистой прибыли по основному виду деятельности общества в расчете на одну акцию;

                  отношение заемного капитала к собственному;

                  текущая и перспективная ликвидность активов.

              Большое значение для оценки уровня финансовой отчетности имеет раскрытие компанией информации о проведенных ею за отчетный период сделках, особенно, о сделках, в которых имеется заинтересованность. Такая информация оценивается высоко в случаях, если она раскрывает не только предмет и цену сделки, но стороны и выгодоприобретателей, существенные условия сделки, поясняет, какой орган одобрил сделку.

              Важное внимание уделяется оперативности раскрытия информации, как текущей, так и периодически предоставляемой отчетности.

              Важным источником информации для акционеров и других заинтересованных групп считается годовой отчет компании.

Информация о работе Лекции по "Корпоративное управление"