После завершения расчетов
с кредиторами составляется ликвидационный
бланк, который утверждается судом.
После завершения расчетов
с кредиторами конкурсный управляющий
обязан предоставить арбитражному
суду отчет о результатах проведения конкурсного
производства с приложением документов,
подтверждающих продажу имущества должника,
реестр требований кредиторов с указанием
размера погашенных требований и документы
подтверждающие погашение требований
кредиторов. Также управляющий должен
обеспечить возможность ознакомления
с отчетом любого из кредиторов.
В подавляющем большинстве
случаев после удовлетворения
требований кредиторов (не всех,
а части) никакого имущества
у должника не остается. В тоже
время, практике известны ситуации,
когда имущество, принадлежащее должнику,
оставалось, но не могло быть реализовано
на торгах, ни посредством заключения
договора купли-продажи без проведения
торгов.
В этом случае имущество
может быть передано учредителям
должника – юридического лица
или собственнику имущества должника
– унитарного предприятия. Такая
передача происходит только при
наличии заявления указанных
лиц на имя конкурсного управляющего,
т.е. исключительно в силу их
волеизъявления.
Если такое заявление
не поступает, то такое имущество
подлежит передаче на баланс
уполномоченного органа соответствующего
муниципального образования. Для
осуществления такой передачи
конкурсный управляющий должен
направить уполномоченному лицу
уведомление о наличии, составе,
расположении такого имущества.
С момента получения
такого уведомления у соответствующего
органа возникает обязанность
принять имущество в течение
месяца. По прошествии месяца уполномоченные
органы соответствующего муниципального
образования в силу закона начинают нести
все расходы по содержанию этого имущества.
После составления отчета о завершении
конкурсного производства оно вступает
в свою последнюю стадию. С этого момента
конкурсный управляющий не принимает
никаких требований кредиторов (до составления
отчета поступающие требования должны
быть приняты, рассмотрены и удовлетворены
из оставшегося на тот момент имущества).
Арбитражный суд на
основании изучения и проверки
отчета конкурсного управляющего
выносит определение о завершении
конкурсного производства. Затем
конкурсный управляющий представляет
определение арбитражного суда
в орган, осуществляющий государственную
регистрацию юридических лиц.
Конкурсный управляющий должен
представить указанное определение
в течение десяти дней со
дня его вынесения судом.
Далее, на основании
определения суда о завершении
конкурсного производства в единый
государственный реестр юридических
лиц вносится запись о ликвидации
должника. Момент внесения указанной
записи является, во-первых, моментом
завершения конкурсного производства;
во-вторых, моментом прекращения
полномочий управляющего; в-третьих,
моментом ликвидации должника
– юридического лица.
3.3 Завершение конкурсного
производства
После завершения расчетов
с кредиторами конкурсный управляющий
обязан предоставить арбитражному
суду отчет о результатах проведения конкурсного
производства с приложением документов,
подтверждающих продажу имущества должника,
реестр требований кредиторов с указанием
размера погашенных требований и документы
подтверждающие погашение требований
кредиторов. Также управляющий должен
обеспечить возможность ознакомления
с отчетом любого из кредиторов.
В подавляющем большинстве
случаев после удовлетворения
требований кредиторов (не всех,
а части) никакого имущества
у должника не остается. В тоже
время, практике известны ситуации,
когда имущество, принадлежащее
должнику, оставалось, но не могло
быть реализовано на торгах, ни
посредством заключения договора
купли-продажи без проведения
торгов.
В этом случае имущество
может быть передано учредителям
должника – юридического лица
или собственнику имущества должника
– унитарного предприятия. Такая
передача происходит только при
наличии заявления указанных
лиц на имя конкурсного управляющего,
т.е. исключительно в силу их
волеизъявления.
Если такое заявление
не поступает, то такое имущество
подлежит передаче на баланс
уполномоченного органа соответствующего
муниципального образования. Для
осуществления такой передачи
конкурсный управляющий должен
направить уполномоченному лицу
уведомление о наличии, составе,
расположении такого имущества.
С момента получения
такого уведомления у соответствующего
органа возникает обязанность
принять имущество в течение
месяца. По прошествии месяца уполномоченные
органы соответствующего муниципального
образования в силу закона начинают нести
все расходы по содержанию этого имущества.
После составления отчета о завершении
конкурсного производства оно вступает
в свою последнюю стадию. С этого момента
конкурсный управляющий не принимает
никаких требований кредиторов (до составления
отчета поступающие требования должны
быть приняты, рассмотрены и удовлетворены
из оставшегося на тот момент имущества).
Арбитражный суд на
основании изучения и проверки
отчета конкурсного управляющего
выносит определение о завершении
конкурсного производства. Затем
конкурсный управляющий представляет
определение арбитражного суда
в орган, осуществляющий государственную
регистрацию юридических лиц.
Конкурсный управляющий должен
представить указанное определение
в течение десяти дней со
дня его вынесения судом.
Далее, на основании
определения суда о завершении
конкурсного производства в единый
государственный реестр юридических
лиц вносится запись о ликвидации
должника. Момент внесения указанной
записи является, во-первых, моментом
завершения конкурсного производства;
во-вторых, моментом прекращения полномочий
управляющего; в-третьих, моментом ликвидации
должника – юридического лица.
Заключение
В заключение можно
сделать следующие выводы:
В рамках производства
по делу о несостоятельности
(банкротстве) ОАО «Совтрансавто-Ростов»
были проведены следующие процедуры банкротства:
наблюдение, внешнее управление, конкурсное
производство.
ОАО «Совтрансавто-Ростов»
– специализированное предприятие международных
автомобильных перевозок грузов. Организовано
приказом Министерства автомобильного
транспорта РСФСР в июне 1977 года как автопредприятие
международных перевозок.
Основными видами деятельности
ОАО «Совтрансавто-Ростов» в течение
анализируемого периода являются:
– осуществление международных
перевозок грузов автомобильным
транспортом;
– техническое обслуживание
и ремонт подвижного состава;
– сдача в аренду
автопоездов физическим и юридическим
лицам, как на территории России,
так и за ее пределами;
– оказание услуг
по хранению товаров на таможенном
терминале и складе временного
хранения;
– обучение и повышение
квалификации руководителей, специалистов
по программам учебного центра.
В течение рассматриваемого
периода деятельность предприятия
была убыточна: в 2002 г. убытки
от основного вида деятельности
составили 4821 тыс. руб., в 2003 г.
-19282 тыс. руб., в 2004 г. – 13030 тыс.
руб. выросли почти в 2,7 раза.
Это связанно со снижением
объема перевозок.
Со второго полугодия
2004 г. ОАО «Совтрансавто-Ростов»
не располагает ни единой единицей подвижного
состава, состоянию на 01.07.04 весь подвижной
состав тягачей в количестве 158 шт. по требованию
лизингодателя возвращен владельцу. С
01.07.2004 прекращена деятельность международных
перевозок грузов, 70% списочного состава
работников сокращено.
В настоящий момент
деловая активность общества
практически сведена к нулю. У
предприятия отсутствуют активные
основные фонды и производственный
персонал, необходимый для осуществления
производственной деятельности.
15 ноября 2005 г. ОАО «Совтрансавто-Ростов»
обратился в арбитражный суд с заявлением
о признании несостоятельности. В соответствии
со статьями 8 и 9 Федерального Закона РФ
от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)». Временным управляющим
утверждена член организации арбитражных
управляющих СРО НП НГТУ Рябоконь Ольга
Александровна.
Практически все предприятия,
попавшие в кризисную ситуацию
и объявленные неплатежеспособными,
заканчивают свою деятельность
конкурсным производством.
Конкурсное производство
– одна из процедур банкротства,
применяемая к должнику, признанному
банкротом, в целях соразмерного
удовлетворения требований кредиторов.
Процедура банкротства
– это единственный законный
способ в любой цивилизованной
законодательной системе вернуть
те долги, которые обычным способом
получить с предприятия невозможно:
с завершением процедуры конкурсного
производства все неудовлетворенные
долги попросту считаются погашенными.
Мы сталкиваемся с тем, что
кредиторы по обязательным платежам
в лице уполномоченного государственного
органа, на долю которого приходится
70 – 80% всей кредиторской задолженности,
по Закону не имеет права
участвовать и в голосовании
за утверждение плана внешнего
управления, ни войти в комитет
кредиторов, ни контролировать действия
арбитражного управляющего.
В тоже время конкурсные
кредиторы, доля которых в общей
сумме обязательств должника
часто не превышает 10–20%, практически
полностью контролируют процесс
несостоятельности. Другими словами,
Закон практически исключает
государство как самого крупного
кредитора из числа участников процедур
внешнего управления и конкурсного производства,
а также при заключении мирового соглашения
и удовлетворений кредиторов третьими
лицами.
Требования кредиторов
делятся на несколько категорий.
Во-первых, это требования
граждан о возмещении вреда
жизни и здоровью, причиненного
должником, – такие требования
удовлетворяются путем капитализации
соответствующих повременных платежей.
Во-вторых, это требования
по выплате выходных пособий
и по оплате труда лицам работающим
по трудовому договору; по выплате вознаграждений
по авторским договорам.
Требования кредиторов
этих двух очередей удовлетворяются
на этапе внешнего управления.
В-третьих, это требования
кредиторов по обязательствам, обеспеченным
залогом имущества должника.
В-четвертых, это требования
субъектов, не являющихся кредиторами,
– налоговых и иных уполномоченных
органов по платежам в бюджет
и внебюджетные фонды.
В-пятых, это все
остальные требования.
В плане конкурсного
управления ОАО «Совтрансавто-Ростов»
отмечено, что в ходе внешнего управления
полностью произведена капитализация
и выплата гражданам сумм по возмещению
вреда жизни и здоровью (первая очередь);
произведены расчеты по выплате выходных
пособий и оплате труда лицам, работающим
по трудовому договору, в том числе по
контракту, и выплата вознаграждения по
авторским договорам (вторая очередь),
а так же задолженности перед кредиторами
третьей очереди. Задолженности перед
кредиторами 4 и 5 очереди у предприятия
нет.
Список использованных источников
Гражданский кодекс
РФ;
Арбитражный процессуальный
кодекс РФ.
Федеральный Закон
РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)»;
Постановление Правительства
РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении
правил проведения арбитражным
управляющим финансового анализа».
Постановление Правительства
РФ от 27 декабря 2004 года № 855
«Об утверждении временных правил
проверки арбитражным управляющим
наличия признаков фиктивного
и преднамеренного банкротства»;
Приказ ФСФО от 23.01.2001
г. № 16 «Об утверждении «Методических
указаний по проведению анализа
финансового состояния организаций»;
Приказ Министерства
Финансов РФ и Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг
от 29.01.2003 г. № Юн «Об утверждении
порядка оценки стоимости чистых активов
акционерных обществ»;
Постановление Правительства
РФ от 29.05.2004 г. № 257 «Об обеспечении
интересов Российской Федерации
как кредитора в делах о
банкротстве и в процедурах
банкротства»;
Учредительные документы.
Справка о наличии
счетов в кредитных организациях.
Справки о финансово-хозяйственной
деятельности должника за подписью
главного бухгалтера и руководителя.
Астахов В.П. Анализ
финансовой устойчивости фирмы
и процедуры, связанные с банкротством
– М. Ось-89 2006.
Бандурин В.В., Ларицкий В.Е.
Проблемы управления несостоятельными
предприятиями в условиях переходной
экономики. – М.: Наука и экономика, 2006.