Результатом признания
или объявления банкротом является
справедливое, т.е. соразмерное и
исполненное в определенном законом
очередности удовлетворение требований
кредиторов, бюджета, государственных
внебюджетных фондов. Поэтому причиняемый
в результате неуплаты долгов при фиктивном
банкротстве крупный ущерб заключается
также в непоступлении кредиторам, налоговым
и иным уполномоченным органам того, что
им причитается.
Если нельзя вменить
норму о фиктивном банкротстве,
обычно применяется ст. 159 УК РФ
«Мошенничество», которая грозит
более строгим наказанием (до 10 лет
лишения свободы с конфискацией
имущества). Однако между этими
преступлениями существуют различия.
При фиктивном банкротстве ущерб
причиняется в результате невозвращения
(несвоевременного возвращения)
должного. Мошенничество же представляет
собой одну из форм посягательств
на собственность, при котором
либо изымается чужое имущество, либо
на такое имущество незаконно приобретается
право.
В соответствии с
Методическими рекомендациями по
проведению экспертизы о наличии
(отсутствии) признаков фиктивного
или преднамеренного банкротства,
утвержденными распоряжением ФСДН
РФ от 8 октября 1999 г. №33-р, определение
признаков фиктивного банкротства
производится только при наличии
в производстве дела о банкротстве
организации – должника, возбужденного
арбитражным судом по заявлению
должника. Признаком фиктивного
банкротства является наличие
у должника возможности удовлетворить
в полном объеме требование кредиторов
на дату обращения должника в арбитражный
суд с заявлением о признании его несостоятельным
(банкротом). Для этого определяется обеспеченность
краткосрочных обязательств должника
его оборотными активами.
При этом в краткосрочных
обязательствах кроме величины
основного долга необходимо учитывать
величину признанных штрафов,
пеней и иных финансовых (экономических)
санкций. Оборотные активы по
возможности рассматриваются с
учетом их ликвидности.
1.4.5 Преднамеренное банкротство
В соответствии со
ст. 196 УК РФ преднамеренное банкротство
– это умышленное создание
или увеличение неплатежеспособности,
совершенное руководителем или
собственником коммерческой организации,
а равно индивидуальным предпринимателем
в личных интересах или интересах
иных лиц, причинившее крупный
ущерб либо иные тяжкие последствия.
Увеличение неплатежеспособности
может совершаться путем заключения
заведомо невыгодных сделок, принятия
на себя чужих долгов в качестве
поручителя и других действий.
Для признания указанных
действий преступными необходимо,
чтобы они повлекли крупный
ущерб либо иные тяжкие последствия
(в том числе значительные убытки
либо крах организаций-кредиторов
умышленно обанкротившегося лица,
неуплату налогов, нарушение трудовых
прав работников обанкротившейся
фирмы (потеря ими работы, невыплата
зарплаты и т.п.), прекращение выпуска
необходимой для региона продукции
и др.).
Банкротство расценивается
как преднамеренное в случае,
если создание или увеличение
неплатежеспособности, повлекшее тяжкие
последствия, происходит умышленно
и, кроме того, делается это
в личных интересах нарушителя
или интересах иных лиц. Руководитель
может привести возглавляемую
им организацию к состоянию
неплатежеспособности и неумышленно,
пусть даже в результате грубых
упущений, ошибок, очевидной экономической
безграмотности, посчитав проводимые
им финансовые или торговые
операции прибыльными. В таком случае
закон не разрешает привлекать лицо к
уголовной ответственности.
Определение признаков
преднамеренного банкротства производится
в случае возбуждения арбитражным
судом производства по делу
о банкротстве и при наличии
оснований предполагать неправомерные
действия лиц, которые имеют
право давать обязательные для
должника указания либо имеют
возможность иным образом определять
его действия. Эти признаки могут
быть установлены и в течение
периода, предшествующего возбуждению
дела, и в ходе процедур банкротства
(за исключением конкурсного производства).
Признаки преднамеренного
банкротства: действия вышеназванных
лиц, обусловившие неспособность
должника удовлетворить требования
кредиторами по денежным обязательствам
и (или) уплатить обязательные
платежи.
В соответствии с
Методическими рекомендациями по
проведении экспертизы о наличии
(отсутствии) признаков фиктивного
или преднамеренного банкротства
с целью выявления преднамеренного
банкротства проводится следующий
анализ финансово-хозяйственной
деятельности должника:
1) рассчитываются показатели,
характеризующие изменения обеспеченности
обязательств должника перед
его кредиторами;
2) если были установлены
существенные ухудшения в показателях
обеспеченности обязательств, проводится
экспертиза сделок должника за
анализируемый период, реализация
которых могла быть причиной
динамики показателей. При этом
к заведомо невыгодным условиям
сделки для должника относят:
– занижение или
завышение цены на поставляемые
(при обретаемые) товары, работы, услуги
по сравнению со сложившейся рыночной
конъюнктурой. Кстати, если цены то варов,
работ, услуг отклоняются в сторону повышения
или понижения более чем на 20% от рыночной
цены идентичных (однородных) товаров,
работ, услуг, налоговый орган вправе вынести
мотивированное решение о доначислении
налога и пени, рассчитанных таким образом,
как если бы результаты этой сделки были
оценены исходя из применения рыночных
цен (ст. 40 НК РФ);
– заведомо невыгодные
для должника сроки и (или)
способы оплаты по реализованному
или приобретенному имуществу;
– любые формы отчуждения
или обременения обязательства
ми должника, если они не сопровождаются
эквивалентным сокращением задолженности.
1.5 Предупреждение банкротства
Законом о банкротстве
2002 г. предусмотрено проведение
мер по предупреждению банкротства
организаций (ст. 30) и досудебной
санации (ст. 31).
Учредители (участники)
должника, собственник имущества
должника – унитарного предприятия,
федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ, органы местного
самоуправления обязаны принимать
меры по предупреждению банкротства
организаций.
До момента подачи
заявления о признании должника
банкротом меры по его финансовому
оздоровлению могут принимать
не только учредители (участники),
собственники имущества, но и
кредиторы и иные лица на
основании соглашения с должником.
Под досудебной санацией
понимаются меры по восстановлению
платежеспособности должника, применяемые
собственником имущества должника
– унитарного предприятия, учредителями
(участниками) должника, его кредиторами
и иными лицами в целях предупреждения
банкротства.
Досудебная санация
осуществляется в форме предоставления
финансовой помощи должнику в
размере, достаточном для погашения
денежных обязательств и обязательных
платежей и восстановления платежеспособности
должника – предприятия.
В законе не регламентируются
ни порядок, ни сроки, ни
ответственность участников процедуры,
ни контроль за проведением процедуры
досудебной санации. Фактически все эти
меры осуществляются в рамках антикризисного
управления, т.е. управления, направленного
на вывод предприятия из кризисного состояния
и на предотвращение появления такого
состояния. Основными этапами антикризисного
управления являются разработка бизнес-плана
финансового оздоровления на основе оценки
и диагностика финансового состояния
фирмы, а также выбор и реализация антикризисных
процедур.
Одним из основных
способов, используемых для выхода
предприятия из кризиса, является
его реорганизация (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1. Реорганизация
предприятияФормы реорганизации Формула
Нормативные документы: закон
об акционерных обществах. Закон
об обществах с ограниченной ответственностью,
ГК РФ
Слияние – возникновение
нового общества путем передачи ему
всех прав и обязанностей двух или
нескольких обществ с превращением
последних А+ Б = В
Присоединение – прекращение
одного из нескольких обществ с передачей
всех прав и обязанностей их правопреемнику,
которым является юридическое лицо,
к которому осуществлено присоединение А
+ Б = А
Разделение – прекращение
общества с прекращением всех прав
и обязанностей вновь создаваемым
обществом А = Б и В
Выделение – создание одного
или нескольких обществ с передачей
им части прав и обязанностей реорганизуемого
общества без прекращения последнего А
= А и Б
Преобразование – форма
реорганизации, в результате которой
юридическое лицо одной организационно-правовой
формы преобразуется в юридическое
лицо другой организационно-правовой
формы и при этом к вновь
образованному юридическому лицу переходят
все права и обязанности реорганизованного АО
= ООО
Другой формой, используемой
в целях оздоровления предприятия и недопущения
его банкротства является доверительное
управление. По договору доверительного
управления имуществом одна сторона (учредитель
управления) передает другой стороне (доверительному
управляющему) на определенный срок имущество
в доверительное управление, а другая
сторона обязуется осуществлять управление
этим имуществом в интересах учредителя
управления или другого лица, указанного
учредителем управления (выгодоприобретателем).
Договор заключается в том случае, когда
собственник имущества поручает доверительному
управляющему эффективно управлять своим
имуществом.
Разбирательство дел
о банкротстве в арбитражном
суде. Дела о банкротстве находятся
в компетенции арбитражного суда.
Арбитражные суды рассматривают
дела о банкротстве юридических
лиц и граждан по правилам,
предусмотренным АПК РФ.
С 1 сентября 2002 г. вступил
в действие новый АПК № 95-ФЗ
от 4 июля 2002 г., в котором предусмотрена
гл. 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности
(банкротстве)».
Вынесенные определения
суда, обжалование которых предусмотрено
законодательством, могут быть
обжалованы в арбитражном суде
апелляционной инстанции в течение
10 дней со дня их вынесения.
Рассмотрение дел о
несостоятельности производится
по месту нахождения должника
– юридического лица или по
месту жительства гражданина.
Особенностью процесса
банкротства является отсутствие
истца и ответчика, – есть
только заявитель, которым может
быть должник, конкурсный кредитор
и уполномоченные органы.
От имени должника
выступает руководитель должника
– юридического лица или арбитражный
управляющий (в соответствии с
законодательством) и должник
гражданин, соответственно.
Руководитель юридического
лица управляет должником до
суда и во время процедур
наблюдения и финансового оздоровления.
Во время этих двух процедур
его функции ограничены, действия
контролируются управляющим, назначенным
арбитражным судом. Во время
конкурсного производства и внешнего
управления функции по управлению
переходят к арбитражному (конкурсному
или внешнему) управляющему. После заключения
мирового соглашения и при благополучном
для предприятия исходе финансового оздоровления
и внешнего управления руководство организацией
вновь переходит к его руководителю, прежнему
или вновь назначенному.
От имени собственника
имущества, учредителей, участников
должника в процессе может
участвовать представитель.
В качестве арбитражного
управляющего арбитражным судом
может быть назначено физическое
лицо, зарегистрированное как индивидуальный
предприниматель, обладающее специальными
знаниями и опытом работы. С
1 марта 1999 г. арбитражные управляющие
действовали на основании лицензии
арбитражного управляющего, выдаваемой
Федеральной службой по финансовому
оздоровлению и банкротству. Лицензия
была своего рода страховкой
от неправомерных действий арбитражных
управляющих, поскольку эту лицензию
можно было отозвать в случае
неисполнения арбитражным управляющим
своих обязанностей. По новому
закону регулированием и обеспечением
деятельности арбитражных управляющих
должны заниматься специально
созданные некоммерческие организации
– саморегулируемые организации
арбитражных управляющих, членом
хотя бы одной из которых
должен быть арбитражный управляющий.
Закон о банкротстве
содержит права и обязанности
арбитражного управляющего.
Возможны случаи, когда
деятельность арбитражного управляющего
приводит к убыткам. В связи
с этим новый закон о банкротстве
в качестве финансового обеспечения
ответственности арбитражного управляющего
обязует его заключить договор
страхования ответственности на
срок не менее года с его
обязательным последующим возобновлением
на тот же срок в сумме
не менее 3 млн. руб. в год.