Процедура конкурсного производства в системе арбитражного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:34, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы- изучение процедуры конкурсного производства в системе арбитражного управления.

Исходя из цели задачами работы являются:

– рассмотреть понятие банкротства и правовое регулирование процедур несостоятельности предприятия;

– охарактеризовать порядок проведения процедуры наблюдения на предприятии ОАО «Совтрансавто-Ростов;

– сделать анализ финансового состояния ОАО «Совтрансавто-Ростов»;

– изучить процедуру конкурсного производство на примере ОАО «Совтрансавто-Ростов».

Работа состоит из  1 файл

пример работы.docx

— 105.62 Кб (Скачать документ)

 

 Результатом признания  или объявления банкротом является  справедливое, т.е. соразмерное и  исполненное в определенном законом очередности удовлетворение требований кредиторов, бюджета, государственных внебюджетных фондов. Поэтому причиняемый в результате неуплаты долгов при фиктивном банкротстве крупный ущерб заключается также в непоступлении кредиторам, налоговым и иным уполномоченным органам того, что им причитается.

 

 Если нельзя вменить  норму о фиктивном банкротстве,  обычно применяется ст. 159 УК РФ  «Мошенничество», которая грозит  более строгим наказанием (до 10 лет  лишения свободы с конфискацией  имущества). Однако между этими  преступлениями существуют различия. При фиктивном банкротстве ущерб  причиняется в результате невозвращения  (несвоевременного возвращения)  должного. Мошенничество же представляет  собой одну из форм посягательств  на собственность, при котором либо изымается чужое имущество, либо на такое имущество незаконно приобретается право.

 

 В соответствии с  Методическими рекомендациями по  проведению экспертизы о наличии  (отсутствии) признаков фиктивного  или преднамеренного банкротства,  утвержденными распоряжением ФСДН  РФ от 8 октября 1999 г. №33-р, определение  признаков фиктивного банкротства  производится только при наличии  в производстве дела о банкротстве  организации – должника, возбужденного  арбитражным судом по заявлению  должника. Признаком фиктивного  банкротства является наличие  у должника возможности удовлетворить  в полном объеме требование кредиторов на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). Для этого определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.

 

 При этом в краткосрочных  обязательствах кроме величины  основного долга необходимо учитывать  величину признанных штрафов,  пеней и иных финансовых (экономических)  санкций. Оборотные активы по  возможности рассматриваются с  учетом их ликвидности.

 

 

1.4.5 Преднамеренное банкротство

 

 В соответствии со  ст. 196 УК РФ преднамеренное банкротство  – это умышленное создание  или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или  собственником коммерческой организации,  а равно индивидуальным предпринимателем  в личных интересах или интересах  иных лиц, причинившее крупный  ущерб либо иные тяжкие последствия.

 

 Увеличение неплатежеспособности  может совершаться путем заключения  заведомо невыгодных сделок, принятия  на себя чужих долгов в качестве  поручителя и других действий.

 

 Для признания указанных  действий преступными необходимо, чтобы они повлекли крупный  ущерб либо иные тяжкие последствия  (в том числе значительные убытки  либо крах организаций-кредиторов  умышленно обанкротившегося лица, неуплату налогов, нарушение трудовых  прав работников обанкротившейся  фирмы (потеря ими работы, невыплата  зарплаты и т.п.), прекращение выпуска  необходимой для региона продукции  и др.).

 

 Банкротство расценивается  как преднамеренное в случае, если создание или увеличение  неплатежеспособности, повлекшее тяжкие  последствия, происходит умышленно  и, кроме того, делается это  в личных интересах нарушителя  или интересах иных лиц. Руководитель  может привести возглавляемую  им организацию к состоянию  неплатежеспособности и неумышленно,  пусть даже в результате грубых  упущений, ошибок, очевидной экономической  безграмотности, посчитав проводимые  им финансовые или торговые  операции прибыльными. В таком случае закон не разрешает привлекать лицо к уголовной ответственности.

 

 Определение признаков  преднамеренного банкротства производится  в случае возбуждения арбитражным  судом производства по делу  о банкротстве и при наличии  оснований предполагать неправомерные  действия лиц, которые имеют  право давать обязательные для  должника указания либо имеют  возможность иным образом определять  его действия. Эти признаки могут  быть установлены и в течение  периода, предшествующего возбуждению  дела, и в ходе процедур банкротства  (за исключением конкурсного производства).

 

 Признаки преднамеренного  банкротства: действия вышеназванных  лиц, обусловившие неспособность  должника удовлетворить требования  кредиторами по денежным обязательствам  и (или) уплатить обязательные  платежи.

 

 В соответствии с  Методическими рекомендациями по  проведении экспертизы о наличии  (отсутствии) признаков фиктивного  или преднамеренного банкротства  с целью выявления преднамеренного  банкротства проводится следующий  анализ финансово-хозяйственной  деятельности должника:

 

1) рассчитываются показатели, характеризующие изменения обеспеченности  обязательств должника перед  его кредиторами;

 

2) если были установлены  существенные ухудшения в показателях  обеспеченности обязательств, проводится  экспертиза сделок должника за  анализируемый период, реализация  которых могла быть причиной  динамики показателей. При этом  к заведомо невыгодным условиям  сделки для должника относят:

 

 – занижение или  завышение цены на поставляемые (при обретаемые) товары, работы, услуги по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой. Кстати, если цены то варов, работ, услуг отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен (ст. 40 НК РФ);

 

 – заведомо невыгодные  для должника сроки и (или)  способы оплаты по реализованному  или приобретенному имуществу;

 

 – любые формы отчуждения  или обременения обязательства  ми должника, если они не сопровождаются  эквивалентным сокращением задолженности.

 

 

1.5 Предупреждение банкротства

 

 

 Законом о банкротстве  2002 г. предусмотрено проведение  мер по предупреждению банкротства  организаций (ст. 30) и досудебной  санации (ст. 31).

 

 Учредители (участники)  должника, собственник имущества  должника – унитарного предприятия,  федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления обязаны принимать  меры по предупреждению банкротства  организаций.

 

 До момента подачи  заявления о признании должника  банкротом меры по его финансовому  оздоровлению могут принимать  не только учредители (участники), собственники имущества, но и  кредиторы и иные лица на  основании соглашения с должником.

 

 Под досудебной санацией  понимаются меры по восстановлению  платежеспособности должника, применяемые  собственником имущества должника  – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами  и иными лицами в целях предупреждения  банкротства.

 

 Досудебная санация  осуществляется в форме предоставления  финансовой помощи должнику в  размере, достаточном для погашения  денежных обязательств и обязательных  платежей и восстановления платежеспособности  должника – предприятия.

 

 В законе не регламентируются  ни порядок, ни сроки, ни  ответственность участников процедуры,  ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение появления такого состояния. Основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностика финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур.

 

 Одним из основных  способов, используемых для выхода  предприятия из кризиса, является  его реорганизация (см. табл. 1.1).

 

 

 Таблица 1.1. Реорганизация  предприятияФормы реорганизации Формула

Нормативные документы: закон  об акционерных обществах. Закон  об обществах с ограниченной ответственностью, ГК РФ

Слияние – возникновение  нового общества путем передачи ему  всех прав и обязанностей двух или  нескольких обществ с превращением последних А+ Б = В

Присоединение – прекращение  одного из нескольких обществ с передачей  всех прав и обязанностей их правопреемнику, которым является юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение А + Б = А

Разделение – прекращение  общества с прекращением всех прав и обязанностей вновь создаваемым  обществом А = Б и В

Выделение – создание одного или нескольких обществ с передачей  им части прав и обязанностей реорганизуемого  общества без прекращения последнего А = А и Б

Преобразование – форма  реорганизации, в результате которой  юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразуется в юридическое  лицо другой организационно-правовой формы и при этом к вновь  образованному юридическому лицу переходят  все права и обязанности реорганизованного АО = ООО

 

 

 

 Другой формой, используемой в целях оздоровления предприятия и недопущения его банкротства является доверительное управление. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого лица, указанного учредителем управления (выгодоприобретателем). Договор заключается в том случае, когда собственник имущества поручает доверительному управляющему эффективно управлять своим имуществом.

 

 Разбирательство дел  о банкротстве в арбитражном  суде. Дела о банкротстве находятся  в компетенции арбитражного суда. Арбитражные суды рассматривают  дела о банкротстве юридических  лиц и граждан по правилам, предусмотренным АПК РФ.

 

 С 1 сентября 2002 г. вступил  в действие новый АПК № 95-ФЗ  от 4 июля 2002 г., в котором предусмотрена гл. 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)».

 

 Вынесенные определения  суда, обжалование которых предусмотрено  законодательством, могут быть  обжалованы в арбитражном суде  апелляционной инстанции в течение  10 дней со дня их вынесения.

 

 Рассмотрение дел о  несостоятельности производится  по месту нахождения должника  – юридического лица или по  месту жительства гражданина.

 

 Особенностью процесса  банкротства является отсутствие  истца и ответчика, – есть  только заявитель, которым может  быть должник, конкурсный кредитор  и уполномоченные органы.

 

 От имени должника  выступает руководитель должника  – юридического лица или арбитражный  управляющий (в соответствии с  законодательством) и должник  гражданин, соответственно.

 

 Руководитель юридического  лица управляет должником до  суда и во время процедур  наблюдения и финансового оздоровления. Во время этих двух процедур  его функции ограничены, действия  контролируются управляющим, назначенным  арбитражным судом. Во время  конкурсного производства и внешнего  управления функции по управлению  переходят к арбитражному (конкурсному или внешнему) управляющему. После заключения мирового соглашения и при благополучном для предприятия исходе финансового оздоровления и внешнего управления руководство организацией вновь переходит к его руководителю, прежнему или вновь назначенному.

 

 От имени собственника  имущества, учредителей, участников  должника в процессе может  участвовать представитель.

 

 В качестве арбитражного  управляющего арбитражным судом  может быть назначено физическое  лицо, зарегистрированное как индивидуальный  предприниматель, обладающее специальными  знаниями и опытом работы. С  1 марта 1999 г. арбитражные управляющие  действовали на основании лицензии  арбитражного управляющего, выдаваемой  Федеральной службой по финансовому  оздоровлению и банкротству. Лицензия  была своего рода страховкой  от неправомерных действий арбитражных  управляющих, поскольку эту лицензию  можно было отозвать в случае  неисполнения арбитражным управляющим  своих обязанностей. По новому  закону регулированием и обеспечением  деятельности арбитражных управляющих  должны заниматься специально  созданные некоммерческие организации  – саморегулируемые организации  арбитражных управляющих, членом  хотя бы одной из которых  должен быть арбитражный управляющий.

 

 Закон о банкротстве  содержит права и обязанности  арбитражного управляющего.

 

 Возможны случаи, когда  деятельность арбитражного управляющего  приводит к убыткам. В связи  с этим новый закон о банкротстве  в качестве финансового обеспечения  ответственности арбитражного управляющего  обязует его заключить договор  страхования ответственности на  срок не менее года с его  обязательным последующим возобновлением  на тот же срок в сумме  не менее 3 млн. руб. в год.

Информация о работе Процедура конкурсного производства в системе арбитражного управления