Процедуры несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и исследование совокупности материальных и процессуальных норм, регулирующих указанные правоотношения, изучение и обобщение теоретического материала, посвященного указанной тематике, изучение практики рассмотрения дел о несостоятельности, складывающейся в Московском округе.
Исходя из целей работы, поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие, содержание и признаки несостоятельности предприятий;
несостоятельность банкротство кредитный банкрот

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения несостоятельности (банкротства)
1.1 Понятия, критерии, признаки несостоятельности (банкротства)
1.2 Субъектный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве
1.3 Процедуры несостоятельности (банкротства)
Глава 2. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
2.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкроства) кредитной организации
2.2 Меры по предупреждению банкротства кредитной организации
2.3 Порядок возбуждения дела о признании кредитной организации банкротом
2.4 Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 85.37 Кб (Скачать документ)

Кроме того, следует отменить, что в отличие от процедур банкротства  других организаций, к процедурам банкротства  кредитных организаций имеет  непосредственное отношение Центральный  Банк РФ, который играет в этих правоотношениях  достаточно большую роль, начиная  от проведения досудебных процедур по восстановлению платежеспособности кредитной  организации, отзыва лицензии, и заканчивая непосредственной ликвидацией кредитной  организации как юридического лица.

2.1 Понятие и  признаки несостоятельности (банкроства) кредитной организации

Отношения, связанные с  несостоятельностью (банкротством) кредитной  организации регулируются Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а Федеральный  закон "О несостоятельности (банкротстве)" применяется лишь в той части, которая не урегулирована специальным  законом.

Необходимость особого правового  регулирования отношений, связанных  с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства  других коммерческих организаций кредитные  организации обладают специальной  правоспособностью, в рамках которой  они могут выполнять банковские операции.

В соответствии со ст.2 Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" под несостоятельностью кредитных организаций понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, можно выделить следующие признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации:

ее неспособность удовлетворить  требования кредиторов и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения, или если после отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций стоимость ее имущества  недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед  кредиторами и (или) обязанности  по уплате обязательных платежей.

требования к кредитной  организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ

При рассмотрении признаков  несостоятельности (банкротства) кредитной  организации важно отметить, что  Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" вводит более расширенное понятие обязательных платежей. В частности, под ними понимается обязанность кредитной организации как налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по перечислению обязательных платежей со счетов своих клиентов в соответствующие бюджеты.

Еще одной особенностью несостоятельности (банкротства) кредитной организации  является то, что заявление о признании  несостоятельности кредитной организации  может быть принято арбитражным  судом только после отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций. Отзыв лицензии производится ЦБ РФ либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов и уполномоченных органов.

Существует две группы оснований для отзыва лицензии у  кредитной организации, в частности, к первой группе оснований относятся обстоятельства, при которых ЦБ РФ может отозвать лицензию у кредитной организации. Вторую группу оснований составляют основания, при которых ЦБ РФ обязан отозвать лицензию у кредитной организации. Все эти основания перечислены в ст.20 Закона "О банках и банковской деятельности"11 Собрание Законодательства Российской Федерации. 05. 02.1996 г. 36. ст. 492. , причем перечень оснований для отзыва лицензии у кредитной организации является закрытым.

Таким образом, в российском законодательстве, к признанию несостоятельными кредитных организаций, применяется критерий неплатежеспособности. Однако ряд ученных полагает, что наряду с критерием неплатежеспособности следует применять принцип неоплатности при признании кредитных организаций несостоятельными. Суть принципа неоплатности заключается в том, что несостоятельной можно признать кредитную организацию не только в том случае, если она не рассчитывается со своими долгами, но и соотношение активов и пассивов которой говорят о том, что данная кредитная организация в принципе не в состоянии погасить задолженность даже за счет стоимости своего имущества.

Нетрудно заметить, что  законодатель установил более жесткие  основания признания кредитной  организации банкротом по сравнению  с тем, как они определены в  отношении иных категорий предприятий. Период просрочки исполнения обязательств сокращен с трех месяцев до 14 дней. Объяснение этого следует искать в особенностях экономической деятельности кредитных организаций. Удельный вес  высоколиквидных активов в составе  имущества кредитной организации  значительно выше, чем в иных предприятиях. Поэтому для погашения долга  кредитной организации 14 дней вполне достаточно, чтобы реализовать эти  активы (если у кредитной организации  отсутствует необходимое количество денежных средств).

Также следует отметить, что для признания кредитной  организации несостоятельной, законодателем  используется принцип неплатежеспособности, однако, это не говорит о том, что  возможно массовое возбуждение дел  о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, поскольку  для обращения с подобным заявлением в арбитражный суд необходим  такой факт, как отзыв у кредитной  организации лицензии.

Еще одной актуальной проблемой  при исследовании данной темы является определением самих причин, по которой  кредитная организация в ходе своей деятельности приходит к несостоятельности (банкротству).

Исследуя данную проблему, зарубежные авторы выделяют внешние  и внутренние факторы. К внешним  факторам ученые относят: изменение  общеэкономической ситуации, утраты банком доверия общественности, массовые изъятия денежных средств из банков, обострение конкуренции и др.

К внутренним факторам относят: некомпетентность руководства банка, недостатки внутри банковской организации  и системы контроля, слабый контроль за заемщиками, личная зависимость от заемщика.

Западные исследователи, проведя сравнительный анализ отдельных  факторов банкротства, пришли к выводу, что почти в 80% случаев причины  банкротства могут быть сведены  к человеческому фактору, т.е. к  неопытности, некомпетентности руководства.1

 

2.2 Меры по предупреждению  банкротства кредитной организации

Причиной особого регулирования  и применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации  является то обстоятельство, что стабильность банковской системы в любой стране, обеспечивает более или менее  здоровое развитие экономики этой страны. Поскольку в стабильности функционирования банковской системы заинтересованы и физические, и юридические лица, и государство в целом, то этим фактом и обусловлено наличие  более широкого круга мер для  предотвращения банкротства кредитных  организаций.

Особенностью Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" является наличие в нем большого числа  норм, посвященных досудебным процедурам, которые могут быть применены  Центральным банком РФ в отношении  проблемных кредитных организаций. Банк России наделен серьезными полномочиями в указанной сфере, поскольку  на этапе досудебных процедур в деятельность проблемной кредитной организации  может вмешиваться только Банк России. Ни арбитражный суд, ни какой-либо иной орган, ни кредиторы кредитной организации  не имеют такой возможности.

Процедуры по предупреждению банкротства кредитной организации  применяются к ней до отзыва лицензии у такой кредитной организации. К таким процедурам относятся  следующие:

финансовое оздоровление кредитной организации

назначение временной  администрации по управлению кредитной  организацией

реорганизация кредитной  организации

Кредитная организация, ее учредители обязаны принять необходимые  и своевременные меры по финансовому  оздоровлению, либо реорганизации кредитной  организации, а Банк России в праве  потребовать от кредитной организации  осуществления мер по финансовому  оздоровлению, реорганизации, а также  назначить временную администрацию  при возникновении хотя бы одного из основания для осуществления  мер по предупреждению банкротства  кредитной организации, если кредитная  организация:

неоднократно на протяжении последних 6 месяцев не удовлетворяет  требования кредиторов по денежным обязательствам и не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность  по уплате обязательных платежей в  срок превышающий три дня со дня наступления даты их удовлетворения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

допускает абсолютное снижение величины собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном  нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

нарушает норматив достаточности  собственных средств (капитала), установленный  Банком России; нарушает норматив текущей  ликвидности кредитной организации, установленной Банком России, в течение  последнего месяца более чем на 10%;

допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного  капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированным в порядке, установленными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Кредитная организация, самостоятельно осуществляющая в соответствии со ст.11 Закона о банкротстве кредитных  организаций меры по предупреждению банкротства, обязана информировать  территориальное учреждение Банка  России, контролирующее ее деятельность. Кредитная организация в соответствии со ст.13 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" обязана разработать план мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и представить его в территориальное учреждение Банка России не позднее 20 календарных дней с момента принятия органами управления кредитной организации решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Кредитная организация обязана  разработать план мероприятий по реорганизации кредитной организации  и представить его в территориальное  управление Банка России не позднее 20 календарных дней с момента  принятия органами управления кредитной  организации решения о реорганизации  кредитной организации. План мероприятий по реорганизации кредитной организации должен содержать сведения об основных этапах реорганизации кредитной организации с указанием сроков их проведения и обоснованием перспектив соблюдения финансовой устойчивости кредитной организации, к которой происходит присоединение, либо кредитной организации, возникающие в результате слияния.

Территориальное учреждение Банка России должно установить контроль за самостоятельным выполнением кредитной организацией мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации.

Банк России при наличии  оснований для принятия мер по предупреждению банкротства вправе сам предъявить требования к кредитной  организации об осуществлении ею мер по финансовому оздоровлению или реорганизации в порядке, установленном Инструкцией Банка  России №126-И11 Вестник Банка России. 2005. №68. , и контролировать их исполнение.

Территориальные учреждения Банка России должны предъявлять  требования кредитным организация  об осуществлении мер по финансовому  оздоровлению кредитной организации  в срок не позднее пяти рабочих  дней с момента возникновения  следующих обстоятельств:

ненаправление в Банк России извещения о самостоятельном принятии кредитной организацией мер по предупреждению банкротства в установленные сроки при наличии оснований для принятия мер по предупреждению банкротства;

при поступлении в Банк России ходатайства руководителя кредитной  организации об осуществлении мер  по предупреждению банкротства кредитной  организации;

при поступлении в Банк России заявлений уполномоченных лиц  об отзыве у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций, если у кредитной организации имеются основания для принятия мер по финансовому оздоровлению;

Руководитель кредитной  организации в случае получения  требования Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в  срок не позднее:

пяти календарных дней с момента получения требования Банка России об осуществлении мер  по финансовому оздоровлению кредитной  организации обратиться к органам управления кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, содержащим рекомендации о формах, характере и сроках осуществления или с ходатайством о ее реорганизации;

Информация о работе Процедуры несостоятельности (банкротства)