Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 08:04, дипломная работа
Цель работы состоит в исследовании теоретических основ, разработке конкретной методики, а также апробации полученных результатов на практике по выводу строительного предприятия из кризиса в современных условиях.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
обобщить отечественный и зарубежный опыт применения методов стратегического и оперативного планирования, теории управления по применению различных методов стратегического и оперативного планирования, контроля функционирования строительных предприятий в условиях внешнего и внутреннего кризиса;
обосновать направления применения системного подхода к антикризисному управлению строительным предприятием;
Введение………………………………………………………………………..4
Глава 1. Основные положения антикризисного управления в современных условиях……………………………………………………………………………..9
Анализ влияния кризисной ситуации на инвестиционную строительную сферу………………………………………………………9
Основные положения антикризисной стратегии………………..…19
Разработка антикризисной тактики.…………………………………33
Глава 2. Методика разработки антикризисной стратегии и тактики в современных условиях………………………………………………………..35
2.1. Обоснованный выбор стратегии в условиях кризиса…………………35
2.2. Разработка антикризисных тактических мероприятий и способов их реализации……………………………………………………………………..56
Глава 4. Разработка инженерных решений на предприятии «Стройдеталь СПКА»………………………………………………………………………….….65
4.1. Разработка проекта организации строительства жилого многоэтажного дома в г. Нижневартовск…………………………………………………………..65
4.1.1. Описание здания……………………………………………………….65
4.1.2. Подсчет объемов работ………………………………………………...66
4.1.3. Ведомость потребности в основных материалах……………………66
4.1.4. Принятая организация строительства……………………………….68
4.1.5. Технологический процесс возведения типового этажа……………69
4.1.6. Технологическая карта армирования перекрытия………………..70
4.1.7. Подбор строительного оборудования и машин……………………70
4.1.8. Ведомость объемов работ……………………………………………75
4.1.9. Локальная смета на общестроительные работы (в ценах 2008 г.)…77
4.1.10. Локальная смета на внутренние сантехнические и электромонтажные работы (в ценах 2008 г.)……………………........................78
4.1.11. Календарное планирование монтажных работ……………………...79
4.2. Мероприятия по охране труда и технике безопасности строительства……………………………………………………………………….80
Заключение……………………………………………………………….……92
Библиографический список……………………………………………………95
Как
строительной компании преодолеть кризис
с минимальными потерями, как использовать
имеющиеся ресурсы для
Все
эти вопросы волнуют
В строительстве можно выделить несколько специфичных для отрасли антикризисных задач.
Задачи: Привлечь инвестиции под новые проекты.
Риски: Невыполнение обязательств перед кредиторами, банкротство.
Данные для правильного решения: Финансовая модель проекта, прозрачная история текущих и прошлых проектов.
Задачи: Завершить текущие строительные проекты к сроку.
Риски: Потеря качества работ, неэффективное перераспределение ресурсов между площадками.
Данные для правильного решения: Информация о ходе проекта, о загруженности ресурсов, точный прогноз закрытия этапов.
Задачи: Повысить эффективность работ.
Риски: Изменение сроков проектов, корректировка бюджетов.
Данные для правильного решения: Данные о простоях строительной техники, выработки строительных бригад.
Задачи: Оптимизировать работу с поставщиками стройматериалов, уменьшить количество посредников.
Риски: Изменение ценовых условий, потеря контактов поставщиков, связанная с уходом персонала.
Данные
для правильного решения: Единый центр
информации о поставщиках, история работы
с ними.
Методика разработки антикризисной стратегии и тактики в современных условиях.
2.1. Обоснованный выбор стратегии в условиях кризиса.
Концепция антикризисного управления включает в себя прежде всего стратегические и тактические методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.9
Стратегический подход. Он предполагает проведение анализа среды, в которой действует предприятие, определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализацию стратегии, оценку и контроль осуществления стратегической линии.
На основе проведенного анализа разрабатывается стратегия антикризисного управления. К числу задач по выводу фирмы из
кризисного состояния в первую очередь относится разработка стратегии антикризисного управления.
Она многовариантная, но должна базироваться на выборе лишь одного из них. В результате резкого изменения внешней среды коренным образом меняется и стратегия фирмы. Кризисное состояние экономики заставляет терпящую бедствие компанию выбрать другой вид менеджмента.
Практическая деятельность строительных предприятий в условиях кризиса ориентирована в основном на осуществление срочных финансовых мероприятий, обеспечивающих решение сиюминутных задач финансового оздоровления, улаживание отношений с кредиторами.
В целом можно сказать, что стратегия - это системный подход, обеспечивающий организации сбалансированность и общее направление роста. Причем, если внешняя среда, условия конкуренции, технологии производства продукции меняются медленно и постепенно, руководство фирмы столь же постепенно адаптируют свои навыки работы, пользуясь накопленными знаниями, опытом.
Стратегия - это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности, университету, потерявшему престиж, а также при сбоях в обеспечении правопорядка, в работе системы здравоохранения и городского коммунального хозяйства.10
В условиях кризиса в качестве первостепенной выдвигается задача, во что бы то ни стало удержать производство «на плаву», сохранить основные фонды и ключевые технологии, ядро трудового коллектива, т.е. стабилизировать положение в бизнесе на до кризисном уровне или чуть ниже его. Не менее важно, однако, уделить внимание стратегической перспективе. Сосредоточившись на проблеме выживания, необходимо заняться одновременно и разработкой стратегии дальнейшей деятельности строительного предприятия.
Глобальный кризис – явление долгосрочное. Даже если наиболее острую фазу удастся свести к нескольким месяцам, что крайне маловероятно, последствия ее растянутся на годы. Следовательно, антикризисные меры должны носить не тактический, а стратегический характер. Принципы, приоритеты, критерии выбора конкретных антикризисных решений должны выстраиваться в соответствии с практикой разработки стратегий.
Поведение компании во время глобального кризиса может основываться на одном из трех принципов:
Нельзя отрицать ни первый, ни второй пути. Видимо, есть компании, которым в силу особенностей технологического комплекса и/или рынка просто не остается ничего другого. Но мы уверены, что наилучшим путем является не «сброс», а максимальное увеличение активности в проведении антикризисных мер. Например, сегодня уже есть компании, которые укрепляют свой кадровый состав квалифицированными специалистами, пользуясь удешевлением рабочей силы из-за потребности других компаний в сокращении затрат на персонал. Примером может служить известная московская фирма «Инталев» – разработчик информационных технологий для бизнеса, увеличившая продажи в последние месяцы и намеревающаяся в течение 2008-2009 гг. существенно увеличить штат и расширить рынок.
В соответствии с обычной структурой стратегии компании, можно выделить следующие шесть основных направлений антикризисных действий:11
Продуктово-рыночная стратегия показывает, какие товары компании на каких рынках и сегментах этих рынков следует продавать, как их продвигать на соответствующие рынки. Следует иметь в виду, что во время кризиса деньги у потребителей не исчезают. Их становится меньше, и они перераспределяются между рынками и их сегментами. Но они есть. Важно найти такой сегмент такого рынка, где они есть, и путем концентрации на этом сегменте и повышения конкурентоспособности вытеснить из него конкурентов. Наверное, дохода от этого сегмента не хватит на бурное развитие компании. Но это - лекарство от банкротства.
Здесь надо иметь в виду, что в период кризисов анализ рынков имеет свои особенности. В качестве примера рассмотрим компанию, производящую и продающую или только продающую (ритейл) отделочные строительные материалы: кафельную плитку и т.п. Понятно, что в период кризиса строительство резко сокращается. Но люди живут в квартирах и продолжают их ремонтировать, хотя тоже не так интенсивно, как до кризиса. Теперь рассмотрим следующие характеристики сегментов: по данным Росстата, в «нефтяной» Тюменской области среднемесячная номинальная начисленная зарплата в 2007 году составила 28565,0 руб., а в насыщенной оборонной промышленностью Удмуртии – 9838,6 руб. Где в докризисный период можно было ожидать большего объема спроса (в денежном выражении) на отделочные материалы? – Конечно, в Тюменской области. Но в период кризиса доходы нефтяников резко сокращаются, а ижевская «оборонка» продолжает худо-бедно «подкармливаться» из федерального бюджета. В сегодняшней геополитической ситуации правительство «оборонку» не «бросит». Ожидаемый относительный спад доходов населения в Удмуртии будет значительно ниже, чем в Тюменской области. Привыкшие к «хорошей жизни» тюменцы отложат очередной ремонт квартиры в ожидании возврата этой «хорошей жизни». Привыкшие «выкручиваться» ижевцы продолжат ремонтировать квартиры и во время кризиса. Разумеется, это очень поверхностное рассуждение, требующее учета еще многих факторов. Но наша задача сейчас – не обнародовать результаты маркетингового исследования по отделочным материалам, а на примере показать пути поиска рынков, которые помогут пережить кризис.
Важно
также отследить изменение
Главное
в продуктово-рыночной стратегии
– активизация маркетинга. В период
кризиса падающий спрос будет
легко удовлетворяться
Известный специалист по стратегическому менеджменту Д.Аакер выделил три главные стратегические конкурентные преимущества: активы (что имеет компания), компетенции (что умеет компания), синергизм (взаимная поддержка разных бизнесов компании, или взаимодействие рынков и т.п.)[2]. Современный российский бизнес все еще держится, в основном, на активах. Кризис заставляет переориентироваться на компетенции и синергизм – на идеи, знание и взаимодействие. Именно эти три характеристики современного бизнеса позволят выжить тем, кто ими овладеет лучше, чем другие.
Стратегия в области поставок – приведем еще один пример. Мало кто из управленцев промышленных и торговых компаний не сталкивался с ситуацией, когда поставщики или транспортные организации вынуждали единовременно закупать сырье, материалы, товары в гораздо больших количествах, чем в данный момент требовалось, отчего возникали излишки складских запасов, уменьшалась скорость оборачиваемости капитала, возрастала потребность в кредитных ресурсах. Во время кризиса плохо не только Вам – и поставщикам тоже. Они должны стать сговорчивее – и в отношении объемов и графиков поставок, и в отношении цен. Чего следует добиться в указанном отношении и как этого добиться – это и есть содержание антикризисной стратегии в области поставок.
Технологическая стратегия в период кризиса – один из самых «крепких орешков». Мы привыкли к тому, что совершенствование технологий требует инвестиций – где бы их взять во время кризиса? – И можно ли позволить себе покупать дорогое и неликвидное высокопроизводительное специализированное оборудование, если нет определенности в отношении рынка сбыта? – Нельзя.
Здесь мы подходим к следующему виду стратегии – внешней организационной (иногда ее называют стратегией интеграции). Она определяет, с кем нашей компании выгодно пойти на слияние или поглощение, или на образование стратегического альянса на договорной основе, с кем выгодна вертикальная интеграция для сокращения издержек и ускорения оборота средств и т.п.
Особое
значение в период кризиса имеет
организация государственно-
Информация о работе Разработка инженерных решений на предприятии