Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:18, курсовая работа
Таким образом, главной целью данной курсовой является раскрытие роли рисков в антикризисном управлении .
Поставленная цель должна помочь решить ряд взаимосвязанных задач:
раскрыть понятия «риски» и «антикризисное управление»;
изучить классификацию рисков в антикризисном управлении и методы их
оценки;
проанализировать предприятие ОАО «Молочный комбинат Милк» на вероятность кризисного состояния и оценить угрозу банкротства;
выработать рекомендации по нейтрализации кризиса на предприятии ОАО «Молочный комбинат Милк».
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Риски в антикризисном управлении……………………………………….....4
1.1. Природа и классификация рисков предприятий………………......................4
1.2. Методы оценки неопределенности и риска при выработке стратегии и тактики антикризисного управления………………...……………………………..…9
1.3. Мероприятия по предупреждению наступления рисков и снижению уровня негативного воздействия рисков……………………………………………14
Глава 2. Расчетный пример по применению методов финансового анализа бухгалтерской отчетности ОАО «Молочный комбинат «Милк» по диагностике вероятного кризисного состояния предприятия, оценки угрозы банкротства и выработке рекомендаций по нейтрализации кризиса………………………………………………………………………….…...…19
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………………34
1.2 . Методы оценки неопределенности и риска при выработке стратегии и тактики антикризисного управления
Предпринимательские
риски возникают под
Успехи и неудачи предпринимательской деятельности связаны со взаимодействием целого ряда факторов. Для регулирования рисков организация должна учитывать внешние и внутренние факторы, что позволяет снизить потери активов (рис. 1).
Рис. 1. Факторы риска, приводящие к банкротству организации
При анализе и оценке рисков необходимо учитывать следующие методологические и методические принципы:
В настоящее время для оценки риска могут использоваться количественные и качественные методы анализа. [2, c. 47]
К качественным методам относятся:
Количественные методы анализа риска в самом общем виде подразделяются на статистические и аналитические.
Статистические методы базируются на ряде фундаментальных понятий. Прежде всего таким понятием служит вероятность. Вероятность в этом случае связывают с возможностью наступления неблагоприятного события. Следует отметить, что в предпринимательской деятельности определение риска зависит не только от природы неопределенности, которая может быть многофакторной и крайне сложной, но и от менталитета того, кто пытается анализировать величину риска. В этом случае используют другое понятие, обратное по своей сущности риску, — «шанс». [5, c. 324]
Шанс связывают с вероятностью благоприятного события (реализация шанса).
В этом случае величина
Rож = f(P°; Рр; Э), где
Rож — величина ожидаемого риска;
Р° — реальная вероятность неблагоприятного исхода — объективное значение риска, получаемое на основе статистических закономерностей;
Рр — реальная вероятность благоприятного исхода — объективное значение риска, получаемое на основе статистических значений;
Э — эмоциональная составляющая при оценке риска.
Применение аналитических методов анализа риска зависит от той области деятельности, в которой производятся оценочные операции.
Так,
к аналитическим методам
При
определении точки
Q = Зс / (Ц - 3v), где
Ц — цена единицы продукции.
Для
подтверждения эффективности
Что же касается процесса управления риском, то его можно представить в виде определенной последовательности действий.
На первом этапе процесса управления риском необходимо выявить потенциальные риски и провести анализ возможных потерь.
Этапы
выявления и классификация
Следующим этапом процесса управления рисками является исследование источников рисков и факторов, влияющих на уровень рисков в деятельности организации. Это позволяет не только правильно оценить уровень риска и возможных потерь, но и правильно организовать процесс управления риском, направив свои усилия именно на его источники. Для более полного анализа все факторы должны быть проранжированы по степени влияния на общий уровень риска в деятельности организации.
После всестороннего анализа риска в деятельности фирмы необходимо определить пути его снижения.
Корректировка является следующим этапом в процессе управления риском и может охватывать все предыдущие этапы процесса — от выявления потенциального риска до практического применения методов управления им.
Значительное место в процессе управления предпринимательским риском занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности. Имеется в виду не расход ресурсов, объективно обусловленный характером и масштабом предпринимательской деятельности, а случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода предпринимательской деятельности от запланированного. [2, c. 13]
Немаловажным аспектом управления предпринимательским риском является контроль, или мониторинг, результатов внедрения стратегии управления рисками, что в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке нередко играет решающую роль, помогая, если это необходимо, своевременно корректировать программу минимизации рисков и избегать возникновения в деятельности фирмы дополнительных рисков.
Таким образом, антикризисный подход к управлению рисками позволяет организации более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы фирмы и обеспечивать ее безопасность от действия рисков в условиях кризиса.
2.3 Мероприятия по предупреждению наступления рисков и снижению уровня негативного воздействия рисков
Антирисковая политика, направленная на преодоление негативных явлений, структурную перестройку производства и финансовое оздоровление предприятий, включает разработку полиаспектной стратегии, которая нередко ассоциируется со стратегическим рископланированием.
При стратегическом рископланировании обращается существенное внимание на изменения в окружении организации : долгосрочные изменения законодательства, политической ситуации, перемены в поведении покупателей, появление новых конкурентов на рынка сбытах и др.
Задачи рископланирования определяются каждой организацией самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В обобщенном виде задачи стратегического рископланирования любой организации сводятся к планированию стратегических инноваций и рисков, возможности их реализации; издержек и потенциальных потерь предприятия и их минимизации; возможностей увеличения доли рынка, увеличения доли продаж и улучшения имиджа предприятия; улучшения социальной политики предприятия. [3, c. 115]
Концептуальная модель позволяет определить этапы составления стратегического рископлана предприятия:
1. Анализ внешней и внутренней среды.
2. Определение политики предприятия, и прежде всего в области управления рисками.
3. Формулирование стратегии и выбор альтернатив включают: стратегии и риски маркетинговой деятельности; стратегии и риски, связанные с денежными потоками (финансовые риски); стратегии и риски научно-технической деятельности; стратегии и риски производственной деятельности, в том числе риски аварий и катастроф; стратегии и риски социальной сферы; стратегии организационных изменений, и прежде всего инновационные риски, связанные с «человеческим фактором»; стратегии и экологические риски.
Реакции организации на риск и возможные способы снижения рисков объединяют в пять групп. Это избежание риска, принятие риска на себя, сокращение потерь, трансфер (передача) рисков другому хозяйствующему субъекту и страхование.
Избежание риска. Одним из способов уменьшения возможных потерь от риска является исключение для организации контактов с собственностью, видом деятельности или лицами, с которыми этот предполагаемый риск связан. Эти методы наиболее распространены в хозяйственной практике. Ими пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя. Руководители этого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с подтвердившими свою надежность контрагентами- потребителями и поставщиками, стараются не расширять круг партнеров и т.д. Решение об отказе от определенного риска может быть принято на стадии подготовки управленческого решения, а также в период деятельности предприятия, если выясняется, что реальный риск оказался выше предполагаемого. [5, c. 83]
Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики уклонения от риска, как правило, отказываются от инновационных и других проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения.
Естественно, что не все риски можно избежать, большую часть из них предприятию приходится брать на себя.
Принятие риска на себя. Чаще всего производственным организациям приходится принимать риск на себя. В случае, если риска невозможно избежать, должны быть рассмотрены возможность наступления самого риска и цена возможных потерь. В частности, следует рассчитать количественную величину риска с помощью коэффициента риска (Кр ):