Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что в современной науке инвестиции рассматриваются одним из основных источников экономического роста.
Цель данной работы: проследить за особенностями инвестиционного процесса в России.
Фактор риска выражается здесь в том, что эффективности инвестиционного проекта оценивается с определенной степенью вероятности.
При анализе доходности инвестиций требуется экономическое обоснование и прогнозирование будущих условий, поэтому инвестиционный анализ в значительной степени является прогнозным и в применяемых методиках учитывается фактор времени и фактор риска.
Для того чтобы снизить потери от возможных просчетов и избежать провала инвестиционного проекта в целом, методология управления проектом предусматривает специальные процедуры, помогающие учесть факторы неопределенности и риска на всех этапах жизненного цикла инвестиционного проекта. Зная виды и значимость рисков, можно на них воздействовать, снижая их отрицательное влияние на интегральные показатели эффективности проекта.
В настоящее время различают следующие виды рисков:
1) Неожиданные государственные меры регулирования в сферах:
- материально-технического снабжения;
- охраны окружающей среды;
- проектных нормативов;
- производственных нормативов;
- землепользование;
- экспорта-импорта;
- ценообразования;
- налогообложения.
2) Природные катастрофы:
- наводнения;
- землетрясения;
- штормы;
- климатические катаклизмы и др.
3) Преступления:
- вандализм;
- саботаж;
- терроризм.
4) Неожиданные внешние эффекты:
- экологические;
- социальные.
5) Срывы:
- в создании необходимой инфраструктуры;
- из-за банкротства подрядчиков по проектированию, снабжению, строительству и т.д.
- в финансировании;
- из-за ошибок в определении целей проекта;
- из-за неожиданных политических изменений
6) Рыночный риск в связи с:
- ухудшением возможности получения сырья;
- повышением стоимости сырья;
- изменением требований потребителей;
- усилением конкуренции;
- экономическими изменениями;
- потерей позиции на рынке;
- нежеланием покупателей соблюдать торговые правила.
7) Операционные риски:
- невозможность поддержания рабочего состояния элементов проекта;
- нарушение безопасности;
- отступление от целей проекта;
- недопустимые экологические воздействия;
- отрицательные социальные последствия;
- изменение валютных курсов;
- нерасчетная инфляция;
- налогообложение.
8) Срывы планов работ из-за:
- недостатка рабочей силы;
- нехватки материалов;
- поздней поставки материалов;
- плохих условий на строительных площадках;
- изменения возможностей заказчика проекта, подрядчиков;
- ошибок проектирования;
- ошибок планирования;
- недостатка координации работ;
- изменения руководства;
- инцидентов и саботажа;
- трудностей начального периода;
- нереального планирования;
- слабого управления;
- трудоспособности объекта.
9) Перерасход средств из-за:
- срывов планов работ;
- неправильной стратегии снабжения;
- неквалифицированного персонала;
- переплат по материалам, услугам и т.д.;
- параллелизма в работах и нестыковках частей проекта;
- протестов подрядчиков;
- неправильных смет;
- неучтенных внешних факторов.
10) Технические риски:
- изменение технологий;
- ухудшение качества и производительности производства, связанного с проектом;
- специфические риски технологии, закладываемой в проект;
- ошибки в проективно-сметной документации.
11) Правовые риски:
- лицензии;
- патентное право;
- невыполнение контрактов;
- судебные процессы с внешними партнерами;
- внутренние судебные процессы;
- форс-мажор (чрезвычайные обстоятельства).
12) Прямой ущерб имуществу:
- транспортные инциденты;
- оборудование;
- материалы;
- имущество подрядчиков.
13) Косвенные потери:
- демонтаж и передислокация поврежденного имущества;
- перестановка оборудования;
- потери арендной прибыли;
- нарушение запланированного ритма деятельности;
- увеличение необходимого финансирования.
14) Риски, страхуемые в соответствии с нормативными документами посторонним лицам:
- нанесение телесных повреждений;
- повреждение имущества;
- ущерб проекту вследствие ошибок проектирования и реализации;
- нарушение графика работ.
15) Сотрудники:
- телесные повреждения;
- затраты на замену сотрудников;
- потери прибыли.
В конечном итоге все проблемы, возникающие в процессе инвестиционного анализа, можно свести к шести основным задачам, решаемым с помощью несложных математических функций. Каждая функция строится на знании следующих исходных данных: процентной ставки, периода начисления, дохода от инвестиций.
Под процентной ставкой понимается относительная величина дохода за фиксированный отрезок времени, т.е. отношение дохода (процентных денег) к сумме долга за единицу времени. При определении ставки дохода на инвестиции как основного финансового критерия используется эффект сложного процента.
Период начисления – это временной интервал, к которому приурочена процентная ставка. В аналитических расчетах в качестве периода начисления применяется, как правило, год.
Доход от инвестиций определяется в процессе прогнозных аналитических расчетов.
Сформулируем основные задачи, связанные с инвестициями:
Решение данной задачи позволяет привести доходы, полученные в будущем, к настоящему времени и сравнить сумму вложений в проект с доходом, полученным через определенный период времени.
IV. Какую сумму следует вложить в проект, чтобы ежеквартально (ежегодно) получать определенный доход при известной процентной ставке? Алгоритм решения задачи идентичен определению текущей дисконтированной стоимости денежного потока, генерируемого в течение ряда равных периодов времени в процессе реализации какого-либо проекта.
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.
2.1. Характеристика состояния инвестиционного процесса.
Объем инвестиций – важнейший критерий устойчивого развития национальной экономики. Между тем в 90-е гг. XX в. в России наблюдался неуклонный спад инвестиционной активности, опережающий даже спад производства.
Так, в 1995 г. валовой внутренний продукт (ВВП) снизился по сравнению с 1990 г. на 38%, а объем инвестиций в основной капитал – на 69%, в 2001 г. при снижении ВВП на 31% по сравнению с 1990г. объем инвестиций в основной капитал сократился уже на 72% по сравнению с тем же периодом. Отрицательная динамика инвестиций начала преодолеваться после кризиса 1998 г., однако итоговый прирост инвестиций в основной капитал более чем скромен: в 2002 г. было осуществлено инвестиций в объеме 29% от уровня 1990 г. В этой связи не случайно положение в сфере инвестиций характеризуется как кризисное.
Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом объективных и субъективных причин и проявляется в быстром сокращении абсолютных объемов накоплений, существенном падении их доли в ВВП, снижении бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на совершенствование и расширение производства и т.д.
Причины, обусловливающее необходимость инвестиций, могут быть различными, но их можно сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности; реконструкция, техническое перевооружение или расширение действующих предприятий.
Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии государства – структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий для восстановления их платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.
Тактические и стратегические инвестиционные решения различаются масштабами финансовых вложений и степенью неопределенности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков.
Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок:
политическая и социально-экономическая стабильность в обществе;
наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налоговых законодательства;
рост реальных налоговых поступлений в бюджет;
устойчивость национальной валюты;
снижение темпов инфляции;
прекращение утечки капитала из страны.
Антикризисная инвестиционная стратегия должна быть направлена на преодоление негативных явлений в экономике России.
В управлении инвестиционном процессом необходимо:
четко определить цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.);
выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат;
выявить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осуществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.
Эти базовые условия должны обеспечить решение основной задачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства – создание накоплений для обновления основного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.
2.2. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
Источниками финансирования инвестиционного процесса являются:
собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения ущерба);
продажа основных фондов, земельных участников и других видов активов;
привлеченные средства от продажи акций, средства, выделяемые промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы;
ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международный организаций и финансовых институтов, государств, предприятий различных форм собственности и частичных лиц;
различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, векселя, кредиты банков и других институциональных инвесторов.
Роль различных источников финансирования определена в табл.1.
Таблица 2.1
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %
Показатели | Годы | ||||||
1992 | 1994 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Инвестиции в основной капитал, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе финансируемые за счет: 1) бюджетных средств Из них: |
26,9 |
26,9 |
20,1 |
19,1
|
22 |
20,4 |
19,6 |
1.1. Федерального бюджета | 16,6 | 13,4 | 9,9 | 6,5 | 6 | 5,8 | 6 |
1.2. Бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов | 10,3 | 10,6 | 10,2 | 12,6 | 16 | 14,6 | 13,6 |
2) Внебюджетные средства, всего Из них: 2.1. Собственных средств В том числе: Прибыль
амортизация
| 73,1
69,3 | 74
64,2 | 78
53,2
15 27,6 | 79
52,4
13,2 - | 78
47,5
23,4 18,1 | 79,6
49,4
24 18,5 | 80,4
48
20,5 23,5 |
Информация о работе Роль инвестиций в антикризисном управлении