Роль инвестиций в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Актуальность темы состоит в том, что в современной науке инвестиции рассматриваются одним из основных источников экономического роста.
Цель данной работы: проследить за особенностями инвестиционного процесса в России.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО АУ.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)

   Фактор риска выражается здесь в том, что эффективности инвестиционного проекта оценивается с определенной степенью вероятности.

   При анализе доходности инвестиций требуется экономическое обоснование и прогнозирование будущих условий, поэтому инвестиционный анализ в значительной степени является прогнозным и в применяемых методиках учитывается фактор времени и фактор риска.

   Для того чтобы снизить потери от возможных просчетов и избежать провала инвестиционного проекта в целом, методология управления проектом предусматривает специальные процедуры, помогающие учесть факторы неопределенности и риска на всех этапах жизненного цикла инвестиционного проекта. Зная виды и значимость рисков, можно на них воздействовать, снижая их отрицательное влияние на интегральные показатели эффективности проекта.

 

   В настоящее время различают следующие виды рисков:

1) Неожиданные государственные меры регулирования в сферах:

         - материально-технического снабжения;

         - охраны окружающей среды;

         - проектных нормативов;

         - производственных нормативов;

         - землепользование;

         - экспорта-импорта;

         - ценообразования;

         - налогообложения.

2) Природные катастрофы:

         - наводнения;

         - землетрясения;

         - штормы;

         - климатические катаклизмы и др.

3) Преступления:

         - вандализм;

         - саботаж;

         - терроризм.

4) Неожиданные внешние эффекты:

         - экологические;

         - социальные.

5) Срывы:

         - в создании необходимой инфраструктуры;

         - из-за банкротства подрядчиков по проектированию, снабжению, строительству и т.д.

         - в финансировании;

         - из-за ошибок в определении целей проекта;

         - из-за неожиданных политических изменений

6) Рыночный риск в связи с:

         - ухудшением возможности получения сырья;

         - повышением стоимости сырья;

         - изменением требований потребителей;

         - усилением конкуренции;

         - экономическими изменениями;

         - потерей позиции на рынке;

         - нежеланием покупателей соблюдать торговые правила.

7) Операционные риски:

         - невозможность поддержания рабочего состояния элементов проекта;

         - нарушение безопасности;

         - отступление от целей проекта;

         - недопустимые экологические воздействия;

         - отрицательные социальные последствия;

         - изменение валютных курсов;

         - нерасчетная инфляция;

         - налогообложение.

8) Срывы планов работ из-за:

         - недостатка рабочей силы;

         - нехватки материалов;

         - поздней поставки материалов;

         - плохих условий на строительных площадках;

         - изменения возможностей заказчика проекта, подрядчиков;

         - ошибок проектирования;

         - ошибок планирования;

         - недостатка координации работ;

         - изменения руководства;

         - инцидентов и саботажа;

         - трудностей начального периода;

         - нереального планирования;

         - слабого управления;

         - трудоспособности объекта.

9) Перерасход средств из-за:

         - срывов планов работ;

         - неправильной стратегии снабжения;

         - неквалифицированного персонала;

         - переплат по материалам, услугам и т.д.;

         - параллелизма в работах и нестыковках частей проекта;

         - протестов подрядчиков;

         - неправильных смет;

         - неучтенных внешних факторов.

10) Технические риски:

         - изменение технологий;

         - ухудшение качества и производительности производства, связанного с проектом;

         - специфические риски технологии, закладываемой в проект;

         - ошибки в проективно-сметной документации.

11) Правовые риски:

         - лицензии;

         - патентное право;

         - невыполнение контрактов;

         - судебные процессы с внешними партнерами;

         - внутренние судебные процессы;

         - форс-мажор (чрезвычайные обстоятельства).

12) Прямой ущерб имуществу:

         - транспортные инциденты;

         - оборудование;

         - материалы;

         - имущество подрядчиков.

13) Косвенные потери:

         - демонтаж и передислокация поврежденного имущества;

         - перестановка оборудования;

         - потери арендной прибыли;

         - нарушение запланированного ритма деятельности;

         - увеличение необходимого финансирования.

14) Риски, страхуемые в соответствии с нормативными документами посторонним лицам:

         - нанесение телесных повреждений;

         - повреждение имущества;

         - ущерб проекту вследствие ошибок проектирования и реализации;

         - нарушение графика работ.

15) Сотрудники:

         - телесные повреждения;

         - затраты на замену сотрудников;

         - потери прибыли.

   В конечном итоге все проблемы, возникающие в процессе инвестиционного анализа, можно свести к шести основным задачам, решаемым с помощью несложных математических функций. Каждая функция строится на знании следующих исходных данных: процентной ставки, периода начисления, дохода от инвестиций.

   Под процентной ставкой понимается относительная величина дохода за фиксированный отрезок времени, т.е. отношение дохода (процентных денег) к сумме долга за единицу времени. При определении ставки дохода на инвестиции как основного финансового критерия используется эффект сложного процента.

   Период начисления – это временной интервал, к которому приурочена процентная ставка. В аналитических расчетах в качестве периода начисления применяется, как правило, год.

   Доход от инвестиций определяется в процессе прогнозных аналитических расчетов.

   Сформулируем основные задачи, связанные с инвестициями:

  1. Чему будет равен доход на инвестиции через определенное количество лет (кварталов) при заданной процентной ставке и, соответственно, в какую сумму можно оценить инвестиции через определенный период?
  2. Доход от вложений известен. Чему будет равна стоимость серии равных сумм вложений, депонированных в конце каждого из периодических интервалов?
  3. Чему равна текущая стоимость дохода, которая может быть получена от инвестиций в будущем?

   Решение данной задачи позволяет привести доходы, полученные в будущем, к настоящему времени и сравнить сумму вложений в проект с доходом, полученным через определенный период времени.

  IV. Какую сумму следует вложить в проект, чтобы ежеквартально (ежегодно) получать определенный доход при известной процентной ставке? Алгоритм решения задачи идентичен определению текущей дисконтированной стоимости денежного потока, генерируемого в течение ряда равных периодов времени в процессе реализации какого-либо проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.

 

2.1. Характеристика состояния инвестиционного процесса.

   Объем инвестиций – важнейший критерий устойчивого развития национальной экономики. Между тем в 90-е гг. XX в. в России наблюдался неуклонный спад инвестиционной активности, опережающий даже спад производства.

   Так, в 1995 г. валовой внутренний продукт (ВВП) снизился по сравнению с 1990 г. на 38%, а объем инвестиций в основной капитал – на 69%, в 2001 г. при снижении ВВП на 31% по сравнению с 1990г. объем инвестиций в основной капитал сократился уже на 72% по сравнению с тем же периодом. Отрицательная динамика инвестиций начала преодолеваться после кризиса 1998 г., однако итоговый прирост инвестиций в основной капитал более чем скромен: в 2002 г. было осуществлено инвестиций в объеме 29% от уровня 1990 г. В этой связи не случайно положение в сфере инвестиций характеризуется как кризисное.

   Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом объективных и субъективных причин и проявляется в быстром сокращении абсолютных объемов накоплений, существенном падении их доли в ВВП, снижении бюджетного  финансирования инвестиций в основной капитал, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на совершенствование и расширение производства и т.д.

   Причины, обусловливающее необходимость инвестиций, могут быть различными, но их можно сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности; реконструкция, техническое перевооружение или расширение действующих предприятий.

   Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии государства – структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий для восстановления их платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.

   Тактические и стратегические инвестиционные решения различаются масштабами финансовых вложений  и степенью неопределенности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков.

 

  Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок:

 

      политическая и социально-экономическая стабильность в обществе;

      наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налоговых законодательства;

      рост реальных налоговых поступлений в бюджет;

      устойчивость национальной валюты;

      снижение темпов инфляции;

      прекращение утечки капитала из страны.

   Антикризисная инвестиционная стратегия должна быть направлена на преодоление негативных явлений в экономике России.

   В управлении инвестиционном процессом необходимо:

      четко определить цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.);

      выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат;

      выявить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осуществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.

   Эти базовые условия должны обеспечить решение основной задачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства – создание накоплений для обновления основного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

   Источниками финансирования инвестиционного процесса являются:

 

      собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения ущерба);

      продажа основных фондов, земельных участников и других видов активов;

      привлеченные средства от продажи акций, средства, выделяемые промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы;

      ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

      иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международный организаций и финансовых институтов, государств, предприятий различных форм собственности и частичных лиц;

      различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, векселя, кредиты банков и других институциональных инвесторов.

   Роль различных источников финансирования определена в табл.1.

              Таблица 2.1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %

Показатели

Годы

1992

1994

1996

1998

2000

2001

2002

Инвестиции в основной капитал, всего

100

100

100

100

100

100

100

В том числе финансируемые за счет:

1) бюджетных средств

   Из них:

 

26,9

 

26,9

 

20,1

 

19,1

 

 

22

 

20,4

 

19,6

1.1. Федерального бюджета

16,6

13,4

9,9

6,5

6

5,8

6

1.2. Бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

10,3

10,6

10,2

12,6

16

14,6

13,6

2) Внебюджетные средства, всего

    Из них:

2.1. Собственных средств

    В том числе:

Прибыль

 

амортизация

 

 

73,1

 

   69,3

74

 

   64,2

78

 

   53,2

 

   15

   27,6

79

 

   52,4

 

   13,2

     -

78

 

   47,5

 

   23,4

   18,1

79,6

 

   49,4

 

   24

   18,5

80,4

 

   48

 

  20,5

  23,5

Информация о работе Роль инвестиций в антикризисном управлении