Социальное партнерство в антикризисном управлении ОАО "Хлебогор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – анализ социального партнёрства в антикризисном управлении.
Поставленная цель достигается путем решения ряда задач:
1) изучить теоретические аспекты социального партнерства;
2) провести диагностику банкротства ОАО «Хлебогор»;
3) проанализировать осуществление социального партнерства на предприятии;
4) разработать рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты социального партнерства в антикризисном управлении 5
1.1 Понятие и принципы социального партнерства 5
1.2 Социальное партнерство в антикризисном управлении 8
1.3 Регулирование социально-трудовых отношений в процессах антикризисного управления 11
2 Анализ социального партнерства в антикризисном управлении ОАО «Хлебогор» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебогор» 14
2.2 Диагностика банкротства ОАО «Хлебогор» 20
2.3 Анализ социального партнерства на предприятии ОАО «Хлебогор» 29
3 Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в ОАО «Хлебогор» в условиях кризиса 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 147.27 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

 «Брянская государственная  инженерно-технологическая академия»

(ФГБОУ ВПО БГИТА)

Экономический факультет

Кафедра «Государственное управление и финансы»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Антикризисное управление»

на тему:

социальное партнерство в антикризисном  упралении (НА ПРИМЕРЕ ОАО «хлебогор»)

Вариант 11

КР–2068029.080105.782.12

Автор работы

         

К.В. Цацурина

   

подпись

 

дата

   

Группа

 

ФК-306

 

№ зач. кн.

 

09-782

Факультет, форма и срок обучения

 

экономический, параллельная, 4 года

Специальность

 

080105 «Финансы и кредит»

Специализация

 

«Финансовый менеджмент»

Дата и номер регистрации

         

Б.А. Тюменцев

   

подпись

 

дата

   

Нормоконтролер, ассистент кафедры «ГУиФ»

         

А.Н. Лисина

   

подпись

 

дата

   

Допуск к защите

         

А.Н. Лисина

   

подпись

 

дата

   

Дата защиты

     

Оценка:

   

Руководитель работы, ассистент кафедры «ГУиФ»

         

А.Н. Лисина

   

подпись

 

дата

   

 

 

Брянск 2012


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Теоретические аспекты социального  партнерства в антикризисном  управлении 5

1.1 Понятие  и принципы социального партнерства 5

1.2 Социальное  партнерство в антикризисном  управлении 8

1.3 Регулирование  социально-трудовых отношений в  процессах антикризисного управления 11

2 Анализ социального партнерства  в антикризисном управлении ОАО  «Хлебогор» 14

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Хлебогор» 14

2.2 Диагностика  банкротства ОАО «Хлебогор» 20

2.3 Анализ  социального партнерства на предприятии  ОАО «Хлебогор» 29

3 Рекомендации по взаимодействию  социальных партнеров в ОАО  «Хлебогор» в условиях кризиса 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

ПРИЛОЖЕНИЯ 42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие социального  партнерства в России неразрывно связано со становлением рыночной экономики. В условиях рыночного хозяйствования интересы работодателя, работников, их представителей в сфере трудовых отношений не всегда совпадают. В  настоящее время для собственника организации важно нанять и сохранить  для своего предприятия только такую  рабочую силу, которая необходима ему для эффективного обеспечения  действующего в организации технологического процесса изготовления товара, оказания услуг, выполнения работ; предоставить наемному работнику минимальные (стандартные) условия охраны и оплаты его труда. Работники (их представители), напротив, стремятся обеспечить себе занятость, сохранить рабочее место, потребовать  от работодателя создать условия  безопасные для жизни и здоровья и благоприятные для выполнения трудовых обязанностей, для более  высокого по сравнению с инфляцией  роста заработной платы. Противостояние интересов работодателя и работников, мешающих нормальной жизнедеятельности  организации, нуждается в осознании  сторонами, в урегулировании путем  компромиссов, взаимных уступок, соглашений и договоров. Это сложная, длящаяся во времени деятельность и охватывается понятием «социальное партнерство».

До настоящего времени  в науке трудового права всё  ещё не уделяется должного внимания разработке проблем социального  партнёрства в субъекте Российской Федерации, анализу соответствующего законодательства, особенно локальных  нормативных актов отдельных  регионов, муниципальных образований, конкретных организаций.

Цель курсовой работы –  анализ социального партнёрства в антикризисном управлении.

Поставленная цель достигается  путем решения ряда задач:

1) изучить теоретические аспекты социального партнерства;

2) провести диагностику банкротства ОАО «Хлебогор»;

3) проанализировать осуществление социального партнерства на предприятии;

4) разработать рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в условиях кризиса.

 Объектом исследования  является ОАО «Хлебогор». Предметом является социальное партнерство в антикризисном управлении.

Для написания данной работы использовались такие методы исследования как, монографический, экономико-математический, графический, табличный метод.

В процессе работы были использованы нормативно - правовые акты Российской Федерации, монографии и статьи ведущий  отечественных и зарубежных ученых, а также материалы бухгалтерской  отчетности ОАО «Хлебогор».

Объем работы составляет 42 страницы машинописного текста. Содержание работы иллюстрируют 8 таблиц.

 

 

1 Теоретические аспекты социального партнерства в антикризисном управлении

1.1 Понятие и принципы социального партнерства

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального  партнерства в его различных  формах - важная составная часть  процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального  партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов  выступает государство, которое  одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов  достигается путем переговорного  процесса, в ходе которого стороны  договариваются об условиях труда и  его оплате, о социальных гарантиях  работникам и их роли в деятельности предприятия [8, c.182].

Развитие системы социального  партнерства создает возможность  достижения относительного баланса  интересов работников и работодателей  на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В индустриально развитых странах социальное партнерство  принимает различные формы. Так  называемая корпоративистская система  предполагает использование специальных  органов, процедур и механизмов. Она  получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство  реализуется посредством широкой  сети консультативных советов и  комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального  партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых  соглашений. Вместе с тем в отдельных  отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже  привело к некоторому улучшению  материального положения рабочих  и росту производства. Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего  общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов  как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих  за свои права и интересы через  организации рабочих).

К средним социальным группам  относятся производственные объединения  работников предприятий, территориальные  общности (жители одной деревни, города, района и пр.). К многообразным  малым группам относятся такие  группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также  некие родственные контакты друг с другом.

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время  является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования  различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире – среднего слоя (среднего класса).

Основными принципами социального  партнерства являются [5, c. 133]:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Таким образом, принципы социального  партнерства заключаются в цивилизованном регулировании социально-трудовых отношений, в налаживании нормальных партнерских взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посредничестве государства. В мировой практике имеется богатый и проверенный временем опыт переговорной политики, как «трипартизма», так и двухсторонних переговорных отношений.

Рассмотрим социальное партнерство  в антикризисном управлении.

1.2 Социальное партнерство в антикризисном управлении   

В условиях кризиса действенным  средством решения обострившихся  социально-экономических проблем  и регулирования противоречий между  наемным трудом, работодателем и  государством является социальное партнерство. Идеологию партнерства характеризует  ее содержание:

  • преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;
  • согласование социально-экономической политики и политики доходов;
  • согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;
  • утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда;
  • участие наемных работников в управлении.

Опыт подтверждает, что  механизм социального партнерства  помогает обеспечить взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом  росте, в повышении конкурентоспособности  производства, в социальном благополучии и укреплении демократии. Это значит, что растет трудовая и социальная активности, оздоравливается процесс конкуренции, улучшаются условия труда и жизни, а значит, снижается уровень социальных конфликтов, смягчается их острота, забастовочные ультиматумы переводятся в конструктивные предложения.

В 1999 году была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию  социально-трудовых отношений. Однако формирование системы социального  партнерства натолкнулось на монополизм государства. Главная проблема в  деятельности трехсторонней комиссии заключается в том, что профсоюзы  и организации предпринимателей фактически не участвуют в выработке  стратегий экономических и социальных реформ. Эти стратегии формируются узким кругом лиц, назначаемых Президентом РФ, а также под сильным воздействием международных финансовых организаций. Переговоры, которые впоследствии ведутся в комиссии, ограничены заранее определенными рамками.

Информация о работе Социальное партнерство в антикризисном управлении ОАО "Хлебогор"