Социальное партнерство в антикризисном управлении ОАО "Хлебогор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – анализ социального партнёрства в антикризисном управлении.
Поставленная цель достигается путем решения ряда задач:
1) изучить теоретические аспекты социального партнерства;
2) провести диагностику банкротства ОАО «Хлебогор»;
3) проанализировать осуществление социального партнерства на предприятии;
4) разработать рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты социального партнерства в антикризисном управлении 5
1.1 Понятие и принципы социального партнерства 5
1.2 Социальное партнерство в антикризисном управлении 8
1.3 Регулирование социально-трудовых отношений в процессах антикризисного управления 11
2 Анализ социального партнерства в антикризисном управлении ОАО «Хлебогор» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебогор» 14
2.2 Диагностика банкротства ОАО «Хлебогор» 20
2.3 Анализ социального партнерства на предприятии ОАО «Хлебогор» 29
3 Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в ОАО «Хлебогор» в условиях кризиса 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 147.27 Кб (Скачать документ)

В целях объединения и  координации усилий менеджмента  и трудовых коллективов по выработке  и реализации эффективных решений, связанных с жизненно важными  вопросами функционирования и развития ОАО «Хлебогор», создаются и работают различные коллегиальные органы. Примером являются комиссии по охране труда, состав которых формируется на паритетной основе.

В ОАО «Хлебогор» действует и постоянно совершенствуется система внутрикорпоративных коммуникаций, обеспечивающая максимальный учет мнений и предложений работников и их непосредственное участие в разработке, принятии и реализации решений, касающихся социально-трудовых, бытовых и других вопросов.

Перейдем к разработке рекомендаций  по совершенствования  социального партнерства в ОАО  «Хлебогор».

 

3 Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в ОАО «Хлебогор» в условиях кризиса

Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Антикризисным органом может  разрабатываться и согласовываться  комплекс антикризисных мер в  сфере социально-трудовых отношений (либо отдельный, либо как часть общей  антикризисной программы организации).

В антикризисной программе  могут применяться различные  меры и способы выхода из кризиса, обусловленные спецификой, условиями  деятельности и финансово-экономическим  состоянием организации.

Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер  в сфере социально-трудовых отношений  осуществляется в соответствии с  Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.

При наличии в организации  коллективного договора, институтов представительства интересов работников (профсоюзной организации и (или) иных представительных органов) для  подготовки и реализации комплекса  антикризисных мер в сфере  социально-трудовых отношений целесообразно  использовать имеющиеся органы, осуществляющие согласование интересов сторон (комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров и т.п.). При  согласии сторон может быть создан иной орган (антикризисная комиссия, совет и т.п.). В этом случае сторонами  социального диалога должны быть определены круг задач, порядок формирования, состав и полномочия создаваемого органа, процедура подготовки предложений  и порядок их утверждения.

Антикризисным органом (комиссией) может разрабатываться и согласовываться  комплекс антикризисных мер в  сфере социально-трудовых отношений (либо отдельный, либо как часть общей  антикризисной программы организации).

В случае невозможности временного выполнения отдельных положений  коллективного договора стороны  могут вступить в переговоры по временной  приостановке действия данных положений  и внести соответствующие изменения  в коллективный договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Для эффективного взаимодействия социальным партнерам необходимо обеспечить:

  • своевременное и объективное информирование сторон о социально-экономическом положении в организации и в регионе;
  • привлечение к решению проблем в организациях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, компетентных в решении данных вопросов;
  • проведение работы по разъяснению работникам организации особенностей кризисного периода, а также намеченных мер по сохранению конкурентоспособности организации, содействию занятости и социальной защищенности работников.

Социальные партнеры в  пределах своей компетенции содействуют  предупреждению возникновения конфликтных  ситуаций, способствуют разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров в  досудебном порядке с использованием процедур, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Подготовка мероприятий, касающихся содействия занятости и  сохранения кадрового потенциала организации, должна основываться на нормах трудового  законодательства Российской Федерации.

Использование тех или  иных мер должно быть согласовано  в ходе соответствующих переговоров  социальных партнеров. Среди возможных  мер могут быть выделены следующие действия, связанные с сохранением кадрового потенциала и рабочих мест:

а) отказ от применения на определенный период сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие  праздничные дни;

б) временный отказ от введения совмещения профессий;

в) временное ограничение  приема работников и сокращение вакансий;

г) перевод в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации высвобождаемых работников на постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями;

д) перевод работников в  соответствии с нормами трудового  законодательства Российской Федерации  на работу в другие подразделения  и организации;

е) совершенствование графиков работы с введением режима неполного  рабочего времени в порядке, предусмотренном  трудовым законодательством;

ж) установление для отдельных  категорий работников неполной рабочей  недели с корректировкой размера  заработной платы локальными нормативными актами организации, принимаемыми с  учетом мнения выборного органа первичной  профсоюзной организации в порядке, предусмотренном трудовым законодательством  Российской Федерации;

з) предоставление по просьбе  работников (по личному заявлению) отпусков без сохранения заработной платы;

и) передача подразделениям организации для выполнения собственными силами работ, выполнявшихся ранее  подрядными организациями.

В антикризисную программу  могут быть также включены мероприятия, предусматривающие:

а) осуществление опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;

б) переобучение, повышение  квалификации работников с учетом имеющихся  вакантных рабочих мест в организации, ее филиалах, в том числе на условиях совместного с органами местного самоуправления долевого финансирования программ обучения работников крупных организаций и градообразующих организаций за счет средств, предусмотренных для реализации региональных программ занятости;

в) оказание помощи в поиске работы в организациях соответствующего вида экономической деятельности, включая  организации, расположенные в других регионах, при содействии органов  государственной службы занятости;

г) направление работников на обучение другим профессиям в связи  с возможным перепрофилированием  производства;

д) установление режима неполного  рабочего времени для самостоятельного поиска работы.

Стороны социального партнерства  разрабатывают совместные мероприятия, направленные на обеспечение занятости  работников, находящихся под риском увольнения, с учетом реализуемой  региональной программы содействия занятости.

Проект комплекса (программы) антикризисных мероприятий целесообразно  обсудить на общем собрании (конференции) работников, а также при необходимости  с органами местного самоуправления.

В организации могут предусматриваться  и другие процедуры обсуждения программы  антикризисных мер, согласованные  работодателем и работниками. Вне  зависимости от форм и методов  подготовки и организации, антикризисных  мер в комплекс планируемых мероприятий  рекомендуется включать механизмы  по контролю за выполнением намеченных мер, предусматривающие ответственность  сторон. Программа антикризисных  мер в организации может содержать  иные мероприятия, в том числе  в области охраны труда, обеспечивающие снижение социальной напряженности  и способствующие выходу из кризиса, не противоречащие законодательству. Взаимодействие социальных партнеров  в условиях кризиса должно строиться  на основе ряда принципов, прежде всего  открытости и доступности информации, сбалансированности и обоснованности принятия решений, взаимной ответственности  сторон, соотнесения согласованных  мер с действиями социальных партнеров на территориальном (региональном), отраслевом и федеральном уровнях социального диалога.

1. Рекомендации по взаимодействию  социальных партнеров в организации  в условиях экономического кризиса  предназначены для использования  сторонами социального партнерства  на уровне конкретной организации  для разработки антикризисных  мер в сфере регулирования  социально-трудовых отношений.

2. Под сторонами социального  партнерства в соответствии с  Трудовым кодексом Российской  Федерации понимаются работники  и работодатели в лице своих  полномочных представителей.

3. Антикризисные мероприятия  в сфере социально-трудовых отношений  разрабатываются социальными партнерами  и могут являться составной  частью общего антикризисного  плана, вырабатываемого руководством  организации в той или иной  форме.

4. Реализация комплекса  антикризисных мер предусматривает  участие широкого круга работников  и их представителей. При этом  в целях предупреждения социальных  конфликтов необходимо максимально  учитывать социальные интересы  работников.

5. Формы антикризисных  программ в сфере социально-трудовых  отношений, институты их разработки  и согласования могут быть  различны в зависимости от  особенностей конкретной организации.  Прежде всего, следует использовать  такие институты и процедуры  согласования интересов работников  и работодателя, как комиссии  по заключению и контролю выполнения  коллективных договоров.

При необходимости возможно формирование специальных органов  взаимодействия (специальных антикризисных  комиссий). Могут использоваться и  иные согласованные работодателем  и работниками формы выработки  антикризисных мер.

Проведение работы по разъяснению  работникам организации особенностей кризисного периода, а так же намеченных мер по сохранению конкурентоспособности организации, содействию занятости и социальной защищенности работников.

В антикризисной программе  могут применяться различные  меры и способы выхода из кризиса, обусловленные условиями деятельности и финансово-экономическим состоянием организации.

Стороны социального партнерства  разрабатывают совместные мероприятия, направленные на обеспечение занятости  работников, находящихся под риском увольнения, с учетом реализуемой  программы содействия занятости.

Проект комплекса антикризисных  мероприятий целесообразно обсудить на общем собрании работников, а  так же при необходимости с  органами местного самоуправления.

В организации могут предусматриваться  и другие процедуры обсуждения мероприятий  антикризисных мер, согласованные  работодателем и работниками. Вне  зависимости от форм и методов  подготовки и организации, антикризисных  мер в комплекс планируемых мероприятий  рекомендуется включать механизмы  по контролю за выполнением намеченных мер, предусматривающие ответственность сторон.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное партнерство  – часть всей системы социального  регулирования, установленной государством и другими субъектами рынка. Эффективное  социальное партнерство обеспечивает возрастание «социальной стойкости», то есть улучшает экономическое и  социальное положение населения.

Для его эффективности  важно придерживаться основных принципов  социального партнерства и совершенствовать механизм.

Механизм социального  партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его  субъектов. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением.

В социальном диалоге принимают  участие работодатели или их организации, с одной стороны, и организации  трудящихся, с другой.

После достижения определенных договоренностей субъекты социального  партнерства оформляют в установленном  законодательством порядку договор  или соглашение, чаще всего это  коллективный договор.

В тексте договора или соглашения детализируются условия труда, его  оплаты и охраны, наличие компенсаций, льгот, обеспечение разностороннего  обслуживания и оздоровления работников.

Контроль за выполнением  коллективного договора или иного  соглашения проводится непосредственно  сторонами, которые его заключили, в порядке, определенном этим коллективным договором или соглашением.

Рассматривая методики банкротства  для ОАО «Хлебогор» необходимо сделать следующие выводы. Диагностика банкротства ОАО «Хлебогор» по методике Савицкой показала, что предприятие функционирует в нормальной среде и кризисных ситуаций в ближайшее время не наблюдается.

В соответствии с проведенным  анализом по модели Таффлера можно  сделать вывод о том, что за анализируемый период с 2007 по 2009 года Z-коэффициент составлял более 0,3, что является положительным моментом и свидетельствует о малой вероятности банкротства ОАО «Хлебогор».

Информация о работе Социальное партнерство в антикризисном управлении ОАО "Хлебогор"