Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель данной работы – сравнительный анализ экономических реформ в указанных странах.
В число задач работы входят:
- поиск критериев эффективности экономических реформ и вообще экономики;
- анализ особенностей перехода от чрезмерно загосударствленной к рыночной экономике в каждой отдельной стране;
- выявление специфики реформ для каждой страны и ее причин;
- сопоставление жизненных реалий России и других стран – объектов исследования;
- выявление положительных примеров других стран, которые могут быть использованы при продолжении экономических реформ в России;
-некоторые практические выводы относительно наиболее перспективных путей продолжения рыночных реформ в России, что составляет практическую значимость данной работы.
Введение 2
Глава 1
Анализ страновых моделей рыночной экономики 6
1.1. Критерии эффективности экономики 6
1.2. Описание моделей рыночной экономики 10
1.2.1. Американская экономическая модель 10
1.2.2. Японская экономическая модель 14
1.2.3. Китайская экономическая модель 20
1.2.4. Германская экономическая модель 28
1.2.5. Бразильская экономическая модель 31
1.3. Выводы по первой главе 36
Глава 2
Проблемы определения модели развития России 38
2.1. Российская экономическая модель 38
2.2. Использование зарубежного опыта
(выводы по второй главе) 47
Заключение 51
Список литературы 54
Исходя из этих критериев, мы переходим теперь к описанию моделей рыночных преобразований в выбранных нами странах.
1.2. Описание моделей рыночной экономики
1.2.1. Американская экономическая модель
Американский опыт реформ нетипичен по сравнению с другими, рассматриваемыми в этой работе. Если в других рассматриваемых нами странах кризис был вызван чрезмерной загосударствленностью экономики, то в США причиной послужило невмешательство государства в экономику.
«Великая депрессия» 1929-1933 гг. привела к очень тяжелым последствиям для США. Промышленное производство к 1933 г. упало до 46% от уровня 1929 г. Число безработных достигало, по некоторым данным, 17,9 млн. чел.,4 т.е. примерно 13,25% всего населения. Целые регионы (например, большая часть штата Оклахома) опустели, оттуда выехали все, кто мог. Страну сотрясали «голодные походы» на Вашингтон. Тысячи людей умирали от банального голода (только в Нью-Йорке в 1931 г. погибло от голода 2 тысячи человек). В последние дни перед приходом администрации Рузвельта разразился еще и банковский кризис.
Банки выбрасывали огромное количество ничем не обеспеченных «ценных» бумаг. Вкладчики изымали из банков золото и деньги. 14 февраля 1933 г. губернатор штата Мичиган с одобрения детройтских банкиров на восемь дней прекратил работу банков.5 А только за два дня перед приходом Рузвельта в Белый Дом (в то время – 4 марта) из банков было изъято 500 млн. долл.6 3 марта закрыли свои банки штаты Нью-Йорк и Иллинойс, где были сосредоточены основные финансовые центры США.
Заняв президентское кресло, Рузвельт сразу же, 6 марта (5-е было воскресеньем) ввел чрезвычайное положение и закрыл все банки. Собравшийся 9 марта Конгресс утвердил Чрезвычайный банковский закон. 10 марта был сделан шаг к установлению государственного контроля над золотом, что позволило декретировать золотое содержание доллара. Уже 13 марта открылись банки в 12 городах страны, где находились центры ФРС США, 14 марта – еще в 250 городах, а 15-го – все остальные. Оздоровление банков привело к тому, что если в 1932 г. имелось 6.145 банков с 22,3 млрд. долл. Вкладов, то в 1933 г. их число сократилось до 4.897 с 20,8 млрд., а к 1939 г. выросло до 5.203 с 33,1 млрд.7
Принятый 16 июня 1933 г. закон Гласса-Стигала разделил депозитные и инвестиционные функции банков, проще говоря, поставил запрет на одновременное владение контрольным пакетом акций банка и промышленного предприятия, что послужило барьером для спекулятивных операций и покончило с властью «финансового капитала». Одновременно была установлена страховка банковских вкладов на сумму до 2.500 долл. (в 1934 г. размер страхуемой суммы поднялся до 5.000 долл.). К 1939 г. этой страховкой было охвачено 14.219 общенациональных и местных банков с вкладами на сумму 45 млрд. долл.
По банковскому закону 1935 г. совет управляющих ФРС, назначенный президентом, получил полномочия по определению суммы резерва, оставляемого в банках ФРС, что давало возможность облегчать или затруднять доступ к кредиту и влиять на деловую активность.8
Закон о помощи сельскому
хозяйству давал право
Закон о восстановлении промышленности от 16 июня 1933 г. предусматривал создание ассоциаций предпринимателей, которые формулировали (с последующим утверждением президентом) «Кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объемы производства, цены и другие правила сбыта, предписывали условия труда для работников. Закон был принят сроком на два года, причем в отношении образованных согласно ему ассоциаций предпринимателей приостанавливалось действие антитрестовского законодательства. Всего было составлено 557 основных и 189 дополнительных кодексов, объединявших на охваченных ими предприятиях 95% промышленных рабочих.
12 мая 1933 г. вышел
закон о помощи фермерам. Закон
поставил задачу вернуть
С мая 1933 по октябрь 1937 гг. земельные банки предоставили займов 540 тыс. фермерских хозяйств на сумму 2,2 млрд. долл., а 37% всего долга фермеров банки приняли на себя. В итоге число банкротств среди фермеров к 1939 г. сократилось на 71%, сумма их долга – на 2 млрд. долл., хотя паритет цен 1909-1914 гг. так и не был достигнут.
Новый кризис 1937 г. вызвал новый рост безработицы, сократившейся до 7,7 млн. в 1937 г., до 10,4 млн. к 1938 г.11 Все это вызвало новый рост ассигнаций на помощь безработным. Еще 12 мая 1933 г. на пособия было ассигновано 500 млн. долл. Всего же до 1939 г. на пособия было истрачено 4 млрд.12
В апреле 1933 г. были созданы лесные лагеря для безработной молодежи, где молодые люди жили на полном обеспечении и получали сверх этого 30 долл. в месяц с условием, что 25 из них они отправят своим семьям. За 1933-1939 гг. через такие лагеря прошло 2 млн. чел.13 Кроме того, за 4,5 месяца осенью и зимой 1933-1934 гг. через специально организованные для решения проблемы безработицы гражданские работы прошло 4,5 млн. чел.14
При Рузвельте впервые
в США начался перевод
Наконец, 27 июля 1933 г. был принят закон «О восстановлении занятости», ограничивавший рабочую неделю 40 часами (а Рузвельт рекомендовал 35 часов) при минимальной оплате 30 центов в час. Принятый в 1936 г. закон Уоллеса-Хили устанавливал полуторакратную оплату сверхурочных (более 40 часов в неделю) работ. Этим законом запрещалось нанимать на работу юношей моложе 16 и девушек моложе 18 лет.
Итогом реформ Рузвельта, вошедших в историю как «новый курс», стало почти двукратное повышение промышленного производства к 1939 г. по сравнению с 1932 г. Но преобразования имели куда большее значение: они знаменовали конец «классического капитализма» и начало того, что мы сегодня называем «социальной рыночной экономикой». Конечно, на тот момент результаты были скромными, после войны Европа по степени социальности далеко обогнала США (а отпуска в США не оплачиваются до сих пор, тогда как во Франции, например, оплачиваемые отпуска были введены еще до войны, в 1936 г.). Однако начал Рузвельт. И экономика США, на долгие десятилетия ставшая доминирующей в мире, практически до сих пор работает по тем канонам, которые были созданы 70 лет назад.
1.2.2. Японская экономическая модель
В экономике Японии, как
и в экономике большинства
европейских стран, также развивался такой уклад, как «государственно-
В Японии элементы тоталитарного контроля начали вводиться с 1930 г. под влиянием мирового экономического кризиса. В этом году началось принудительное картелирование тяжелой промышленности, а в 1937 г. согласно плану «преображения Японии» установлен государственный контроль над валютными операциями. В 1938 г. согласно тому же плану была проведена «всеобщая мобилизация нации» (пока экономическая, а не военная), в 1937-1940 гг. было проведено принудительное слияние промышленных предприятий в синдикаты, особенно в базовых отраслях – нефтяной, угольной, химической, металлургической, где эти синдикаты сами устанавливали цены (по «советам» государства).
В 1938-1940 гг. было введено регулируемое снабжение топливом по фиксированным ценам. Руководство картелей было заменено контрольными ассоциациями. Заработная плата была заморожена на уровне сентября 1939 г. Частная торговля быстро разорялась, а дефицит и вызванные им спекуляции породили создание экономической полиции для борьбы с экономическими преступлениями (август 1938 г.).
Правда, специфика японского «социализма» (как и германского, о котором речь ниже) была в том, что государство «пользовалось» частной собственностью, но не отчуждало ее.
После поражения Японии и ее оккупации в 1945 г. привели к тому, что японскому правительству был оставлен контроль только над финансами, бюджетом, а кроме того, оно отвечало перед американскими оккупационными властями за восстановление промышленности и сельского хозяйства и «приоритеты жизнеобеспечения населения». Оккупационные же власти взяли на себя разоружение стран, демонтаж военного производства и контроль над внешней торговлей и зарубежным имуществом страны.
Начало экономических реформ проходило в весьма трудных условиях. Промышленное производство упало до 31,7% от среднего уровня 1935-1939 гг.16 Правда, оккупационные власти США сумели не пустить доллар в экономику страны, а правительство - не допустить замены денег бартером,17 однако ситуация все равно была тяжелой. Помимо всего прочего, за годы «военного контроля» от рыночной дисциплины отвыкла значительная часть частных собственников. Так, многие компании на государственные кредиты, полученные на модернизацию, строили жилье для шахтеров или скупали дефицитные материалы «про запас».18
Так, в 1946 г. оккупационным властям не удалось заставить правительство отказаться от наиболее дорогостоящих программ, а также сдержать рост инфляции путем реформы, проведенной в феврале 1946 г., когда населению выдали на руки небольшие суммы денег, а купюры достоинством более 5 иен были принудительно положены в банки и заблокированы до июля 1948 г. Тогда в том же 1946 г. был создан Штаб экономической стабилизации (ШЭС).
Концепция Штаба была направлена, во-первых, на аграрную реформу, рассчитанную на передачу земли фермерам, но при этом ориентированную на мелкое поливное земледельческое хозяйство азиатского типа, а во-вторых, на развитие экспортных отраслей промышленности. Начали с модернизации угольной промышленности, при этом, чтобы удовлетворить потребность шахт в металле (крепежи, арматура, рельсы и т.д.), потребовалось добиться от оккупационного штаба войск США разблокирования арестованных запасов военных предприятий.
Добавим, что в это время большой вес в Японии имели левые силы, что также оказало влияние на планы ШЭС: так, базовые отрасли промышленности предполагалось национализировать.19 На сельскохозяйственную продукцию были установлены фиксированные цены, при этом они были необязательны для продавца, но если рыночные цены превышали фиксированные более чем на 10%, то разница покрывалась из бюджета.20
Выше мы говорили про то, что японское правительство не допустило замену денег бартером, однако бывали ситуации, когда оно само поощряло бартер. Так, крестьяне, сдававшие сельскохозяйственную продукцию по фиксированным ценам, получали в виде поощрения оплату натурой – удобрениями или товарами.21
Постепенно, в ходе четырехкратных пересмотров фиксированных цен с декабря 1945 по июнь 1948 гг., они сближались со свободными – благодаря как этим пересмотрам, так и тому, что правительство делало упор не на ограничение спроса, а на рост предложения (в результате чего свободные цены упали), разрыв сократился с 7,2 раз в 1946 до 1,2 раз в 1950 гг.22 C 1946 по 1952 гг. контроль над ценами был постепенно снят, а в 1950 г. отменена карточная система.23
Еще одним важным шагом была санация долгов, в ходе которой 22% крупных компаний (чуть более 1.000 из примерно 4.600) была признана банкротами.24
Очень важным шагом стала демонополизация экономики, в первую очередь ликвидация так называемых «дзайбацу» - гигантских концернов; достаточно сказать, что 10% крупнейших концернов контролировали почти треть всего акционерного капитала.25 В 1946-1947 гг. в воздухе носилась идея национализации «дзайбацу», тем более что они, привыкшие к государственному патернализму за годы «военного контроля», не очень-то и сопротивлялись.26
Однако на выборах 1948 г. левые силы потерпели поражение, что объяснялось не в последнюю очередь сохранением рыночного менталитета у населения, которое воспринимало «социалистический» контроль как временное и неизбежное зло, вызванное войной, а не как норму.27
Но идея национализации «дзайбацу» была похоронена еще раньше. В мае 1947 г. они были ликвидированы, а всего было распущено 42 крупных концерна (вместо первоначально намеченных 83) и 26 их дочерних предприятий. 42% акций, выпущенных к 1946 г., пошли в свободную продажу новым владельцам.28 Отстоять от разукрупнения японские банки удалось финансовому отделу Штаба оккупационных сил, иначе бы были сильно подорваны стартовые позиции японской промышленности.29 И целом 57% переприватизированных акций достались гражданам, 27,5% - банкам, 13,8% - промышленным предприятиям и лишь чуть более 1% - государству.30
Информация о работе Сравнительный анализ зарубежных моделей экономического развития